«Шайхулов стал ходить и говорить, что он договорился с исполкомом Челнов»

В автограде слушается дело экс-директора городского кладбища. Перед судом предстал главный экономист «Горкоммунхоза»
В автограде слушается дело экс-директора городского кладбища. Перед судом
предстал главный экономист «Горкоммунхоза», директор компании «Ритуал-НЧ»,
которую следователи связывают с именем Ришата Шайхулова, а также бывший работник
организации.

В Набережночелнинском городском суде выступили четверо свидетелей обвинения по уголовному делу директора кладбища Ришата Шайхулова. Мужчину обвиняют в семи преступных эпизодах по трем уголовным статьям. Среди них: превышение должностных полномочий, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и незаконный оборот специальных технических средств. Последняя статья связана с появлением в помещениях МУП «Горкоммунхоз» камер видеонаблюдения, якобы установленных директором кладбища. Остальные, так или иначе, пересекаются с тянущимся несколько лет конфликтом Шайхулова с предпринимателем Евгением Ядовиным. Последний в качестве потерпевшего также присутствовал на заседании.

«Предлагал проехать на кладбище и оплатить уже там»

Первый выслушанный свидетель Сергей Кондалев сам некогда работал в ритуальной сфере. Знакомый, с которым он учился в школе, водил катафалк. И в свободное от основной работы время горожанин помогал ему, чтобы немного подзаработать.

С директором кладбища, однако, он столкнулся не в результате рабочих моментов. Однажды вечером челнинцу сообщили о смерти друга. По телефону он объяснил супруге умершего, что сейчас к ней начнут «ломиться» агенты ритуальных контор. Но сотрудничать с ними не стоит. А в организации похорон он поможет, чтобы сделать все как можно дешевле.

«Как я буду копать, если человек в могиле стоит?»

На следующий день Кондалев с супругой друга приехали в «Горкоммунхоз». Но там не стали сразу оформлять документы, принимать плату тоже отказались. В недоумении вышедших на улицу горожан неожиданно догнал Шайхулов.

— Он схватил мою знакомую за руку, начал тащить, предлагал проехать на кладбище и оплатить уже там, — рассказал Кондалев.

Почему директор кладбища настаивал именно на такой схеме, свидетель ответить затруднился. Но предположил, что «у них» может быть дороже, а значит — выгоднее.

— Я понимал, что он был против того, чтобы похороны были дешевыми. Он хотел получить деньги. Как-то это не по-человечески, — рассуждал мужчина.

Следователь, услышав про деньги, само собой, начал задавать вопросы о том, был ли у Шайхулова какой-то бизнес и связан ли он с деятельностью «Ритуала-НЧ». Вероятно, растерявшись под строгим взглядом судьи, Кондалев не смог ничего ответить, сославшись на забывчивость. Пришлось оглашать показания — оказывается, на следствии он говорил совсем по-другому.

«Как я буду копать, если человек в могиле стоит?»

«На вопрос следователя, почему Шайхулов, являясь директором кладбища, пытался навязать платные услуги, ответил, что слышал, будто у Шайхулова свой бизнес. У него есть две организации — «Ритуал НЧ» и «Мемориал НЧ». Шайхулов таким образом зарабатывал деньги», — зачитывал представитель обвинения.

Правда, в итоге свидетель на суде так и не смог вспомнить, от кого он все это слышал и вообще называл ли наименования компаний. Да и история с похоронами закончилась, кажется, хорошо: погибшего знакомого на следующий день захоронили, а три тысячи рублей за копку могилы он передал «ребятам Ядовина».

Шайхулов говорил, что вопрос по поводу арендных платежей решен

Забывчивой оказалась и выступившая следом главный экономист «Горкоммунхоза» Резеда Маликова. В муниципальном предприятии она работает с 2014 года. Тихо и растерянно свидетель ответила на несколько вопросов, касающихся компании «Ритуал-НЧ» и ее директора Ринаса Мухаметова. Но про связь этой организации с Шайхуловым снова запамятовала, отметив, что юридически никаких взаимоотношений нет.

Снова пришлось зачитывать показания, полученные в ходе следствия. Оказалось, что Мухаметов, по словам Маликовой, некогда работал в «Горкоммунхозе» бригадиром землекопов. Но был уволен по отрицательным мотивам, связанным с некими финансовыми проблемами. После того, как из устава «Горкоммунхоза» убрали направление экономической деятельности по оказанию ритуальных услуг жителям, он создал компанию «Ритуал-НЧ». При этом бизнесом на самом деле занимался якобы Шайхулов, так как с Мухаметовым они были друзьями.

При этом до ноября 2020 года компания арендовала помещение в здании «Горкоммунхоза» ,что было весьма удобно для похоронного бюро — под боком морг.

«Как я буду копать, если человек в могиле стоит?»

«С ноября 2020 года Шайхулов стал ходить и говорить, что он договорился с исполнительным комитетом города по поводу продления аренды. В середине марта 2021-го «Ритуал-НЧ» съехал из занимаемого помещения, забрав товары. Исполнительный комитет неоднократно обращался в компанию по поводу задолженности по аренде в размере около 400 тысяч рублей. Шайхулов говорил, что вопрос по поводу арендных платежей решен и он не будет платить — так ему посоветовала прокуратура. При этом Маликова понимала, что Шайхулов не хочет отдавать данное помещение, так как магазин был расположен близко к моргу», — говорится в показаниях Маликовой.

— Ваши показания? — уточнил следователь.

— Мои, наверное. Я уже не помню, — все так же неуверенно продолжала отвечать Маликова.

— Вы подтверждаете их?

— Подтверждаю.

— То, что это бизнес Шайхулова, вы откуда взяли?

— Ну они вместе с Мухаметовым приходили, когда тот писал заявление на аренду. Тогда у нас из МУПа выкинули ритуальную деятельность. Он же у нас работал, потом уволился. Вот, может быть, на основании этого что-то там. Юридически какой-либо связи нет, — снова повторила свидетель.

«Отношения не имел, доход не получал»

Буквально 10 минут ушло на то, чтобы выслушать свидетеля Ринаса Мухаметова, директора компании «Ритуал-НЧ». Он рассказал, что раньше работал управляющим в компании, которая занималась кузовным ремонтом. После того, как организация закрылась, решил податься в ритуальный бизнес.

«Как я буду копать, если человек в могиле стоит?»

— У нас было 5-6 агентов. Они принимали заявки. Человек приходил, оформлял заказ — гробы, венки, атрибутику, копку могил. В мои обязанности входило контролировать работников, — пояснил он суду.

Собственно, все дальнейшие показания Мухаметова сводились к одному: Шайхулов к «Ритуалу-НЧ» никакого отношения не имел, дохода от компании не получал, препятствий не чинил, могилы копать не запрещал.

«Проблем нет, потому что копкой больше никто не занимается»

А вот свидетель Вадим Гришанин, напротив, рассказал об обратном «опыте» взаимодействия с администрацией кладбища. В ритуальном деле он уже более пяти лет. Успел поработать и копщиком, и водителем катафалка, и агентом. В том числе в компании «Ритуал-НЧ». Более полугода работал бригадиром — принимал расчет от клиентов.

«Как я буду копать, если человек в могиле стоит?»

А в марте 2022 года перешел работать в организацию Ядовина. И сразу же столкнулся с тем самым «препятствованием».

— Каким образом оказывали препятствия? — уточнил следователь.

— Говорили, что заявление не подписано, копать нельзя.

— Кто говорил?

— Шайхулов. Охрана некоторое время стояла, машину нашу не пускали. Приходилось пешком ходить. Когда копать начинали, приходили, не давали копать, вставали на место.

— Как часто? — продолжал представитель обвинения.

— Практически постоянно. Охрана тоже приходила, говорила, что от администрации кладбища указание, что копать запрещено. Я звоню начальству, а там говорят, что есть разрешение, продолжайте копать.

— Они продолжали препятствовать?

— Иногда нет, иногда да. Как я буду копать, если человек в могиле стоит? Бывало, что закапывали могилы трактором, прямо при нас.

«Как я буду копать, если человек в могиле стоит?»

Почему же Гришанин сменил место работы, хотя и раньше «от мужиков и по телевизору» слышал, что подобные проблемы у Ядовина возникают? Как оказалось, на новом месте оплата рабочим выше. Несмотря на то, что в «Ритуале-НЧ» и прочих конторах, которые связывают с именем Шайхулова, для клиентов ценник выше почти в два раза. Собственно, объяснил свидетель и то, почему конфликтует руководство кладбища только с Ядовиным. Другие ритуальщики, коих в Челнах несколько десятков, в сферу копки могил не лезут: «Проблем нет, потому что копкой больше никто не занимается».

На этом допрашивать свидетелей в рамках процесса завершили. На следующем заседании, которое пройдет уже в январе 2023 года, перед судом предстанет сам обвиняемый — заведующий кладбищем Челнов Ришат Шайхулов. И расскажет свою версию того, как ведутся дела на подконтрольном ему погосте.


Читайте также: «Шайхулов, как директор кладбища, обеспечивал работой по копке могил свой бизнес»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *