«Наименование «раис» — это тот же «президент», но только по-арабски»

Эксперты
Эксперты, опрошенные KazanFirst, сходятся во мнении, что у термина «раис» есть
многовековой татарский опыт восприятия.

В Татарстане официально принято новое наименование высшего должностного лица республики. После интересных дебатов в республиканском парламенте депутаты проголосовали за то, что на смену наименованию «президент» придет «раис». Здесь важно подчеркнуть, что изменения произойдут после следующих выборов руководителя региона. До этого момента наименование должности «президент» останется в названии.

На первый взгляд для непогруженного в реалии историко-культурного наследия Татарстана и татарского народа, в многовековое взаимодействие татарской и арабской культуры, в татарский язык (куда вошло большое количество арабизмов и персизмов) слово «раис» может показаться экзотическим, странным, необычным.

На самом деле татарам термин «раис» известен не одно столетие. Наиболее активное его использование в интеллектуальной татарской среде пришлось на вторую половину XIX века. Выдающийся историк, богослов и мыслитель Шигабутдин Марджани, говоря о становлении системы самоуправления татарского народа в составе Российской империи, в своем знаменитом труде «Источники по истории Казани и Булгара» перечислял всех известных руководителей татарской самоуправляемой общины, которых он обозначал термином «раис».

Примерно в эти же годы татарский писатель и общественный деятель Фатих Амирхан в своих статьях размышлял о различиях между монархическим и республиканским устройствами. Руководителя республики он именовал как «раис».

«Наименование «раис» - это тот же «президент», но только по-арабски»

Перед образованием ТАССР в ещё только зарождающихся республиканских органах власти термин «раис» даже получил официальное признание и практику применения. Например, один из создателей советского Татарстана, первый председатель Совнаркома республики Сахиб-Гирей Саид-Галиев именовался как Председатель (Раис) Республики Татарстан. Преемник Саид-Галиева на посту Председателя Совнаркома ТАССР Кашшаф Мухтаров официально назывался раисом.

На сегодня практика называть президентов республик термином «раис» в арабо-исламском мире — обыденная. При этом в арабском мире есть четкое понимание, что такое республика, чем она отличается, скажем, от монархии и что республику может возглавить только «раис», а не, например, «эмир», «султан» и так далее.

К слову, президент Палестины на арабский лад будет звучать как «Филистин раис даулет», президент Сирии — «Сурия ра’ис», президент Ливанской республики — «Раис аль-Джумхуриат аль-Любнания», президент Египта — «Раис Миср».

То есть по факту даже после истечения нынешнего выборного срока президента Татарстана Рустама Минниханова в 2025 году новая переименованная должность «раис» — это на самом деле то же слово «президент», только уже на арабский лад.  

По словам директора Института истории им. Шигабутдина Марджани Радика Салихова, термин «раис» понятен как тюркскому миру, так и исламскому.

— Очень хорошо, что мы не повторяем за среднеазиатскими странами (как, например, Елбасы, «лидер нации», «глава государства» в Казахстане — Ред.). Но понятие «раис» и для казахов, и для других народов Средней Азии на самом деле понятное, оно тоже у них в языке фигурирует. В XIX веке у них это слово очень свободно использовалось в качестве характеристики руководителя, человека, занимающего руководящую должность. Это очень показательный факт. На самом деле наш татарский историк и богослов Марджани обладал терминологическим аппаратом Средней Азии. Поэтому не случайно, что он глав татарской общины называл «раисами». Понятие «раис» очень плотно связано с исламским миром, является его компонентом. А как мы видим, сейчас Татарстан культурно и экономически выстраивает отношения с арабо-исламским миром, — рассуждает Салихов.

«Наименование «раис» - это тот же «президент», но только по-арабски»

Собеседник отмечает, что до революции «раисами» в среде жителей татарских слобод Казани называли выборных руководителей представительного органа градоуправления.

— У татар в XIX веке, после реформ Екатерины Великой, понятно, что не было своей государственности, государственных органов и государственных руководителей. Но у татар появилась форма самоуправления в виде Татарской ратуши, которая объединяла татар, скажем, казанских слобод (например, Старо-Татарской слободы). В такой ратуше состояли выборные люди из татарских слобод. Ратуша представляла собой по структуре нынешнюю мэрию, в ней заседали бургомистры, ратманы и другие. И вот руководителя Татарской ратуши Марджани уверенно называл как «раис», — раскрывает детали ученый.

Этот исторический опыт использования понятия «раис» татары в дальнейшем применяли при выстраивании первых органов власти советской Татарии.

— В начале ХХ века татарские интеллектуалы размышляли о государственном устройстве, о строительстве такого устройства. Фатих Амирхан в своих публикациях строго определял, что такое республиканская форма правления, и заявлял, что республику может возглавлять только «раис». Он считал, что «раис» — это руководитель именно исполнительной ветви власти. Поэтому и логично, что когда советский Татарстан только-только образовывался, то его главой стал Председатель Совета народных комиссаров Сахиб-Гирей Саид-Галиев, он же был главой самого Татарстана. И его, если обратиться к официальной хронике тех лет, называют как «раис» Татарии. Так что понятие «раис» спокойно себе бытовало в среде татарской интеллигенции, в прессе конца XIX — начала XX веков, — добавляет спикер.

В последующем понятие «раис» стало уходить в номенклатуре определений должностных руководящих постов республики.

— Затем первые руководители Татарстана перешли на русскоязычные названия, потому что в конце 20-х годов в стране шла индустриализация и коллективизация. Постепенно понятие «раис» ушло на низовые и местные уровни власти, закрепившись в народе с понятием «председатель колхоза», то есть «колхоз раисе», — говорит Салихов.

По его словам, простые труженики села увидели в раисах также своеобразных лидеров татарской общины. Так понятие «раис» получило более широкое распространение в народе.

В свою очередь директор Центра исламоведческих исследований АН РТ Ринат Патеев рассказал о практике использования понятия «раис» сегодня в арабских странах.

«Наименование «раис» - это тот же «президент», но только по-арабски»

— Слово «раис» — арабское. В арабском языке, как и в русском, есть голова, а руководитель — глава. Также обстоит дело и с арабским словом «раис», которое так же означает и часть тела, то есть голову. Так что «раис» равноценно русскому понятию «глава». Само понятие «раис» в арабских странах очень широко распространено. Скажем, официальное обозначение «Раис Джумхурия» переводится как «Президент Республики». Если взять фундаментальный арабо-русский словарь-переводчик Баранова, то там термин «раис» в арабском языке понимается как глава, председатель, начальник, управляющий, капитан. Скажем, например, «Раис аль-маджлиси аль-удзара» — это переводится как председатель совета министров или премьер-министр, — раскрывает детали Патеев.

Кандидат политических наук и аналитик Аммар Каннах рассказывает, что в арабском мире понятие «раис» сегодня распространено так же, как понятие «президент» в России.

— Корень арабского слова «раис» — «рас», которое дословно переводится на русский язык как «голова». Понятие «раис» в арабском мире используется при определении руководителей государств или республик. В современных реалиях за понятием «раис» очень плотно привязано наименование «президент». При этом в арабском мире ситуация как и в России. Скажем, у вас тоже есть президенты ассоциаций, компаний, понятие имеет очень распространенное хождение. А в арабском языке, скажем, главный по университету — это «раис университета», а у вас на русском — «ректор университета», — отмечает Каннах.

«Наименование «раис» - это тот же «президент», но только по-арабски»

Также эксперт обращает внимание на то, что в иерархии понятий, обозначающих руководящие должности, «раис» стоит выше других, скажем, главенствует над понятием «мэдир».

— В арабском языке термин «идзара» означает управление. А производное от него «мэдзара» (по-татарски «мөдир». — Ред.) будет обозначать понятие «управляющий», что по статусу намного ниже, чем «раис», — подытожил собеседник. 


Читайте также: «Для татар Минниханов навсегда останется президентом»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *