Татарстанцы полюбили китайский автопром

Какие машины чаще всего покупают в республике и что ждет автомобильный рынок в ближайшей перспективе - в материале KazanFirst.
Какие машины чаще всего покупают в республике и что ждет автомобильный рынок в
ближайшей перспективе — в материале KazanFirst.

В период с 26 декабря 2022 года по 1 января 2023 россияне приобрели более 15 тысяч легковых машин, что на 26% больше, чем неделей ранее. Такими данными со ссылкой на АО «ППК» поделился «Автостат». Согласно выкладке большая часть спроса — это китайские автомобили, на долю которых пришлось 39%. Не теряет хватки и отечественная Lada – в последнюю неделю россияне приобрели 4,8 тысячи автомобилей этой марки. Следом идут «китайцы» Chery (2,3 тысячи штук), Haval (1,4 тысячи штук) и Geely (тысяча штук). Пятерку лидеров замыкает корейская Kia – в последнюю неделю декабря автолюбители купили 933 машины этой марки. В топ-10 также вошли Hyundai, EXEED, Toyota, OMODA и УАЗ.

Что касается Татарстана – согласно данным, которые предоставил KazanFirst «Автостат», самой популярной маркой в республике так же стала отечественная Lada. За 2022 год татарстанцы купили почти 9,5 тысячи автомобилей этой марки. Самыми востребованными моделями оказались Lada Granta, Lada Vesta, Lada Niva Travel и Lada Largus. Сразу после «Лады» идет Kia – за год в республике купили 2,4 тысячи машин корейского бренда. На третьем месте Hyundai (2,4 тысячи штук), на четвертом Renault (2,3 тысячи), а на пятом Chery (1,2 тысячи машин). В топ-10 самый популярных машин в Татарстане также вошли Haval, Toyota, Skoda, Geely и Volkswagen.

С рынка уходят корейцы, на их место приходят китайцы

Даже если спрос на автомобили сохраняется, продажи сокращаются – во всем виноват дефицит. По прогнозам экспертов автомобильного рынка, продажи новых легковых машин в 2022 году покажут рекордное падение, достигнув исторического минимума в 600 тысяч штук. В Татарстане, как и по всей России, продажи сократились. СЕО автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль сообщил, что за 11 месяцев 2022 года реализация западных и корейских авто в регионе сократилась более чем в 2,3 раза, а в лидеры по продажам вышли представители китайских брендов. В премиальном сегменте продано на 75% новых машин меньше, чем за январь-ноябрь 2021 года, в массовом – на 57%.

«Дефицита автомобилей в стране не будет»: На чем мы будем ездить?

Хотя наиболее востребованными моделями в Татарстане за первые шесть месяцев прошлого года были модели Lada, KIA, Hyundai, Renault и Toyota, с сентября номенклатура продаж изменилась и в тройке лучших оказались отечественные Lada, Gaz LCV и китайский Geely. В сегменте автомобилей с пробегом спросом пользовались Toyota Land Cruiser Prado, BMW X5, Toyota Land Cruiser, Toyouta RAV4 и BMW 5 серии (в категории до 3 млн рублей), Hyundai Creta, Kia Sportage, Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan (от 1,5 до 3 млн рублей), Lada Granta, Lada Kalina и Lada 2114 (до 1,5 млн рублей).

— Как и по всей стране, в регионе фиксируется рост продаж китайских авто, так как на данный момент у них нет конкурентов по соотношению цены и качества. Haval и Geely – наиболее востребованные бренды среди представителей из КНР у жителей республики. При этом пополнение ассортимента новых авто у дилеров Татарстана происходит крайне медленно, за исключением китайских авто. Параллельный импорт работает эффективно только в сегменте премиальных авто, которые завозятся штучно, под заказ. Вероятнее всего, в 2023 году некоторые марки, ушедшие с российского рынка из-за опасения санкционного давления, могут вернуться в Россию с небольшим ребрендингом или под новыми именами, — сказал Мигаль. 

«Дефицита автомобилей в стране не будет»: На чем мы будем ездить?

Помимо уже известных моделей на российском автомобильном рынке в 2022 году появились новинки. Среди них – Chery Tiggo 4 Pro, DongFeng Rich6, Chery Omoda 5, JAC JS4, JAC S6, Haval Monster, Haval Dargo, Genesis G70, Changan Uni-K, Volkswagen Bora, Isuzu MU-X, Exeed LX и ряд автомобилей премиум-класса. Появились и новые электрокары – Evolute I-Pro, Evolute I-Joy, Hongqi E-HS9, Skywell ET5, Voyah Free. Громко заявил о себе «Москвич» — первые автомобили нового поколения вышли в продажу в столице России в конце декабря. Об этой громкой новинке мы рассказывали в недавнем материале.

Авторынок напрямую зависит от геополитики

По мнению заместителя начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктора Пушкарева, состояние авторынка в 2023-м будет напрямую зависеть от состояния российской экономики, которая будет находиться в режиме серьезной структурной трансформации в условиях санкций. Эксперт напомнил, что негативные последствия нового экономического кризиса уже отражены в проекте бюджета на 2023 год: отрицательная динамика ВВП, падение объема экспорта, снижение реальных доходов населения.

— Очевидно, что авторынок как элемент экономики будет вместе с ней адаптироваться к новым условиям. В 2023 году вряд ли стоит ожидать существенного роста рынка новых легковых автомобилей, — сказал он.

Директор по маркетингу и IТ Группы компаний «Петровский» Сергей Новосельский же считает, что продажи автомобилей в 2023 году зависят больше от политических факторов, чем от экономических. Он подчеркнул, что реальный эффект от введенных санкций мы ощутим в этом году, падать продажам «уже некуда».

— Если никаких дополнительных потрясений вроде второй волны мобилизации, расширения зон действия военного положения или эскалации уровней реагирования в регионах России не будет, то я бы рассчитывал на продажу около 700 тысяч автомобилей в 2023 году. Если же населению придется столкнуться с упомянутыми факторами, то рынок обвалится до 450-500 тысяч, – спрогнозировал эксперт.

Не Китаем единым

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов исключил, что отечественный авторынок целиком займут автомобили из Китая. Этому он приводит следующий ряд причин. Во-первых, есть отечественные производители автомобилей, которые продолжат свою деятельность и не сдадут свои позиции. Во-вторых, производители автомобилей из других стран будут активны на отечественном рынке, они будут конкурировать с китайскими автомобилями. В-третьих, может быть увеличен объем параллельного импорта, что позволит ввозить в страну автомобили разных марок, в том числе временно ушедших брендов. Наконец, имеющиеся в стране автомобили продолжат продавать и покупать, что обеспечит разнообразие на дорогах страны. С учетом этих причин дефицита автомобилей в стране не будет, производство их в стране продолжится, как и поставки из других стран, так что потребитель сможет выбрать практически любого «четырехколесного друга».

«Дефицита автомобилей в стране не будет»: На чем мы будем ездить?

Эксперт уверен, что государство продолжит поддерживать автомобильный рынок, причем поддержка будет оказываться не только производителям, но и потребителям, и это положительно скажется на рынке.

— Возможные меры поддержки производителей могут заключаться в снижении налогов, предоставлении различных льгот и государственных гарантий, дополнительном финансировании, увеличении закупок продукции автопрома для государственных нужд. Поддержка государством покупателей автомобилей может состоять в их льготном финансировании, программах кредитования, снижении различных сборов, — перечислил Баранов.

Объемы продаж сократятся, возрождение российского автопрома — под вопросом

Начальник отдела экспертов «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев уверен, что правительство заинтересовано в росте производства внутри страны и стабилизации роста цен, который наблюдался на фоне дефицита. Однако эксперт не ожидает, что эти шаги приведут к насыщению рынка после 57-процентного спада в сегменте легковых авто в 2022 году.

Минпромторг ожидает, что объем продаж в 2023 году не будет ниже 800 тысяч, а благодаря механизму параллельного импорта может вырасти до миллиона. Это скорее достаточно оптимистичный сценарий, при этом, по данным Автостата, в 2021 году продажи были на уровне 1,48 млн, — напомнил Короев.

«Дефицита автомобилей в стране не будет»: На чем мы будем ездить?

Финансовый эксперт маркетплейса «Финмир» Антон Кравцов предположил, что в 2023 году проблема недостатка среднего и бюджетного сегмента автомобилей будет решаться за счет увеличения параллельного импорта, собственного производства новых отечественных моделей и расширения присутствия китайских автопроизводителей.

— Вероятно, что в текущем году доля китайских автомобилей на российском авторынке составит 40-50%, поскольку помимо «полюбившихся» моделей появятся новинки, такие как, например, Omoda – современный кроссовер для молодежного поколения и «брутальный» внедорожник Tank для людей посолиднее, — рассказал Кравцов.

Эксперт не спешит предрекать превосходную положительную динамику отечественному автопрому в 2023 году – рынок новых моделей только начал возрождаться. Интерес к новым российским автомобилям еще необходимо увидеть – если они, конечно, будут доступны. Кравцов считает, что если они будут красиво и качественно сделаны, то у них есть все шансы занять свою нишу и долю на рынке.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *