В Лениногорске зимой взялись за садоводство

В городе побывала представительная делегация лидеров садоводческого движения Татарстана.
В городе побывала представительная делегация лидеров садоводческого движения
Татарстана.

Еще в 90-е во время интервью глава общества охотников и рыболовов Набережных Челнов задал журналисту загадку:

— Вот два факта. Согласно официальным данным, в Набережных челнах зарегистрировано 1300 охотников, а еще один охотник в лесу зайца голыми руками поймал. Который из фактов вранье?

— Ну так и ежу понятно, что зайца голыми руками никто не поймает! – сказал журналист.

— А вот и нет! Зайца я поймал! Шел по лесу, наткнулся на заячью нору и услышал там шорох. Понял, что хозяин дома, взял и закрыл валенком ход. Воздуха перестало хватать, зверь и начал лапами валенок отталкивать. А я наклонился, за лапы его схватил, да и выволок. А вранье то, что охотников 1300 человек. Это по бумагам столько, а в жизни давно не так. Мы вот собираемся порядок наводить, – улыбаясь во весь рот, сказал глава общества.

Этот жизненный анекдот вполне применим как иллюстрация к состоянию садоводства в Лениногорске. Здесь проживает 60 тысяч человек. Им в свое время (еще в Советском Союзе) было выделено 14 тысяч садоводческих участков. Но если вы сейчас подумали, что в Лениногорске есть садоводство, то вы ошибаетесь. Оно здесь давно заброшено. Садоводческие общества (их инфраструктура) разворованы. 

— Трубы (водопроводные) давно растащили. Сейчас дошло вот до чего: вскрывают сарайчик на участке, находят там лопату, черенок ломают, а саму лопату (металлический штык) сдают в чермет, — рассказывает председатель Общественного совета садоводов Татарстана Дмитрий Воробьев.

В Лениногорске зимой взялись за садоводство

Что на участках еще не разворовано, то горит жарким пламенем. В буквальном смысле. Лениногорску не хватает земли под жилищное и прочее строительство. Зато огромные массивы земли юридически заняты садоводами. Эти массивы расположены прямо в городе (вдоль дорог и улиц) или впритык к городу (самый дальний «сад» — 4,3 км), а потому по садовым участкам ходят люди в костюмчиках с галстуком и поджигают полуразвалившиеся домики, покосившиеся сарайчики. О том, что такие люди ходят и поджигают рассказывают сами садоводы. Они в городе, конечно, есть. Это, например, пенсионеры, которые годами ходят и, несмотря ни на что выращивают себе огурчики, помидорчики. И немало тех, кто хочет приватизировать некогда полученные или купленные у прежних хозяев участки с тем, чтобы (когда наступят лучшие времена) землю с выгодой продать. Городу под строительство жилья. Кому-то под строительство коттеджа. Или еще под что-то. На приватизацию садоводы имеют право. Но приватизировать земли им не позволяют. Те же чиновники.

— Смотришь документы, которые люди подают, чтобы участок приватизировать, и видишь, что им отказано по надуманным предлогам, — говорит Воробьев.

Все это происходит потому, что власти города просто не знают, что с садоводами делать.

— У нас существует одно Общегородское СНТ, потому в прежних СНТ (раньше их было около 100) просто нет людей, согласных быть председателями общества, — говорит председатель того самого Общегородского СНТ Лениногорска Тамара Савгильдина.

Если бы в городе появились люди, способные и согласные возглавить общества, если бы они воссоздали эти общества организационно и юридически, то деньги на возрождение, восстановление СНТ можно было бы найти даже не за счет взносов с садоводов.

— В Сармановском районе в поселке Джалиль (численность населения 13,5 тысяч) нашелся человек, который возродил умершее СНТ. Сейчас там 2000 садовых участков (около 1200 оформлено в собственность). В соседнем Лениногорском районе на начало 2000-х годов имелось около 14 тысяч участков на 60 тысяч жителей, оформлено в собственность около 4000 участков. Но дело еще и в том, что на протяжении 6 лет Лениногорский район республиканской поддержкой СНТ не воспользовался. Садоводы Лениногорска не получили из бюджета республики ни рубля, в то время как садоводы Джалиля с пользой для дела за эти годы использовали 300 миллионов рублей республиканской помощи, — дал точные данные Воробьев.

В Лениногорске зимой взялись за садоводство

Садоводы Лениногорска пассивны, потому что привыкли к тому, что их проблемы за них решает либо государство (исполком), либо нефтедобывающие предприятия, где они трудятся. А исполком города по большому счету не знает, что с такими садоводами делать. Вот и горят «сады» жарким пламенем. Их сознательно жгут. Либо чиновники, либо представители строительных компаний. Либо те, кто хочет на месте полудохлого сарая построить коттедж. Так говорят жители.

Но «лед тронулся». В 20-х числах декабря в Лениногорске побывал представительная делегация из Казани во главе с  депутатом Государственного Совета Татарстана Тахиром Хадеевым. В составе делегации были также председатель правления Союза садоводов республики Владимир Дейнекин, Дмитрий Воробьёв и бывший сотрудник Минсельхоза Татарстана, а ныне руководитель Высокогорского отделения Союза садоводов Александр Дружин. Казанцы в офисе администрации города провели встречу в таком формате, где, как сказал один из членов делегации, «чиновников было чуть ли не больше, чем самих садоводов», имея ввиду садоводов Лениногорска. Потом члены делегации провели совещание с мэром города Рягатом Хусаиновым.

— Мы составили что-то вроде «дорожной карты». По ней будем работать и мы, и власти города, — сказал Воробьев. 

— Я предложил провести тщательную инвентаризацию, — в частности сказал Дружин.

Нужно действительно точно установить сколько в городе садоводов не на бумаге, а в реальности, сколько садовых участков.

— Я сказал садоводам, что если у них нет документов, то можно вживую, то есть с помощью человека, у которого участок был куплен, подтвердить, что он был куплен и на этом основании настаивать на приватизации, — сказал Дейнекин.

Воробьев обратил внимание на то, что при самой организации СНТ были допущены серьезные ошибки. У одной семьи может быть по 3-4 участка.

— Участок выделялся мужу на работе, жене тоже на ее работе, а еще и дедушке по линии исполкома как ветерану. «Сады» тоже организовывались без большого ума. Есть «сады», где всего 40 участков, такое СНТ просто нежизнеспособно, — говорит Воробьев.

В Лениногорске зимой взялись за садоводство

По его мнению, все нужно оптимизировать, с помощью соответствующих служб внести изменения в генплан города, высвободить излишне занятые садоводами массивы земли.

— Весной мы, скорей всего, опять поедем в Лениногорск, продолжим работу, — говорит Воробьев.

Будем надеяться, что и власти города прислушаются к садоводам, которые предлагали сделать встречи с чиновниками постоянными — это позволяет конструктивно решать многие вопросы. Вообще, работа по возрождению садоводческого движения должна вестись публично, открыто. Люди должны активно участвовать в этом возрождении.


Читайте также: «Догадываюсь, кто ходатайство это инициировал»: как председатель СНТ в Тукаевском районе стал фигурантом уголовного дела


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *