«Бывшие. Happy end»: совсем не happy и вовсе не end

На российские экраны вышел полнометражный фильм-продолжение одноимённого сериала. Журналист KazanFirst Аделя Рахматуллина поговорила о картине с исполнительницей главной роли Любовью Аксеновой.
На российские экраны вышел полнометражный фильм-продолжение одноимённого
сериала. Журналист KazanFirst Аделя Рахматуллина поговорила о картине с
исполнительницей главной роли Любовью Аксеновой.

Как сказал немецкий классик Герман Гессе – «Свобода – это выбор зависимости». Каким бы страшным ни было это слово, оно является неотъемлемой частью жизни практически любого человека, причем не всегда осознанно. Можно бесконечно долго рассуждать о созависимых отношениях – любая школьница напишет вам об этом книгу. Для России слово «зависимость» вообще не чуждо. Она, может быть, не как термин, но как явление воспевалась всей русской литературой золотого, да и серебряного века. Поэтому совсем не удивительно, что посвященные этому высказывания в современном обрамлении находят у аудитории большой отклик. А какое обрамление может быть современнее, чем сериал?

Одним из первых российских сериалов, открыто говорящем о зависимости – наркотической, алкогольной, любовной, — стал сериал «Бывшие» от режиссера Ивана Китаева. На протяжении трех сезонов и 24 серий главные герои Яна (Любовь Аксенова) и Илья (Денис Шведов) боролись со своими зависимостями, пусть и совсем безуспешно. Она – типичный гость рехаба, не в состоянии отказаться от наркотиков. Он – алкоголик со стажем, пытающийся помочь не только себе, но и другим, только тщетно. Помимо этого герои страдают зависимостью друг от друга и почти 24 часа экранного времени сходятся, расходятся, делают друг другу больно, ищут утешение в других, и снова возвращаются на порочный круг. Отношения Яны и Ильи стали жвачкой несмотря на весь треш и жанровое многообразие самой картины. И тогда создатели решили поставить в них точку, выпустив полный метр «Бывшие. Happy end». Но точка ли это и такая ли счастливая?

«Бывшие. Happy end»: совсем не happy и вовсе не end

Полнометражка снята другим режиссером — Антоном Мегердичевым (известным по режиссуре «Движение вверх» и «Сердце Пармы»). Этот человек явно делал акцент на динамике, способной два часа удерживать зрителя в зале. У сериала и полнометражного фильма совершенно разный вайб, но, тем не менее, они вышли похожими. Хороший юмор, активная картинка, стильные и органичные герои: казалось бы, к чему тут вообще придираться?

А придраться хочется, честно говоря, к недостатку глубины. «Мелководья» у нас на экранах и так достаточно. Яна снова срывается, снова творит дичь, попадает в переделки и умоляет Илью ее не бросать. Илья снова ее отвергает, но спасает, а когда она принимает решение не быть с ним – меняет свое решение и просит ее остаться. Кажется, эти качели не прекратятся никогда – но тем более жизненными они выглядят для среднестатистического зрителя. В них тяжело не узнать себя, пусть даже в прошлом, пусть даже и в далеком.

«Бывшие. Happy end»: совсем не happy и вовсе не end

Дальше откровенные спойлеры: точку во всем этом ставит человек с самой слабой силой воли из этой пары – Яна. Она принимает решение излечиться и тут звучит лейтмотив всего фильма: «торчим вместе – выздоравливаем по отдельности». Герои неизбежно расстаются и тут работа Мегердичева, казалось бы, начинает играть новыми красками. Режиссер рассуждает, а каким, собственно, может быть счастливый конец у этой истории? Хэппи энд – это остаться с источником больной привязанности или выздороветь? При этом концовка двоякая: с одной стороны Яна уже почти год не употребляет, занимается карьерой и живет другой жизнью вдали от Ильи. С другой, девушка не ставит точку в их отношениях, а Илья, в свою очередь, обещает ее ждать. То есть, оба они не избавляются от зависимости, а значит – не выздоравливают. Лишь завязывают на время, как и все время до этого.

Этим рассуждениям отводится лишь пара минут в концовке. Все остальное время мы наблюдаем комедию уровня «ну окей, попкорн уже куплен». Наверное, самый главный минус – это отсутствие возможности посмотреть фильм для тех, кто не видел сериала или смотрел не все сезоны. Они просто ничего не поймут, потому что кроме сюжетных перипетий и редких удачных шуток следить в фильме не зачем: нет глубоких диалогов, философии, да много чего нет, даже перечислять не хочется. По задумке создателей это должна была быть красивая точка некрасивой истории, а вышла запятая, причем не самая аккуратная.

«Бывшие. Happy end»: совсем не happy и вовсе не end

Мы поговорили с главной актрисой «Бывших» Любовью Аксеновой о том, что представляет из себя этот проект и почему он нашел отклик у зрителя.

— Насколько вам лично близка тематика сериала и теперь уже фильма? Связывались ли вы или ваши близкие с зависимостями?

— Тема с зависимостями очень широкая. Когда я готовилась к первому сезону, я задалась вопросом: каково это, когда ты так сильно чего-то вожделеешь и ничего не можешь с этим сделать? Я отказалась от еды на месяц. Я пила травяные чаи, была такая практика жидкого питания — это называется условное голодание. Месяц я не ела твёрдую пищу для того, чтобы убить двух зайцев. Во-первых, чтобы понять, каково это — когда очень хочется чего-то. Во-вторых, нужно было похудеть. Я же понимала, что Яна лежит в клинике, а это значит, что она уже давно под чем-то тяжелым и выглядеть должна соответствующе. Кто-то зависит от людей, кто-то от сахара, кто-то от кофеина — у всех нас есть свои зависимости на самом деле.

— «Бывшие» — это один из наиболее популярных российских сериалов. Как вы думаете, почему он так откликнулся людям: в силу нашей ментальности, или, может быть, потому что проблемы пьянства слишком актуальна у нас в России?

— Проблема зависимостей есть, куда не ткни: от наркотиков, алкоголя, сигарет, людей — всего что угодно. При этом можно обращать внимание на это, а можно на то, что люди, наоборот, все больше бросают свои зависимости. То есть актуальна здесь не проблема зависимости, а путь отказа от неё. Мы вот идём компанией из человек семи и кто-нибудь спрашивает: есть курить? А ни у кого нет, потому что все бросили — мне нравится обращать внимание вот на это. Люди стараются, просто это не быстро происходит. А ещё «Бывшие» это же не только про зависимость, это ещё история про человеческие «качели», про то, как сложно. А людей притягивает сложный рисунок.

— А у вас откликается история зависимых отношений?

— Ой, у меня разное было. Мне кажется это никому не чуждо, когда путаешь любовь с «…-филией». Или когда путаешь любовь с тем, когда ты не можешь без человека и тебе что-то от него нужно, не осознавая, что любовь — это вообще что-то другое. Пока однажды не встретишь любовь, ее путаешь с чем угодно. А потом, встретив,понимаешь: вот оно как на самом деле.

— Сейчас киноиндустрии не очень легко: сначала ковид, потом другие события. Тяжелее стало работать? С одной стороны, все направлено на то, чтобы снимать больше российского кино, с другой — люди не очень ходят в кинотеатр. Вы наблюдаете какие-то изменения?

— У меня внутренний мир на данный момент устроен таким образом: я не знаю, насколько больше стало русский фильмов или сериалов, я не обращаю на это внимание. Я обрела в себе силу, поняв, что мое творчество — это возможность общаться с людьми через экран. Я вот только что книгу озвучила, сказку, я представляла, кому я ее озвучивала, представляла все эти лица. Для меня очень важно, что есть запрос со стороны людей на творчество.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: