«В футбол играть не надо!»: как Минниханов разбирался, что мешает инвестиционному развитию Татарстана

Долгое подключение к сетям
Долгое подключение к сетям, документы, которые согласовываются по три месяца, и
отставания по цифровизации строительной отрасли обсудили на заседании в Кабмине
Татарстана.

Первый заместитель премьер-министра Татарстана Рустам Нигматуллин начал с позитивной статистики. Татарстан четвертый год подряд сохраняет 2-е место в национальном рейтинге инвестиционного климата в субъектах России. Но технологии не стоят на месте, у предпринимателей возникают новые ожидания к скорости и удобству предоставляемых услуг и мерам финансовой поддержки. 319 видов муниципальных и региональных услуг переведены в электронный вид. Они предоставляются через федеральный портал услуг, из них 60% — услуги для предпринимателей, которые ими активно пользуются. Вне зависимости от места обращения перечень и форма обращения документов стали едиными. Это позволило ускорить сроки предоставления от 2 до 12 раз. Например, срок предварительного согласования предоставления земельного участка сократился с 30 до 10 календарных дней, а срок оказания услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции до перевода в электронную форму сильно отличался между районами республики — составлял от 13 рабочих дней до двух месяцев. После перевода в электронный вид услуга стала оказываться за 12 рабочих дней во всех муниципалитетах.

Тут в доклад вмешался президент Татарстана Рустам Минниханов, которого возмутили чиновники, словно школьники на скучном уроке, коротавшие время в гаджетах. 

— Я предупреждал – телефоны отберу. На самом деле отберу, уберите телефоны! У нас детские дома есть — они очень нуждаются в этих телефонах, – ругался президент. 

Однако по ироничному стечению обстоятельств в эту же секунду раздался рингтон телефона самого президента.

— Вот, Всевышний мне замечание сделал! Мой телефон зазвенел. Но я не буду разговаривать, — сказал Минниханов и убрал мобильный в сторону.

Нигматуллин не смутился, а выждал паузу, пока чиновники переведут свои гаджеты в беззвучный режим и уберут их подальше. После этого он напомнил, что Татарстан выступил пилотным регионом, где внедрили региональный инвестиционный стандарт, направленный на создание равных условий ведения бизнеса. 

Татарстан тестирует новые механизмы привлечения инвесторов

Работу, направленную на развитие инвестиционной активности в стране, в том числе через улучшение институтов власти с предпринимательским сообществом, проводит министерство экономического развития России. Заместитель министра экономического развития Мурат Керефов, участвовавший в совещании в режиме ВКС, напомнил, что Татарстан вошел в число пилотных регионов, где успешно внедрили все пять элементов стандарта. 

Спикер сообщил, что Минэкономразвития пошло дальше и разработало еще один пилотный проект совместно с госкорпорацией «Росатом», в котором Татарстан так же принимает участие, а именно  – «Сквозной инвестиционный поток». Как пояснил Керефов, по нему картируется путь инвестора начиная от момента получения разрешения на строительство, подключения к сетями и ввода объекта в эксплуатацию, определяются сроки, в которые проводятся эти процедуры, и способы, как эти сроки можно сжать. Таким образом, инвестор проходит все согласительно-разрешительные процедуры максимально быстро и комфортно. 

Министерство отслеживает и анализирует все сложности, возникающие на пути реализации проекта. По словам Керефова, 60% проблем можно решить на уровне субъекта. Остальные 40% требуют принятия решения на федеральном уровне, в том числе по изменению нормативной базы. 

«В футбол играть не надо!»: Минниханов разобрался, что мешает инвестиционному развитию Татарстана

Подробно остановился на еще одном правовом средстве стимулирования инвестиционного развития – соглашении о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Если региональный инвестиционный стандарт создает базу для работы с инвесторами, то СЗПК – механизм точечной работы с инвесторами, которые ориентируются на крупные инвестиционные проекты. Он выглядит следующим образом: инвестор обязуется вложить собственные средства в проект, государство гарантирует ему неизменность условий реализации и осуществления условий, компенсирует инвестору затраты на строительство инфраструктуры по проекту. 

Чтобы механизм заработал, в каждом регионе потребовалось принять собственную нормативно-правовую базу. На уровне субъекта необходимо было принять пять постановлений правительства. Татарстан одним из первых выполнил эти действия.

– Сейчас ничего не мешает реализовывать данный механизм на территории республики. Более того, у нас уже заключено 36 соглашений, из них три – в отношении проектов, реализуемых в Татарстане, с объемом инвестиций порядка 67 млрд рублей. На рассмотрении у нас еще семь проектов, поданных инвесторами из Татарстана, –  рассказал Керефов и пообещал поддержку инвестпроектов со стороны Минэкономразвития. 

По некоторым показателям придется серьезно поработать

Заместитель премьер-министра – министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов рассказал об инструментах, которые помогают создавать конкурентные преимущества для привлечения инвестиций и улучшения реализации инвестиционных проектов на территории Татарстана. Среди них – региональный инвестиционный стандарт, рейтинг состояния инвестиционного климата и проект «Сквозной инвестиционный поток». 

Региональный инвестиционный стандарт утвердили в конце 2021 года, он включает в себя пять элементов, призванных обеспечить равные и одинаково доступные условия ведения бизнеса на территории каждого субъекта России: инвестиционная декларация, агентство инвестиционного развития, инвестиционный совет, инвестиционная карта и свод инвестиционных правил. Как и сказал Керефов, все эти элементы Татарстан принял одним из первых. 

Рейтинг состояния инвестклимата позволяет выявлять резервы. По итогам прошлого года Татарстану удалось сохранить 2-е место после Москвы. Шагиахметов напомнил, что в 2022 году расчеты рейтинга составлялись по 67 показателям в четырех направлениях: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, а также поддержка малого предпринимательства. Министр подчеркнул, что 72% показателей сформированы по результатам опроса предпринимателей и инвесторов.

С 2022 года рейтинг дополнили 25 новыми показателями – их добавило Агентство стратегических инициатив на основе обратной связи от бизнеса по направлениям, где возникает административная нагрузка при реализации инвестпроектов, – это показатели по направлению «регуляторная среда»: по подключению к сетям водоснабжения, водоотведения, газопроводу, вводу объекта в эксплуатацию, получению в аренду земельных участков. По этим показателям определены ответственные отраслевые министерства и организации. 

«В футбол играть не надо!»: Минниханов разобрался, что мешает инвестиционному развитию Татарстана

– По итогам анализа результатов национального рейтинга 2022 года министерством экономики проведены адресные совещания с ответственными исполнительными органами государственной власти, ведомствами и ресурсоснабжающими организациями, проведен детальный анализ практик регионов-лидеров, показавших лучшие результаты. Получена обратная связь от предпринимателей относительно наиболее значимых административных барьеров, влияющих на получение ключевых услуг при реализации инвестиционных проектов, – рассказал министр экономики Татарстана.

В презентационных материалах Шагиахметова были приведены невыполненные мероприятия «дорожных карт» 2021 года: это запуск в промышленную эксплуатацию проекта «Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности» (ГИСОД), интеграция платформы «Я строю» с ГИСОД и масштабирование проекта «Я строю» на другие муниципальные образования республики. За все эти проекты ответственным числился Минстрой Татарстана.

– Несмотря на улучшение показателей по блоку министерства строительства, сроки прохождения всех шагов для получения разрешения на строительство во всех регионах-лидерах короче на 30 дней, – добавил министр.

К тому же ухудшились показатели по регистрации прав собственности. Согласно опросам, количество процедур при регистрации прав собственности составляет порядка 2,4 единицы при средних показателях по стране — 1,82. Отрицательная динамика также выявлена по оценке предпринимателей в части регистрации прав на недвижимое имущество. 

– Требуется сократить количество возвратов и приостановок документов. Для этого Управлению Росреестра необходимо на постоянной основе проводить работу с регистраторами муниципальных районов республики по недопущению ошибок в готовых выписках при регистрации прав собственности, особенно важно исполнение органами местного самоуправления обязанности, обозначенной в законе о государственной регистрации недвижимости №218-ФЗ, – отметил Шагиахметов.

Речь идет о необходимости в срок не позднее до пяти рабочих дней с даты принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию направлять в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете со всеми прилагающимися документами в электронной форме. Этот порядок соблюдают пока только в Ютазинском, Апастовском и Буинском районах.

Снизилась эффективность по выдаче лицензий. Респонденты оценили работу органов власти по выдаче лицензий на осуществление медицинских лицензий и на перевозку пассажиров автобусами в 4,4 балла. 

— Мероприятия, которые должны быть исполнены по дорожным картам, не привели к должным результатам, в связи с чем прошу качественно пересмотреть направление, способствующее улучшению показателей, – сказал вице-премьер. 

Удалось улучшить показатели по среднему времени подключения к электроэнергии, количеству процедур. Оценка эффективности снизилась из-за размера платы за технологическое присоединение в республике. Учитывая, что с 1 июля 2022 года потребители с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 киловатт компенсируют 50% компаний на присоединение к электричеству, а с 1 января 2023 года – 100%, существует риск снижения удовлетворенности предпринимателей по данному показателю. Вместе с тем это решение будет способствовать рациональному и разумному потреблению ресурсов, потому что теперь потребитель будет заявлять только те мощности, которые ему действительно нужны. 

В докладе Шагиахметова прозвучала не только критика, но и предложения. Например, перенимать положительный опыт регионов-лидеров.

– Коллеги из субъектов России сумели организовать органами местного самоуправления согласительные процедуры в параллельном формате в оптимальные сроки – порядка 10-15 дней суммарно, не выделяя их в отдельные последовательные муниципальные услуги и сняв ответственность с заявителя самостоятельно проходить эти услуги, – рассказал министр. 

«В футбол играть не надо!»: Минниханов разобрался, что мешает инвестиционному развитию Татарстана

Так, в Московской области действуют цифровые платформы для управления коммунальной и энергетической инфраструктурой под управлением Агентства развития коммунальной инфраструктуры Московской области. Хорошая практика также представлена в Санкт-Петербурге — там организована цифровая платформа, которая объединяет все процедуры и услуги, оказанные городскими властями в сфере строительства. 

Впервые введены в рейтинг показатели по подключению к газопроводу. Согласно информации на слайде средний срок предоставления услуги в Татарстане составляет 114 дней, в то время как среднее значение регионов-лидеров – 66 дней. Шагиахметов поручил ответственным за эти показатели Минпромторгу РТ, ООО «Газпром трансгаз Казань» и органам местного самоуправления оптимизировать процесс этой услуги, пройти с предпринимателями клиентский путь по подключению к сетям газоснабжения для того, чтобы обнаружить стоп-факторы и устранить их. 

– Следующим шагом в данном направлении должна стать цифровизация подачи заявки на технологическое присоединение по примеру лучшей практики «Сетевой компании», где процесс полностью переведен в онлайн-формат, – обозначил цель Шагиахметов. 

Также впервые вошел в рейтинг показатель по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения. По ним средний срок предоставления услуги в Татарстане составляет 62 дня, в то время как в регионах-лидерах этот показатель — 23 дня. Министр обратил внимание, что в регионах-лидерах организована возможность подачи заявки в электронном виде. 

Еще один новый показатель – оценка процедур по вводу объекта в эксплуатацию. Среднее время получения разрешений на ввод объекта – 26 дней, что не соответствует лидирующим результатам. 

Критерии, оценивающие эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса и уровень административного давления на предпринимателей, продемонстрировали в Татарстане положительную динамику. Тем не менее процедуры прохождения контрольных (надзорных) мероприятий все еще недостаточно понятны и «прозрачны» для бизнеса. Для повышения уровня информированности предпринимателей в текущем году ведется работа по созданию на базе интернет-ресурса «Проверенный бизнес» единого окна, предусматривающего возможность взаимодействия субъектов МСП с органами контроля по обмену документами в электронной форме. Кроме того, для повышения прозрачности прохождения проверок внедряются новые механизмы дистанционного взаимодействия с проверяющими органами.

«Это ненормально, что документ согласовывается три месяца!»

О повышении инвестиционной привлекательности рассказала руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. Она не стала говорить о достижениях ведомства, а сразу перешла к проблемам. Так, протокол инвестиционного совета от 27 сентября вышел только 3 декабря после 17 согласований с нарушениями всех допустимых сроков. Все это время инвесторы ждали решение по своему проекту.

На вопрос президента, почему документ согласовывался так долго, Минуллина ответила, что все это время он находился на межведомственном согласовании.

— Есть регламент межведомственного согласования. Коллеги возвращают документ на доработку, и получается, что мы запускаем его снова. И так 17 раз, — пояснила глава АИР.

Минниханов обратился к метафоре «с футболистами» — чиновники бесконечно пинают документ между собой.

— Это же ненормально, что у нас документ [согласовывается] три месяца! Решение принято на заседании инвестиционного совета, и три месяца документ ходит…  Кто у вас отвечает за контроль документов? Что там министерства нашли в этих документах? Покажите, доложите мне. Это ненормально! — негодовал Минниханов и сделал замечание на будущее, чтобы факт нарушения регламентов доводили до его сведения или до сведения курирующих заместителей. Он напомнил, что должен существовать четкий регламент, согласно которому документ должен быть согласован в течение 10 дней.

Минуллина, выслушав замечания, продолжила доклад: в республике разрабатываются дорожные карты новых инвестпроектов. Однако некоторые проекты в рамках реализации приостановлены – им не хватает финансирования. Агентство также проводит заседания инвесторов, на которых обсуждаются проблемные вопросы. Многие из них были связаны с мобилизацией, задержками и очередями на границе страны до начисления таможенных платежей, кадровым голодом в Закамье, экстренной заменой поставщиков и компонентов, проблемами с иностранным обслуживанием, валютными платежам и выполнением кредитных обязательств в западных банках. 

«В футбол играть не надо!»: Минниханов разобрался, что мешает инвестиционному развитию Татарстана

В республике заканчивается заключение офсетного контракта — глава АИР упомянула, что он уже прошел межведомственное согласование и находится в аппарате Кабинета министров РТ. 

В республике продолжается внедрение регионального стандарта, АИР доработало инвестиционную декларацию (перечень налоговых, земельных и иных гарантий со стороны республики). Минуллина снова упомянула, что документ проходит процедуру согласований, и призвала коллег прервать порочный круг правок и согласований.

– Должен быть четкий регламент у АИРа. Если обратились в какое-то ведомство, автоматом должны документы отправляться в другие, – инструктировал Минуллину Минниханов. – Четко должно быть понятно, в каких случаях инвестор имеет право на получение земельного участка. Он должен сразу понимать. В футбол играть не надо. Каждую неделю проводили планерку, спрашивали: «Есть вопросы?». Вы можете написать мне, если не получается, электронный адрес у всех есть. Что это такое? Как можно так работать? Дождаться, что три месяца документов не было, и потом сказать, что он не прошел. Я каждую неделю встречаюсь с вами и спрашиваю, есть ли вопросы. Ни разу мне не сказали об этом. Если такой документ не проходит, вы же должны говорить, а вы ни разу не сказали. Это не только к вам, ко всем относится.

«Вы нас собрали не для того, чтобы рассказать, что вы улучшили»

Позже Минниханов вернулся к выполненным проектам, прописанным в «дорожной карте», представленной Шагиахметовым. С докладом выступал первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов, который рассказал о том, как в республике проходят процедуры по выдаче разрешений на строительство, подключению к сетям водоснабжения и водоотведения, вводу объекта в эксплуатацию. Рассказ об улучшенных показателях при «дорожной карте», свидетельствующей о недоработках, вызвал у президента вопросы.

— Вот я себе сразу отметил: Минстрой с дорожной картой не уложился. Расскажи, почему так? Вы нас собрали не для того, чтобы рассказать, что вы улучшили. На технологии мы вам деньги выделили, на все, что вы просили… В чем дело? – обратился к замминистру Минниханов.

Фролов сообщил, что министерство уже усилило работу — изучает положительный опыт других субъектов. Определена основная задача – оптимизация, оцифровка всех этапов процедур.

— Нужно пересмотреть перераспределение полномочий. Лидер здесь – Санкт-Петербург, но его сравнивать как субъект с нами невозможно: у нас очень длинное взаимодействие между ресурсоснабжающими организациями и муниципальными органами власти, — пояснил он.

Оптимизация, по мнению Фролова, достигается путем перераспределения полномочий. В этом отношении успешен кейс Московской области – там ряд полномочий передан с муниципалитетов на уровень субъекта.

— Если муниципалитеты не справляются, заберите на свой уровень, — сразу же поручил Минниханов. — Если вы считаете, что эта форма будет более эффективная, поднимите на уровень региона. Или заставьте их работать, обучайте их. Любое предложение мы поддержим!

После этого он обратился к вице-премьерам Шагиахметову и Нигматуллину с предложением собрать отдельное совещание, чтобы разобраться, где конкретно идут недоработки.

— Муниципалитеты в этом процессе всегда должны присутствовать и работать, – подчеркнул президент.

«В футбол играть не надо!»: Минниханов разобрался, что мешает инвестиционному развитию Татарстана

Генерального директора ООО «Газпром трансгаз Казань» Рустема Усманова президент попросил объяснить, с чем связаны проблемы с подключением к газовым сетям. Усманов сообщил, что проблемы решаются, сроки заключения договоров по присоединению сокращены с 30 до 20 дней, но основной вопрос заключается в сроках оформления документов на уровне муниципалитетов. 

– Усманов, в чем проблема? У тебя хозяйство все в одних руках. Вся система есть, ни у кого больше такой системы нет. Сделайте жесткий регламент. Что вы людей мучаете? – обратился президент.

Положительно оценил Минниханов выступление руководителя исполкома Казани Рустема Гафарова, который поделился опытом столицы Татарстана в оптимизации муниципальных услуг. Президент подчеркнул, что этот опыт нужно масштабировать на другие крупные центры республики – Набережные Челны и Альметьевск, а также районы Татарстана. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *