«Для вас Челны — чужой город»: как жители автограда встретили новый генплан

В мэрии прошли публичные слушания первого этапа
В мэрии прошли публичные слушания первого этапа, который демонстрирует развитие
города до 2043 года. В пока не окончательной версии проекта профессор КГАСУ
Александр Дембич показал труды его команды над картиной будущего устройства
Челнов. Народ оказался недоволен, а архитекторы в голос заявляли о недоработке
плана.

Тему нового генерального плана Набережных Челнов в кругах чиновников и архитекторов начали активно поднимать порядка пяти лет назад. В 2018 году горсовет согласился выделить 23 миллиона на разработку очередного проекта. Предыдущий план от «Татинвестгражданпроекта», сделанный по «заказу» на тот момент мэра автограда Ильдара Халикова, был принят в 2006 году. «Срок годности» должен был истечь в 2026 году, но времена менялись так, что внести изменения нужно уже сейчас. Например, первостроитель КАМАЗа Анатолий Котвицкий указывал на его полную нежизнеспособность и оторванность от реальности. Застройщики говорили, что в городе постепенно заканчиваются резервы земель, а точечная застройка уже никого не устраивает. Старый генплан не мог ответить на современные запросы: требовалось расширение границ города, а без нового проекта такое сделать не получилось бы. 

— Действующий генплан разработан так, будто город Набережные Челны стоит в пустыне, а не на берегу реки. Водное пространство в нем никак не учтено, берег просто отделен прямой линией, — заявлял в 2018 году гендиректор инженерного центра «Синергия» Ильдус Камалов. 

Не меньшей проблемой стало и то, что улицы города спроектировали в во времена, когда в распоряжении людей было не так уж и много автомобилей — примерно 180 машин на 1000 жителей. С ростом автомобилизации начали обостряться проблемы с парковкой: дворы типовой советской застройки оказались абсолютно не готовы к большому количеству машин. На первых обсуждениях генплана, прошедших с участием горожан, эту тему обозначили как одну из ключевых. 

«Для вас Челны - чужой город»: как челнинцы встретили новый генплан

В 2019 году тендер на разработку нового генплана выиграла команда профессора КГАСУ Александра Дембича, сбив изначальную цену с 23 до 21 миллиона рублей. Обещали исправить все ошибки предыдущего проекта, проанализировать его сильные и слабые стороны. Проводили слушания с жителями и специалистами. Но это не помогло и на протяжении всего пути новый генеральный план преследовала критика от архитекторов Челнов и Татарстана. Несмотря на некоторые положительные моменты, связанные, например, с появлением у жителей шансов на получение нормальной парковки, уменьшением точечной застройки, доведением до ума дорожной, по большей части проект воспринимали негативно. Подробнее об этом и о том, почему генплан 2006 года оказался провальным KazanFirst писал ранее.

Причины разработки нового генплана

20 октября в стенах мэрии Дембич и его команда наконец-то презентовали широкой публике свой первый вариант генплана Челнов, который предусматривает развитие города до 2043 года (ранее планировалось до 2037 года). Проект разделили на три этапа. 

Начать свою речь разработчик генплана решил с экскурса в историю.          

— Челны стали городом в 1930 году, до этого они был сельским поселением. С того момента новоиспеченный город очень быстро развивался. В 1930 году население составляло чуть больше 10 тысяч, а с началом 40-х оно удвоилось. Но стремительный рост автограда начался с 60-х годов. В 63 году началось строительство поселка Гидростроителей. В 69-м было принято решение о строительстве КАМАЗа, а это потребовало оперативного застраивания территории. Через год заказали проект генплана — первый для города, — начал свой рассказ Александр Дембич. 

В те времена созданием проекта генерального плана для строящихся Челнов занимался Борис Рубаненко, начав работу над ним в 1969 году. В конце 1972 года советская власть получила на руки итоговый вариант. Четыре года заняла работа над проектом, что, как считает Дембич, очень мало. В качестве примера для сравнения профессор вспоминает создание плана для Тольятти: Рубаненко и его команда делали его больше десяти лет — с 1961 по 1973 год. 

Легендарный архитектор тогда не планировал объединять Новый город, Старый город и поселок Гидростроителей — у него физически не хватало времени одновременно заниматься двумя проектами, считает Дембич. Отсюда и растут проблемы, присущие Челнам и по сей день.

«Для вас Челны - чужой город»: как челнинцы встретили новый генплан

Город довольно быстро перерос плановое количество жителей: к началу 80-х годов преодолена отметка в 350 тысяч жителей, а в конце 90-х — в 520 тысяч. В 2002 году «Татинвестгражданпроект» начал заниматься созданием нового генплана для Челнов, по которому планировалось соединить наконец-то разные части автограда, расширить жилую зону. Именно по этому проекту, периодически внося туда правки, Челны и жили все эти годы.

— На сегодняшний день население города составляет 546 тысяч жителей. Территория Челнов сильно выросла, возникла необходимость в разработке нового генерального плана. И начиная с 2019 года мы занимаемся этим вопросом, — закончил предысторию спикер. 

«Наша задача — увеличить уровень жилой обеспеченности в городе» 

В 2015 году утвердили стратегию социально-экономического развития Татарстана, где приняли решение: на территории республики должно возникнуть три мощных городских агломерации. Центром одной из них, Камской, должны стать Набережные Челны. Предполагалось, что к 2030 году автоград усилит свои связи с Тукаевским районом, начнет совместное развитие промышленности и электротранспорта с Елабугой, Нижнекамском и Мензелинском. 

— Поэтому, когда мы начали разрабатывать генплан, мы понимали, что развитие транспортной сети города, системы учреждений обслуживания должны быть готовы взять на себя работу над всей сетью Камской агломерации. Вторая наша задача — увеличить уровень жилой обеспеченности в городе до 32 кв.м на каждого жителя. Сегодня эта цифра составляет около 26 кв.м. Через 10-15 лет город должен выйти на запланированные цифры, — прокомментировал вопрос жилье спикер. — Население постоянно растет. И если тенденция сохранится, то к началу 2040 года оно составит около 600 тысяч.

Проект предполагает развитие Челнов до 2043 года. Но даже 20 лет, считает профессор, слишком большой срок планирования. В реальности 12-15 лет, по мнению экспертов, являются границей прогнозирования. Поэтому в течение этого времени в него, разумеется, будут вноситься различные корректировки и правки, дабы актуализировать его под нужды города, если возникнет необходимость.

«Для вас Челны - чужой город»: как челнинцы встретили новый генплан

Важной частью проекта стало постепенное расширение границ города на прилегающие к нему территории. Архитектор предлагает в будущем, в качестве возможного варианта, начать застройку Орловского поля, Элеваторной горы, берега Мелекески, вдоль проспектов Фоменко и Казанского, напротив поселка ЗЯБ. Поглядывают в сторону нижнего бьефа, в котором планируют снести промышленные зоны — береговую зону хотят отдать под частную и многоэтажную застройку.

— Если мы сумеем использовать каждый участок в городе, мы сможем разместить еще 3,2 миллиона кв.м на территории города. Это зависит еще и от типа постройки. Мы посчитали: 60-70% займут многоэтажки, 30-40% — малоэтажные здания. Нам надо к концу 2030 — началу 2040 года получить примерно шесть миллионов квадратных метров, три из них нужно разместить в городе, а ради остальных придется выйти за границы, — уточнил момент с расширением Дембич.

«Для вас Челны - чужой город»: как челнинцы встретили новый генплан

Сейчас ведутся работы над идеей объединения Шишкинского бульвара и бульвара Энтузиастов — планируют организовать с ними пешеходное кольцо, покрытое зеленью, проходящее через площадь Азатлык и Парк победы. Параллельно планируется соединение центра с набережной: элеваторная гора и Чаллы Яр будут связаны бульваром, выходящим на берег Камы. 

Вместе с этим рассматривается вопрос создания системы электричек внутри Камской агломерации. Это позволит жителям быстро добираться до прилегающих к Челнам городам, в числе которых Нижнекамск, Менделеевск и Елабуга. Они будут проезжать через станции Менделеевска, Елабугу, КАМАЗ, Круглое Поле, Нижнекамск, Никашновку, Бегишево, ОЭЗ «Алабуга».

«Для вас Челны - чужой город»: как челнинцы встретили новый генплан

— 30-40 минут понадобится, чтобы добраться до любого города. Мы этот вопрос активно обсуждали с Минтрансом, они заинтересовались. Начинается разрабатываться программа реализации проекта, дабы можно было перемещаться на электричке по городам, — рассказал профессор.

Не забыли и про озеленение. Сегодня на городской территории доля «зеленок» составляет 16%, хотя градостроительный кодекс России требует минимум 25%. Планируется увеличение количества деревьев у КАМАЗа, на бульварах и в санитарных зонах. Дембич хочет к концу проекта выйти до отметки в 26%. Это одна из причин, зачем к городу присоединяют Шильнинский лес.

Но наиболее болезненной частью проекта стал охват под жилой массив гаражных застроек, где расположены многие малые и средние предприятия, склады и стоянки. 

«Для вас Челны - чужой город»: как челнинцы встретили новый генплан

— В городе довольно много боксовых гаражей. Я прекрасно знаю, что часто они используются не по назначению, а как склад для домашних предметов, как ремонтная мастерская. Но тем не менее, я уже сказал, что у нас недостаток жилищной территории, поэтому мы считаем, что время гаражей уходит. Никто не говорит, что их нужно сносить сейчас — для этого есть длительный срок в 15-20 лет, — попытался успокоить горожан профессор.

«Почему вы не разговаривали с людьми?»

На слушания по генеральному плану пришло много людей — более 200 человек. Мероприятие длилось 2,5 часа и большую часть времени челнининцы и эксперты критиковали творение команды профессора, подход к информированию горожан, а также, что представленные на конференции карты и схемы отличались от того, что ранее выкладывали на сайте городе. Немалая часть жителей выступила в защиту гаражных и санитарных зон, многие недоумевали от того, что жилищная застройка ворвалась на их территорию, в особенности — в гаражи.

— Вы внесли в зону застройки новые здания. Я взял голый участок земли, провел газ и электричество, взял кредит — до сих пор их не погасил. В 2018 году я построил новое здание, сдал в эксплуатацию, а сегодня вы их включаете в план застройки под жилье. Людям не только жить надо, а еще и работать. Почему вы не разговаривали с людьми? — сокрушается предприниматель.

— Все по 20 лет строились, платят налоги, закрепились там. Основная масса по гаражам — это бабушки и дедушки, которые хранят картошку. Если сносить и переносить — это чревато увольнением людей, перевозкой складов. Мы обслуживаем военных, поставляем им вещи. Мы понимаем, что это будет болезненно, это будет убыточно. Нам проще будет переехать в Нижний Новгород, нас там никто не тронет, — поддержал протест бизнесмен.

Отдельной темой стала санитарная зона у КАМАЗа. По новому генплану зона будет значительно уменьшена.

— Завод двигателей есть. Санитарная зона должна быть между забором завода и дорогой. Дальше она должна распространяться от дороги до жилых домов. А что там происходит? Черт знает что понастроили. Раньше я там липы сажал, 180 штук садил, а теперь там все вырубили. Кто ответит за то, что там было сделано? — пожаловался челнинец.

Фарид Салахов, руководитель исполкома города, заявил, что санитарные зоны уменьшили в недавнем постановлении, благодаря чему проект укладывается в рамки нормы. Впрочем, как оказалось, документ, который подтвердил бы слова чиновника, отсутствует в общем доступе, а когда его добавят — неизвестно.

«Для вас Челны - чужой город»: как челнинцы встретили новый генплан

Гендиректор инженерного центра «Синергия» Ильдус Камалов, частый гость в слушаниях по проекту, обвинил Дембича и его команду в некомпетентности и незнании города, считая, что они совсем не понимают сути. 

— Где анализ генплана 2006 года? Для вас Челны — чужой город, вы даже не скажете, где что находится! Вы в основном потратили время на описание жилого фонда, сколько там квадратных метров. Город — это не только жилье. А из-за вас молодежь бежит из города: никаких интересных объектов нет, нет привлекательной среды для бизнеса, — возмутился планом мужчина. — Говорите, четыре раза все обсуждали и учли. Давайте не будем кривить душой. Я во всех четырех встречах принимал участие, кипы документов вам слал и с руководителем исполкома говорил, и с мэром, мы запроектировали застройки прибрежной зоны — не надо лезть сейчас на гаражи, на промзону. Ни слова про экологию не сказали, а учитывая денежные затраты на озеленение санитарных зон, там давно тайга должна была вырасти!

Депутат горсовета Татьяна Гурьева считает, что план находится в откровенно сыром состоянии и нуждается в доработке.

— Считаю, что необходимо провести обсуждение по районам. Здесь сидят представители гаражных кооперативов, с ними тоже нужно встретиться, решить вопросы. Что касается генплана, это план развития, обустройства города. В данном проекте я этого не увидела. Я увидела идею плана: настроить как можно больше жилья на каждый квадратный метр, ничего более. Я хочу спросить у исполкома: как вы оцениваете данный проект? — риторически спросила чиновница и продолжила критику.

Изначально мы планировали поместить в материал изображения генплана с официального сайта мэрии для наглядности, но как потом оказалось — там находятся карты, успевшие устареть к началу слушаний. Почему товарищ Дембич или кто-то из мэрии не удосужились залить обновленный вариант, чтобы жители могли быть в курсе актуальных изменений — никто не знает.

Претензий накопилось много. Жители активно критиковали Дембича и требовали забраковать многое из задуманного. Власти заверили: все предложения учли и в скором времени проведут повторное обсуждение.  Уведомлять через Госуслуги или социальные сети муниципалитет не желает, несмотря на жалобы, оправдываясь тем, что по закону это не положено. Именно поэтому владелец компании «АЙТАТ» Артур Тагиров создал группу в социальных сетях, где все жители Челнов могут получить актуальную информацию о проекте. Не по букве закона, но зато доступно.


Читайте также: Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают Московский проспект


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *