«Помощь мобилизованным и их семьям — это очень благородно»: как предприниматели Татарстана решали проблемы бизнеса с президентом

О «вечной» проблеме вывоза ТКО
О «вечной» проблеме вывоза ТКО, сложностях организации проката велосипедов в
парках и скверах, влиянии системы налогообложения на возрождение искусства
казанских ювелиров и других вопросах бизнеса — в материале KazanFirst.

Запросы малого и среднего бизнеса Татарстана выслушал президент республики Рустам Минниханов. Вопросов накопилось действительно много – предприниматели с трудом дожидались своей очереди обратиться к руководителю региона. Встречу президент провел на площадке производственно-складского комплекса торговой компании «Айсберг» в Высокогорском районе. Модератором мероприятия выступил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Татарстане Фарид Абдулганиев.

Предпринимателей освободили от уплаты налогов на благотворительность

Первый вопрос касался резонансной темы, а именно – поддержки татарстанцев, призванных в Вооруженные Силы РФ в рамках частичной мобилизации. В Татарстане возникло общественное движение по оказанию помощи бойцам и членам их семей. В сбор гуманитарных грузов включились как простые граждане, так и малые, средние и крупные предприятия республики. Они покупают и отправляют необходимые вещи в зону СВО за свой счет. Но такие расходы предприятий все еще облагаются налогами. 

Старший партнер АФ «Палладиум» Алсу Губайдуллина сообщила, что многие предприниматели продолжают организовывать сборы для мобилизованных татарстанцев. Они покупают медикаменты, одежду и другие предметы, необходимые мобилизованным. 

– На сегодняшний день эти расходы облагаются НДС и не признаются в расходах по налогу на прибыль и УСН. Предприниматели сами не поднимают этот вопрос из скромности и чистоты своих поступков. Но мы как аудиторское сообщество выступили с инициативой разработки законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, – рассказала она и попросила Минниханова поддержать этот проект. 

Согласно законопроекту предлагается не облагать НДС передачу предметов на безвозмездной основе гражданам, попавшим под частичную мобилизацию, и их семьям в пределах 200 тысяч на сотрудника. Также предлагается принимать эти расходы в целях исчисления налога на прибыль и УСН. По словам Губайдуллиной, законопроект направлен на рассмотрение в Правительство РФ.

— Я уверена, что предприниматели будут делать еще больше, если будут видеть поддержку со стороны государства, – добавила она. 

«Мы всегда будем вас поддерживать»: чего не хватает предпринимателям Татарстана?

Руководитель республики поблагодарил предпринимателей, которые оказывают поддержку мобилизованным. По его словам, от военнослужащих татарстанцев, находящихся на линии боевых действий, поступают запросы на необходимые вещи, медикаменты и амуницию. Часть этих запросов удается удовлетворить за счет бюджетных средств. Но для покупки необходимых предметов требуется помощь бизнеса. 

– Считаю, что мы можем вовлечь большее количество предпринимателей. Это очень благородно, и мы должны это поддерживать, – добавил Минниханов.

Депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов сообщил, что эти предложения Губайдуллиной уже оформлены в виде Федерального закона №343. 

– С 1 января 2022 года закон имеет обратную силу, при этом не ограничивается объем выплат для мобилизованных, – сообщил депутат. 

Руководитель Управления ФНС по Татарстану Марат Сафиуллин подтвердил, что закон, принятый 22 ноября 2022 года, действительно уже вступил в силу и имеет обратную силу с 1 января. Все безвозмездные выплаты и передача имущества не облагаются налогом на добавленную стоимость, а все расходы признаются как расходы предприятий.

Минниханов поручил общественным представителям бизнес-омбудсмена дать разъяснения предпринимателям на местах.

– Ваш вопрос решен, надо его донести и посмотреть, как он работает. Некоторые законы принимаются, но применительность очень сложная или невозможная. Поэтому мы вместе с налоговой посмотрим, как сделать это удобно и эффективно, – ответил Губайдуллиной президент Татарстана.

«Мы всегда будем вас поддерживать»: чего не хватает предпринимателям Татарстана?

Позже он рекомендовал бизнесу оказывать благотворительную помощь мобилизованным через специальный фонд. Он поднял вопрос мошенничества, жертвами которого становятся желающие оказать материальную помощь.

– Много мошенников, которые под видом поддержки нашим мобилизованным обращаются к юрлицам и физлицам. Это будет проблемой. Если хотите оказать помощь, то нужно это делать через фонд. У нас отлажена эта схема. Чтобы налоговая принимала эти документы, этот регламент нужно расписать. Потому что обмана очень много. Мошенники на всем пытаются заработать, – обратил внимание Минниханов.

Чтобы избежать подобных ситуаций, лидер Татарстана поручил Сафиуллину расписать четкий регламент, согласно которому компании и предприниматели должны подавать документы о расходах на благотворительность.

Чиновникам нужно регламентировать работу бизнеса в парках

Следующий вопрос – нереализованный потенциал парков и скверов. Чтобы они зажили полной жизнью, общественные пространства нужно насытить услугами, востребованными населением. 

Общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РТ в Нижнекамском муниципальном районе Ильнар Сираев сообщил, что в схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО) не включены парки и скверы. Это привело к тому, что на территории парков и скверов невозможно поставить НТО и организовать в них прокат спортивного инвентаря, точки питания и парикмахерских услуг. Сираев рассказал, что в последний раз обновление схемы НТО Нижнекамска было сделано в 2018 году. Проблемой также остается то, что в НТО включены только объекты торговли, а аренда и услуги – нет. Это создает препятствия таких сервисов, как аренда роликов, самокатов. 

Сираев обратился к примеру экстрим-парка «Урам» в Казани – по словам предпринимателя, прокат велосипедов, роликов и скейтов, который там организован, востребован среди активной молодежи. Помимо проката инвентаря там имеются кафе, где горожане могут подкрепиться. 

– Было бы замечательно, если бы все эти услуги были внесены во все скверы и парки нашей республики, – сказал предприниматель, добавив, что в парках уже создана вся необходимая инфраструктура для катания на роликах, велосипедах и скейтах. 

«Мы всегда будем вас поддерживать»: чего не хватает предпринимателям Татарстана?

Директор Института развития городов Татарстана Наиля Зинатуллина, комментируя проблему, рекомендовала муниципалитетам включить парки, набережные, скверы и другие общественные пространства в схему НТО. Также она заявила о необходимости внести поправки в ФЗ №381 для того, чтобы в НТО могла осуществляться не только торговля, но и аренда, услуги. 

Президент уточнил: запрещает ли закон услуги и аренду или же они просто не предусмотрены законом? Выяснилось, что аренда и услуги просто не включены в закон. 

– Если запрещено, то запрещено. Если это не указано, это не значит, что не разрешено, – пояснил руководитель республики.

Он поручил профильным министерствам разработать документ, который будет регламентировать аренду и торговлю в НТО. 

– Должен быть четкий регламент, как и где должны работать точки и сфера услуг. При планировании мы должны определять, как и где должны работать нестационарные торговые объекты. Мы согласуем с прокуратурой, как этот вопрос решить, – сказал президент Татарстана.

Чиновники должны будут решить данную проблему до 15 февраля. 

Ни одна встреча с предпринимателями не проходит без обсуждения проблемы вывоза твердых коммунальных расходов. Не обошли стороной «мусорную реформу» и в этот раз. 

Напомним, что на новую систему обращения с ТКО Татарстан перешел в 2019 году. Услуги по вывозу оказывают два региональных оператора – УК «ПЖКХ» и ООО «Гринта». Хотя реформа действует уже почти четыре года, она все еще вызывает массу вопросов. Предприниматели жалуются на завышенные нормативы накопления твердых коммунальных отходов. 

А был ли мусор?

Необоснованно дорогим вывоз ТКО считает индивидуальный предприниматель из Альметьевска Альфия Гарифуллина. Женщина владеет так называемым магазином у дома – торговым павильоном в 31 квадратный метр, в котором продаются товары повседневного спроса. Согласно схеме размещения павильону присвоен статус нестационарного торгового объекта. Установленный норматив для таких объектов – 5,11 куб. м с одного квадратного метра общей площади объекта. По словам Гарифуллиной, этот норматив превышает нормативы по другим категориям от 5 до 50 раз. К примеру, норматив по прачечным и химчисткам – 0,34 куб. м, а ателье — 0,18 куб. м.

– Может быть, вы скажете, что это другие виды деятельности, но чем тогда мы отличаемся от магазинов, которые находятся в объектах капитального строения? Мы производим примерно одинаковое количество мусора. Однако по нашему павильону, согласно установленному нормативу, выходит, что мы вывозим мусора 13,2 куб. м в месяц. Такого объема мусора мы и близко никогда не генерировали. Мы готовы оплачивать, платили и всегда будем платить за услуги по вывозу мусора, но почему нас ставят в неконкурентные условия? – задалась вопросом Гарифуллина.

Минниханов принялся разбираться, почему так вышло, что у торгового павильона нормативы больше, чем у других нестационарных объектов. 

«Мы всегда будем вас поддерживать»: чего не хватает предпринимателям Татарстана?

– Может быть, так как у вас фасованной продукции меньше, то и мусора больше? – заинтересовался Минниханов и переадресовал вопрос министру строительства, архитектуры и ЖКХ Марату Айзатуллину. 

Министр пояснил, что замеры производили квалифицированные специалисты в течение всего года. У стационарного объекта норматив – 1,16 кубометра на квадратный метр, а НТО действительно платят 5,11 кубометра на квадрат. 

Минниханов предложил сделать повторные замеры отдельно по нестационарным объектам, чтобы проверить, соответствуют ли установленные нормативы реальности.

Искусство казанских ювелиров может быть утеряно

Бугорчатая скань – искусство ювелирных мастеров Казани. От плоской филиграни она отличается тем, что завиток проволоки закручивается в виде низкого конуса таким образом, чтобы выступать над плоскостью. Большинство из ювелирных предметов – серьги с подвесками, нагрудные украшения, воротниковые украшения, перевязи, футляры, коранницы, сплошные и составные браслеты – сегодня можно увидеть разве что в музее. Но в последние годы местные ювелиры восстанавливали древние технологии по работе с серебром. Выросло новое поколение мастеров, чьи изделия продаются в сувенирных и ювелирных магазинах Казани. 

Но помешать возрождению древнего искусства может отмена специальных налоговых режимов для предприятий, торгующих серебром. С 1 января 2023 года все предприниматели и компании, осуществляющие производство и продажу ювелирных изделий, лишаются права применять упрощенную систему налогообложения. Такую проблему озвучил руководитель ООО «Казанская сувенирная компания» Вячеслав Вдовин. По его словам, переход на общую систему налогообложения приведет к росту ювелирных изделий примерно на 30%.

– Для тех, кто работает с золотыми украшениями, такое повышение чувствительно, но не фатально. Для мастеров, работающих с изделиями из серебра, где наибольшую часть себестоимости составляет труд мастеров, это крах, – признался предприниматель, добавив, что повышение цен может привести к уходу с рынка небольших ювелирных предприятий.

«Мы всегда будем вас поддерживать»: чего не хватает предпринимателям Татарстана?

Для республики это может означать и утерю едва восстановленных традиций татарских мастеров. В результате на прилавках останутся только обычные серийные украшения, которые можно купить в любом магазине России.

Вдовин также подчеркнул, что ювелирам не дали переходного периода, в течение которого они могли бы сбыть остатки продукции. 

Предприниматель попросил обратиться к законодателю с предложениями предусмотреть переходный период до года для реализации остатков продукции и разделить налогообложение ювелирных изделий из золота и серебра, позволив предпринимателям, компаниям и самозанятым, работающим только с серебром, применять специальные налоговые режимы. 

Марат Сафиуллин объяснил, что специальные налоговые режимы для ювелиров создают неравную конкурентную среду. В пояснительной записке к ФЗ №47 от 9 марта 2022 года было заключение о том, что конкурентную среду необходимо выравнивать. 

Айрат Фаррахов добавил, что ювелирная отрасль поделилась на два лагеря: крупные предприятия, которые поддерживают переход на основную систему налогообложения, и мелкие предприятия, которые категорически против, хоть и признают, что специальные режимы дают возможность «уходить» от налогов. После этого депутат вызвался создать рабочую группу в Госдуме РФ и довести предложения Вдовина до депутата Владислава Резника, который курировал этот вопрос. 

– То, что говорит Вячеслав, – абсолютно правильно. Нужно сохранять мелкий бизнес, это чаще всего семейный бизнес, и идти по пути предоставления определенных льгот, – заявил Фаррахов. 

Минниханов поддержал инициативу, пообещав рассмотреть возможность налоговых льгот на уровне республики. 

«Мы услышали вас»

Эффективное использование государственного имущества продемонстировал предприниматель Илья Слаев. Вместе с соучредителем бизнеса он отремонтировал помещения и организовал в них бюджетную гостиницу для туристических групп. По федеральному законодательству предприниматель может выкупить помещения у государства в рассрочку. Поскольку в Татарстане максимальный срок рассрочки не определен, он не может превышать пяти лет, хотя в соседних субъектах он может достигать 7-8 лет. Как признался Слаев, у его бизнеса низкая маржинальность и за пять лет он никак не сможет выкупить помещения. 

Благодаря программе «Льготная аренда» предприниматель два года не оплачивал арендованные у министерства земельных и имущественных отношений РТ помещения. 

– Третий год мы платили 25% от арендной платы. По федеральному законодательству программа очень полезная для предпринимателей. Она дает время, чтобы встать на ноги, – сказал Слаев, попросив Минниханова увеличить максимальный срок рассрочки до восьми лет.

Министр земельных и имущественных отношений РТ Фаниль Аглиуллин пояснил, что ранее не получал обращений по поводу увеличения максимального срока рассрочки. Однако изменение возможно, и тогда срок можно будет увеличить до 10 лет. 

«Мы всегда будем вас поддерживать»: чего не хватает предпринимателям Татарстана?

Минниханов подтвердил возможность внесения правок.

– Я думаю, что в данном случае можно подойти гибко. Если нужны меры поддержки по рассрочке, можно рассмотреть. Нам все равно выгодно, когда [предприниматель] выходит на какие-то параметры, создает рабочие места. Мы услышали вас. Я в принципе не против, но это не должно быть некой лазейкой, должны быть четко расписанные правила, в каких случаях какая рассрочка должна быть, – рассуждал Минниханов.

В заключение встречи с предпринимателями руководитель республики подчеркнул — важно поддерживать в регионе хороший микроклимат, так как представители малого и среднего бизнеса создают новые рабочие места, содержат себя и содействуют тому, чтобы работал их бизнес.

— Мы всегда будем вас поддерживать, — резюмировал Минниханов. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *