«Сдался и с улыбкой отвечал на вопросы»: что рассказывают полицейские, задержавшие Ильназа Галявиева

Казанского стрелка арестовал оперативник в отпуске
Казанского стрелка арестовал оперативник в отпуске, случайно проезжавший мимо
гимназии №175 в день трагедии.

Вся трагедия, произошедшая в Казани 11 мая 2021 года, сопровождается чередой случайностей и совпадений. Где-то счастливых, помогших избежать большого количества жертв. Учительница начальных классов случайно не заперла решетки после мытья окон на первом этаже, благодаря чему ее класс быстро выбрался после взрыва. Директор школы Амина Валеева случайно оказалась на своем рабочем месте в день отпуска и успела предупредить школу по микрофону в кабинете. Полицейский, задержавший Ильназа Галявиева и вызвавший подкрепление, случайно проезжал мимо школы на своей личной машине в первый день отпуска.

«Сдался и с улыбкой отвечал на вопросы»: что рассказывают полицейские, задержавшие Ильназа Галявиева

Но есть и печальные стечения обстоятельств: неработающий громкоговоритель в 8А, убитая учительница начальных классов Венера Айзатова, вышедшая в коридор до объявления о нападении, и погибшая учительница английского языка Эльвира Игнатьева, планировавшая увольняться из школы меньше чем через месяц.

Старший брат Игнатьевой 32-летний Андрей Игнатьев рассказал, что сестра вот-вот собиралась менять место трудоустройства из-за давления начальства и слишком большого объема работы. Девушка планировала завершить учебный год — до этого оставалось меньше месяца, а затем отдохнуть и подумать о новой работе. Но этого так и не произошло.

Примерно в 9:30 знакомый сообщил Андрею, что в школе, где работает его сестра, стрельба. Андрей приехал к зданию гимназии уже к 10 утра, но к тому моменту все было оцеплено Росгвардией и пожарными, внутрь никого не пускали. Сотрудники полиции не давали никакой информации, и в пунктах эвакуации (близлежащих к школе и детскому саду) Андрей сестру не обнаружил. Позже в Телеграм-каналах появилась информация о гибели учительницы английского. Ее брат начал обзванивать морги и больницы города — так и нашел сестру.

11 мая 2021 года был первым днем отпуска сотрудника МВД Ленара Мусина, который отвез детей в школу и поехал мыть машину. Проезжая мимо гимназии №175 он услышал взрыв и увидел, как в школе началась суматоха. Бросив машину, полицейский сразу помчался к зданию, увидел на входе раненого охранника школы и пытался узнать, что произошло. Он приказал персоналу школы ещё раз нажать на тревожную кнопку и попытался осмотреть здание. Параллельно с этим мужчина пробовал вызвать подкрепление с телефона очевидцев — его остался в машине, но по номеру 112 все время было занято.

— Приехал экипаж Росгвардии. Я сказал: «Берите что есть — каски, бронежилеты — там стреляют!». Тут выходит парень весь в черном, в берцах, уже без оружия. Он руки поднял и сказал: «Я сдаюсь». Ко мне вышел человек, похожий, извиняюсь, на ботаника. Я к нему подбежал и скрутил его, передал росгвардейцам. Потом на воротах сказал, чтобы их закрыли, иначе сейчас пойдут родители и мы не удержим толпу, — вспоминает Мусин.

При задержании Галявиев не оказал никакого сопротивления. Он был спокоен, не кричал. После этого Мусин начал выяснять имя и отчество стрелка, с кем он был и где его оружие — тот ответил, как его зовут, и пояснил, что ружье осталось в школе. Также он заявил, что был один.

В зале заседания суд попросил Мусина опознать подсудимого, но тот, как всегда, прятал лицо, опустив его вниз и натянув капюшон. Председательствующий несколько раз просил Галявиева показать лицо свидетелю, но тот впервые четко ответил: «Нет!».

Со слов начальника патрульной службы Ильназа Хабибуллина, который одним из первых приехал на место после вызова подкрепления, в момент задержания с лица стрелка не сходила улыбка: на все вопросы он отвечал четко, коротко и с ухмылкой.

— Я его спрашиваю: «Ты стрелял?». Он отвечает: «Я». Спрашиваю: «В кого?». Отвечает: «В детей. Хотел их убить», — вспоминает диалог с Галявиевым Хабибуллин.

«Сдался и с улыбкой отвечал на вопросы»: что рассказывают полицейские, задержавшие Ильназа Галявиева

Стрелок подробно описал полицейскому орудие убийства, калибр патронов. Сейчас Галявиев уже не улыбается и гораздо менее разговорчив. Он не отвечает ни на один вопрос кого-либо, кроме судьи.

После задержания Галявиева Хабибуллин кинулся осматривать школу. Первые два этажа были разрушены, но без жертв — людей на них к тому моменту уже почти и не было. 310-й кабинет, в котором был расстрелян 8А, обнаружили сразу же. Когда Хабибуллин туда вошел, повсюду была кровь и убитые.

— То, что там кто-то остался жив, для меня было удивительно. Я и предположить не мог. Просто зашел и бросил дежурную фразу: «Кто ещё может встать на ноги и идти, следуйте за мной». Не думал, что кто-то откликнется, но из-под учительского стола поднялись около семи абсолютно невредимых учеников, — рассказывает полицейский.

Почти каждому свидетелю или потерпевшему адвокат Галявиева задает вопрос: «Один ли был стрелок, осматривали ли крышу в момент задержания, есть ли уверенность, что больше нападавших не было?».

— Кто-то из людей начал говорить, что он был не один, но я ему такого вопроса не задавал, когда задерживал. Он коротко отвечал на мои вопросы, улыбаясь при этом, практически с насмешкой. Для меня, как для человека, служившего и в Вооруженных силах, и в полиции, стало сразу понятно, что кого-либо еще причастного к этому быть не могло. Потому что локальность применения, повреждение только одного крыла, найденная только одна единица оружия говорят о том, что Галявиев был один. Погибшие только в одном помещении. Если бы нападавших было больше, то и жертв, соответственно, тоже, — резюмировал Хабибуллин.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: