Новый генплан Челнов: как челнинцы воюют с авторами идей развития городской среды

В автограде прошли повторные слушания по проекту нового генерального плана. Обсуждения не задались - в ситуации
В автограде прошли повторные слушания по проекту нового генерального плана.
Обсуждения не задались — в ситуации, когда «каждый сам себе архитектор», вопросы
по большей части касались чего угодно, но не самого проекта.

Уже в самом начале публичных слушаний проекта генерального плана Челнов один из авторов — заслуженный архитектор Татарстана, завкафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич обозначил: генплан — далеко не единственный документ, который регулирует застройку Челнов. А скорее масштабное изображение, научно обосновывающее перспективы развития города. Данные говорят, что жителей станет больше? Значит, нужно предусмотреть, где они будут жить. У каждой городской семьи по вертолету, а то и два? Пора задуматься о вертолетных площадках у каждого магазина. Жители решили задуматься об экологии и вовсе отказаться от автомобилей к 2030 году? Можно запланировать по парку на каждой стоянке.

«Этим людям нужны гаражи»

— Генеральный план разрабатывается в масштабе 1:10 000. Чтобы было понятно, могу сказать, что в одном сантиметре чертежа 10 метров реального размера. Это довольно мелкий масштаб, в котором индивидуальный коттедж будет миллиметр на миллиметр. Следом за генеральным планом идет следующий градостроительный документ, который называется проект планировки территорий, который разрабатывают в более крупном масштабе. Он и является инструментарием реализации генплана, — пояснил Дембич.

Куда расти: борьба с экологами или город-спутник и «вторжение» в Тукаевский район

Собственно, из анализа текущих тенденций родился и проект нового генерального плана. А вектор предполагаемого развития Челнов сегодня такой — город будет расти. И к 2043 году — всего за два десятка лет — число жителей увеличится на 21 тысячу. Резонный вывод: взрослым и детям где-то надо будет жить, работать, учиться и лечиться.

— Какие сегодня ресурсы есть у города? Орловское поле. Территория бывшего «КамгэсЗЯБа». Междуречье на северо-западе. Эти три территории находятся в городе. Они позволяют несколько увеличить количество жилого фонда. Есть еще небольшие территории, отдельные участки, которые тоже можно застраивать. Это не говорит, что мы уплотняем уже существующую застройку. Мы находим участки, которые сегодня не застроены, и предлагаем их застроить, — рассказал Дембич.

Другими словами, земельного фонда Челнов сейчас недостаточно, чтобы реализовать задуманное, — строительство около 4,5 млн «квадратов» жилья. В качестве решения архитекторы предложили несколько вариантов. Первый — засыпать землей около 140 гектаров в дельте реки Шильна. Где можно будет расселить порядка 22,7 тысячи человек. Однако, сразу оговорился Дембич, затея это дорогая (нужно перевезти более 150 тысяч кубов грунта). Да и экологи с жителями рады не будут.

«Этим людям нужны гаражи»

Второй вариант — освоить несколько участков, находящихся в Тукаевском районе. Один на востоке, а еще два — на юго-западе, на достаточном отдалении от Челнов, где возможно создание городов-спутников.

— Есть территория, которая принадлежит «Домкору». Они готовы ее рассматривать в качестве территории для многоквартирного жилищного строительства. Здесь 95 гектаров. Второй вариант — участок, принадлежащий казанской компании. Здесь 86 гектаров. Они тоже готовы размещать здесь многоквартирные дома, — пояснил один из авторов проекта. — Сейчас мы ведем работу, чтобы провести совещание с Тукаевским районом. Даже не столько мы, сколько аппарат президента занят этим. Думаю, в ближайшее время это совещание состоится, так как без согласия района мы не имеем права планировать какое-то строительство на его территории.

Подтвердила подобное заявление и главный архитектор Тукаевского района Ольга Никитина. Она призвала проектировщиков пока не покушаться на соседние территории. А реализовать новый генплан в рамках муниципалитета.

— Мы все-таки хотим, чтобы инициатором изменения границ выступала республика. Чтобы родился документ, который нас организует. Вы должны понимать, что просто разместить какую-то многоэтажную застройку в сельском поселении – это будет очередной коллапс, как с участками для многодетных семей, потому что район не в состоянии обеспечить эти территории инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой, — заметила она.

«Этим людям нужны гаражи»

Собственно, о городах-спутниках в Татарстане говорят давно. Это и проект технополиса «Смарт Сити Казань», который презентовали еще в далеком 2012 году. В Челнах о развитии в сторону поселка Новый примерно в таком же формате — вполне самодостаточного сателлита на 10-20 тысяч жителей — упоминают еще с 2014-го. По одной причине: других направлений развития у автограда нет. С одной стороны мешает Кама, с другой — аэропорт со всеми сопутствующими ограничениями на высотность застройки, с третьей — промышленная зона. Правда, все проекты в итоге упираются в необходимость объемного финансирования, которое сложно потянуть без федеральной поддержки.

Присутствующий на встрече предприниматель Артур Тагиров предложил еще один вариант — развитие застройки в сторону птицефабрики «Челны-Бройлер», где уже как будто частично создана инфраструктура. А само предприятие можно и перенести. Однако и тут могут возникнуть нюансы. Во-первых, совсем неподалеку находится городское кладбище. Во-вторых, перенос предприятия «Агросила» может обойтись в миллиарды, а то и десятки миллиардов рублей. Которые вполне можно пустить и на другие, возможно, более полезные проекты. Тагиров также обратился к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой — рассмотреть вопрос о расширении границ города до принятия нового генерального плана Челнов.

Как жить: соцобъекты и «елки у заводов»

Не забыли авторы проекта и о социальных объектах, так как наблюдается их нехватка. Заложено строительство 16 школ, 34 детских садов, 21 объекта дополнительного образования, рассказала кандидат архитектуры, старший преподаватель КГАСУ Лилия Закиева.

— Вопрос нехватки учреждений здравоохранения решается путем строительства дополнительных корпусов в состав существующих больниц и внедрения кабинетов врача общей практики, — уточнила она.

Помимо прочего, генплан закладывает строительство аквапарка, политехнического университета, большого концертного зала, выставочного зала и крематория.

«Этим людям нужны гаражи»

Недостаточно в Челнах и озеленения, продолжила аспирант кафедры градостроительства КГАСУ Наталия Орлова. Если сегодня объекты озелененного пространства составляют 16%, то при реализации генплана этот показатель намерены довести до 25%.

— Город приобретает пять новых центров городского значения. Это бульварное кольцо, включающее площадь Азатлык, 19-й комплекс и Шишкинский бульвар. Второе — новый междуреченский бульвар на месте карьера, выходящий к акватории Камы. Это общественное пространство вдоль Мелекески, которое наполовину уже сложилось. И два транспортных пересадочных узла — один на месте существующего, другой закладывается на срок после 2035 года в восточной части Челнов, — пояснила Орлова.

Предусмотрено развитие непрерывной набережной и выход всех зеленых пространств к воде через территорию бывшего ЗЯБ и завода силикатного кирпича. Также необходимо будет обеспечить комплексное развитие территорий вдоль рек Кама и Мелекеска — от Шильнинского залива и до Элеваторной горы, а затем вдоль берегов Мелекески.

«Этим людям нужны гаражи»

Взявший микрофон предприниматель Тагиров, однако, авторам проекта не поверил. Заявив, что за последние годы в Челнах не было создано ни одного парка. А доводить значения до нормативов планируют насаждениями у заводов.

— На мой взгляд, разработчики генплана вводят нас в заблуждение относительно озеленения. Они действительно хотят достичь нормы озеленения за счет елок около заводов. Если мы захотим с вами с детишками прогуляться в сквере — садимся на трамвай, едем на завод. Там для нас будут прекрасные скверы построены, — рассуждал предприниматель.

— Мы регламентируем озеленение. По параметрам у нас 25% закладывается для озеленения в каждом новом жилом районе, — пыталась объяснить горожанину Закиева.

«Этим людям нужны гаражи»

— Зеленый цвет, друзья, видим? Где елочки у нас растут? — театральным жестом указывая на зеленые участки в промышленной части города, обратился Тагиров к собравшимся в зале горожанам.

— Промзона, промзона, заводы, — послышалось со всех сторон.

Правда, подобная «теория заговора» разбивается о действующий генеральный план. Где вся территория заводов так же «утопает» в зеленом цвете. По одной простой причине — СанПиН требует озеленять санитарно-защитные зоны промышленных предприятий в целях повышения эффективности выполнения барьерных функций. Другими словами, чтобы негативное влияние тех самых заводов на окружающую среду не влияло на качество жизни горожан. Собственно, если сравнить новую схему озеленения в жилой части города (справа) со старой (слева), то как минимум можно заметить несколько отсутствующих ранее весьма крупных участков.

«Этим людям нужны гаражи»

Куда идти: «нужны гаражи» и развитие пешеходных маршрутов

В ходе слушаний несколько раз прозвучала информация о том, что в Челнах крайне много машин: 330-350 автомобилей на тысячу жителей. Другими словами, у каждого третьего взрослого горожанина есть личное авто. Что неминуемо приводит к большому числу ДТП, в том числе — с участием пешеходов.

— Мы провели анализ. Челны являются городом с высоким уровнем автомобилизации и высоким уровнем ДТП — с участием пешеходов, детей. Город является лидером, по некоторым показателям даже Казань отстает. Необходимо реализовывать муниципальные программы, которые будут создавать условия для более комфортного и безопасного пешеходного движения: «Школьные улицы», «Комфортные улицы», — рассказала кандидат архитектуры, доцент КГАСУ Юлия Закирова.

Для развития транспортной инфраструктуры авторы проекта планируют провести линию внутригородского железнодорожного транспорта, что позволит включить в обслуживание «сопряженное агломерационное население». А также развить «продольные транспортные связи»: продолжить Московский проспект, протянуть проспект Чулман до Комсомольской набережной.

«Этим людям нужны гаражи»

— Для грузового транспорта закладывается автомагистраль, которая снизит нагрузку на внутреннюю систему улично-дорожной сети, распределит транспортные потоки, снизит уровень ДТП, — пояснила Закирова.

Для развития общественного транспорта предполагается создание новых маршрутов в Замелекесье и Новом городе, развитие трамвайной сети.

Еще одной рекомендацией стала разработка муниципальной программы, направленной на решение проблемы парковок.

— Эта проблема актуальна не только для Челнов, но и для других городов Татарстана. Уже вставал вопрос по разработке проекта, подобного программе «Наш двор», который будет решать проблему парковочных мест, строительства многоуровневых гаражей при реконструкции жилой застройки, а тем более — новом строительстве, — подчеркнула архитектор.

Камнем преткновения в вопросе парковок стали гаражи. Точнее, ГСК «Домостроитель» на улице Нариманова — кооператив в проекте генплана попал в зону, закрашенную красным цветом, — зону жилой застройки. Что, как предположил выступивший от лица «соседей» горожанин Александр Мишатин, говорит о намерении снести горячо любимые гаражи.

«Этим людям нужны гаражи»

— Зона застройка многоэтажными жилыми домами включает в себя не только жилье, но и улично-дорожную сеть, и гаражи, и озеленение. Это не подразумевает под собой снос гаражей, — попыталась объяснить горожанину, что гаражи в безопасности, представитель команды разработчиков генплана.

— Но мне нужен гараж. Этим людям нужны гаражи. Если вы считаете, что раз он вам лично не нужен, то он не нужен городу или жителям, то вы ошибаетесь, — продолжал настаивать Мишатин.

Правда, непонятно, по какой причине высказываясь от лица всех жителей. Все-таки многие горожане по-прежнему вполне успешно обходятся без личного транспорта. А гаражные коробки вряд ли можно назвать архитектурным украшением Челнов или эффективным решением для использования и так дефицитной земли.

— Мы считаем, что в таких местах гаражи, которые боксовые, надо через какое-то время ликвидировать. Сегодня мы посчитали, что на территории города 162 гектара занято гаражами. Если пересчитать это на жилую застройку 5-7-этажную, то это возможность построить там 12 тысяч квартир. У нас выбор — либо сохранить эти 162 гектара гаражей, либо построить 12 тысяч квартир, — дал реплику и Дембич.

«Этим людям нужны гаражи»

Подобная информация, однако, вызвала в зале такой гвалт, что руководитель исполкома Фарид Салахов поспешил уточнить: новый генеральный план не подразумевает, что какой бы то ни было гаражный кооператив будет ликвидирован. Он также пообещал, что все пожелания челнинцев будут учтены при доработке проекта градостроительного документа.


Читайте также: «Для вас Челны — чужой город»: как жители автограда встретили новый генплан


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *