Заводов много не бывает: шинный бизнес «Татнефти» пополнился купленным в Узбекистане предприятием

На производстве есть проблемы
На производстве есть проблемы, но эксперты говорят, что нефтегигант может
вывести завод на высокий уровень, а также предполагают, что он поможет
закрепиться на шинном рынке Средней Азии.

В мае прошлого года «Татнефть» заявила о продаже своего шинного бизнеса АО «Татнефтехиминвест-Холдинг». Тогда в татарстанском нефтегиганте говорили, что в условиях значительных изменений экономической ситуации, в том числе вызванных геополитическими процессами, продажа шинного бизнеса позволит сконцентрироваться на ключевых стратегических проектах. 

Примечательно, что вскоре после передачи активов, например, «Нижнекамскшина» попала под санкции. Некоторые эксперты предполагали, что именно этого опасалось руководство нефтегиганта – владеть токсичным активом без особой необходимости. Также отмечалось, что ранее «Татнефть» активно приобретала небольшие нефтесервисные компании, поэтому не исключалось, что средства, полученные от продажи шинного бизнеса, могут быть направлены на дальнейшие M&A в сфере разведки и добычи или нефтепереработки, что вполне согласовывалось с тезисом о концентрации нефтяной компании на основном бизнесе.

От шин «Татнефть» не отошла 

Летом стало известно, что из России уходит производитель шин Nokian Tyres в связи со спецоперацией на Украине и ужесточением санкций, что делало нецелесообразным продолжение работы. Позже «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сообщил, что финская компания ищет покупателей на свой завод в Ленинградской области, а в октябре «Татнефть» объявила о покупке российских активов Nokian Tyres. Стало понятно, что шинный бизнес нефтегиганту все же нужен, да еще как, потому что это была не последняя покупка.

Заводов много не бывает: шинный бизнес «Татнефти» пополнился купленным в Узбекистане предприятием

В начале декабря «Татнефть» и «Узкимёсаноат» подписали соглашение о купле-продаже 100% доли «Первого завода резинотехники» в Узбекистане за 80 млн долларов. У предприятия, как и у Nokian Tyres, были свои проблемы. Только если у финской компании возникли трудности на фоне СВО, то у узбекской, как сообщала их пресс-служба в 2020 году, из-за сокращения импорта сырья и материалов в результате ограничений в период коронавирусной пандемии. В 2020-ом план освоения производственных мощностей вместо 40% составил 15%. Такие результаты вызвали волну негодования. Масло в огонь подлил депутат Законодательной палаты Узбекистана Алишер Кадыров. Опираясь на данный счетной палаты, он сообщил, что на складе завода находились 100 тысяч нереализованных шин, которые не отвечали требованиям качества.

В итоге «Татнефти» вместе с заводом достались его кредитные обязательства и долги в размере 153 млн долларов. Их татарстанская нефтяная компания обязалась покрыть, написала пресс-служба «Узкимёсаноата».

Ценные компетенции могут вывести предприятие на высокий уровень

Генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова сказала, что стоимость завода в Узбекистане с учётом накопившихся долгов и большого объёма продукции на складе, которая так и не нашла своего покупателя — могла быть дисконтирована на рынке. 

— Приобретаемый завод в Узбекистане был построен за счёт займа в 156,4 млн долларов, отчётность за предыдущие годы демонстрирует убытки, а качество производимых шин не даёт возможности реализации их на внутреннем и международном рынке, —  информирует она. — При этом «Татнефть», безусловно, располагает ценными компетенциями в области шинного бизнеса. Именно они могут вывести предприятие на высокий уровень производительности, использовать ресурсный потенциал компании и имеющегося на заводе оборудования, обеспечить реализацию шинной продукции, используя собственную клиентскую базу и выработанную за годы успешной работы маркетинговую стратегию.

Заводов много не бывает: шинный бизнес «Татнефти» пополнился купленным в Узбекистане предприятием

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман же говорит, что, вероятно, сейчас, когда потенциал роста бизнеса внутри России ограничен из-за санкций, «Татнефть» могла решить активнее развивать проекты в СНГ.

— При этом у «Татнефти» на середину 2022 года был отрицательный чистый долг, что позволяет достаточно свободно покупать небольшие активы, как Первый завод резинотехники, — добавил он. — Вместе с проектом в Казахстане данный завод сможет помочь «Татнефти» закрепиться на шинном рынке Средней Азии.

Кауфман считает, что если нефтегиганту удастся полноценно наладить производство и на российских активах, купленных у Nokian Tyres, то объём шинного бизнеса «Татнефти» может превысить докризисный уровень.

— При этом отметим, что речь всё ещё идёт о небольшой в масштабах всей компании части выручки, в связи с чем влияния на стоимость акций ожидать не стоит, — заключил он.


Читайте также: «Купив российские активы Nokian Tyres, «Татнефть» получит технологии, мощности и выход на премиальный сегмент»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *