Долой рутину: как цифровизация изменила работу рекрутеров

Рынок труда в последние годы изменился. Свои коррективы внесла пандемия - собеседования по видеосвязи
Рынок труда в последние годы изменился. Свои коррективы внесла пандемия —
собеседования по видеосвязи, заочное тестирование кандидатов и удаленное
обучение потенциальных сотрудников ускорили развитие сервисов для работодателей.

Цифровизация в последние годы значительно изменила рекрутинг. Традиционными инструментами в работе HR-специалистов становятся специализированные платформы, социальные сети, мессенджеры, чат-боты. 

По словам директора рекрутинговой компании «Бизнес-партнер» Юлии Касиловой, лидеры среди сервисов по поиску работы — «Авито Работа» и hh.ru. Площадки отличают удобство сервиса, наполненность резюме и активность пользователей. При этом на «Авито Работе» рекрутеры ищут основной персонал — 59% работодателей считают Авито номером один для подбора сотрудников массовых профессий, а hh.ru чаще используют для подбора офисных сотрудников и менеджмента.

— Мы пользуемся hh.ru, «Авито Работой» и другими специализированными платформами. Это особенно удобно, когда мы ищем кандидатов на топовые позиции за пределами Набережных Челнов и Татарстана, — заметил генеральный директор ГК «Далини», депутат горсовета Набережных Челнов от «Партии Роста» Руслан Нигматулин.

Удаленный формат

Юлия Касилова в разговоре с журналистом KazanFirst поделилась, что после пандемии многие профессии перешли на «удаленку». Общение с кандидатами тоже ушло в онлайн — рекрутеры проводят видео-собеседования через Zoom, Skype и другие подобные сервисы.

Долой рутину: как цифровизация изменила работу рекрутеров

То же самое заметил гендиректор швейного производства «Толстойвеар», общественный представитель бизнес-омбудсмена РТ Михаил Кузнецов. По его словам, пандемия дала хороший толчок бизнесу в плане подбора кадров. Такие инструменты, как онлайн-собеседования и чат-боты существовали и раньше, просто в более упрощенной форме. Некоторые этапы до момента трудоустройства соискатель проходил удаленно, например, тестирование в гугл-формах. Пандемия запустила еще большее количество таких сервисов, они стали более удобными.

— Да, мы можем сейчас собеседовать потенциального кандидата через Zoom, пропускать его через тестирование, которое мы организовываем на Телеграм-каналах, и после того, как мы поймем экспертность этого человека и насколько он подходит нашей компании, мы принимаем решение приглашать его к нам в офис, — добавил Кузнецов.

Какие процессы можно автоматизировать?

Платформы по поиску работы внедряют умные алгоритмы и ATS-системы. Автоматические фильтры позволяют подбирать нужных людей по сфере, региону, стажу, образованию и другим параметрам, а в верхних строчках поиска оказываются именно те кандидаты, которые активно откликаются на вакансии и ищут работу. 

По словам HR-маркетолога компании «Билайн» Светланы Хугаевой, глубокий анализ процесса подбора, а также контроль затрат согласно HR-метрикам позволили усилить эффективные инструменты привлечения персонала и отказаться от тех, что не приносят положительный результат. Например, одним из таких работающих инструментов является выгрузка сообщений для анализа личной информации по кандидатам.

По данным сервиса HR Messenger, 80% работы рекрутеров состоит из однотипных монотонных действий: собрать базу кандидатов, обзвонить каждого, назначить собеседование. Для облегчения их работы платформы для размещения и поиска вакансий создают собственные чат-боты. Например, Авито Работа запустила технологичный чат-бот, который помогает обрабатывать отклики и проводить первичный отбор соискателей. Таким образом, рекрутеры видят наиболее релевантные отклики — остается назначить собеседование. Технология доступна всем компаниям независимо от размера. В личном кабинете работодатель может выбрать готовый шаблонный вариант сценария чат-бота или создать в конструкторе индивидуальный вариант развития беседы. При отклике бот здоровается с соискателями и с помощью отсекающих вопросов выбирает наиболее подходящих. Если работодатель рассматривает кандидатов только из своего региона или с опытом работы в конкретной должности, бот проанализирует эти параметры и предложит рекрутеру лучшие варианты.

Долой рутину: как цифровизация изменила работу рекрутеров

Этой опцией пользуются HR-менеджеры «Тинькофф» — с помощью бота они обрабатывают входящий поток откликов на вакансии. 

Также чат-бот умеет приглашать на собеседование: обычно в заключительном сообщении кандидату обещают, что менеджер компании свяжется с ним в ближайшее время. Но работодатель может сразу обозначить адрес и время для собеседования или попросить кандидата выбрать дату и время собеседования самостоятельно. Если кандидат не отвечает на сообщение, чат-бот напомнит ему о необходимости продолжить диалог. 

Долой рутину: как цифровизация изменила работу рекрутеров

Светлана Хугаева из компании «Билайн» обратила внимание, что чат-бот хорошо подходит для быстрого контакта с кандидатом и уточнения необходимых вопросов. По данным платформы Авито Работа, чат-боты обрабатывают почти 10 тысяч откликов в день. 

Долой рутину: как цифровизация изменила работу рекрутеров

Чат-боты могут помочь не только в массовом подборе, но и в поиске узкоспециализированных кадров. Так, эффективность чат-бота отмечают в энергетической компании ПАО «Т Плюс». 

— После того как мы разместили вакансии на Авито Работе и подключили чат-бота для отбора сотрудников, значительно увеличилась активность и качество кандидатов, — сообщили представители компании.

Статистика говорит сама за себя. По данным сервиса Flomni, при трудоустройстве 50% соискателей начинают диалог с ботом, а 25% — подтверждают собеседование. С чат-ботами активно общаются зумеры — совместное исследование Авито Работы и HR Messenger показало, что при трудоустройстве чат-ботами пользуется четверть респондентов в возрасте до 25 лет. Так что в битве за молодых сотрудников работодателям стоит обратить внимание на этот инструмент рекрутинга.

Конкуренция за зумеров

По данным Росстата, число работников в возрасте от 20 до 29 лет за последние два года уменьшилось более чем на 1,4 млн человек. 

— Очень многие работодатели ведут битву за молодежь. Талантливые студенты курируются работодателями с третьего курса, с возможной оплатой обучения и дальнейшим трудоустройством в той компании, которая это обучение оплатила, — рассказала Касилова.

Существует и обратная сторона медали — после окончания вуза выпускники не могут устроиться на работу, потому что у них нет опыта. Поэтому некоторые предприятия создают собственные центры подготовки — так, например, поступили в ОЭЗ «Алабуга».

— Мы подошли к решению проблемы комплексно, создав крупнейший в России центр по подготовке рабочих кадров «Алабуга Политех», его мощность — 10 тысяч выпускников в год. Это поможет покрыть потребности в кадрах как наших резидентов, так и промышленности нашей страны, потому что мы собираемся масштабировать наш опыт, — сообщила руководитель отдела маркетинга и PR «ОЭЗ Алабуга» Дания Уталиева.

Долой рутину: как цифровизация изменила работу рекрутеров

В центр подготовки поступают дети после 9-го класса. Там они обучаются по разным направлениям и начинают стажироваться в компаниях уже с первого курса. За ними закрепляются ведущие руководители проектов, инженеры, а со второго курса они уже полноценно работают. Третьекурсники возглавляют многие проекты. Часть выпускников в итоге поступают на работу на предприятиях, расположенных на территории ОЭЗ (всего там действуют 33 завода).

— Нам важно, чтобы колледжистам преподавали инженеры действующих заводов, чтобы у них был максимально практикоориентированный и актуальный опыт, который действует здесь и сейчас, — подчеркнула Уталиева.

Человеку нужен человек

Бояться, что человека заменит робот, не стоит. Традиционные способы поиска кандидатов пока не теряют своей актуальности. Руслан Нигматулин заметил, что в нынешнем году стали приходить интересные кандидаты от Центра занятости населения. Зарекомендовали себя и реферальные программы. 

— Никто не отменял такой метод, как рекомендация. Мы часто обращаемся напрямую к сотрудникам, которые могут иметь знакомых по нужным нам специальностям, – поделился собеседник.

Долой рутину: как цифровизация изменила работу рекрутеров

На фоне повсеместной автоматизации человеческое общение, напротив, приобретает особую ценность. Грамотное использование инструментов лишь облегчает работу HR-специалистов, освобождая время для более творческих задач.

— Да, существуют боты, автоматизированный поиск, но для оценки профессиональных и личностных качеств человеку в поиске работы нужен человек. Для подбора достойных специалистов без рекрутера не обойдется ни одна компания, — резюмировала Юлия Касилова.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *