«С учётом перспектив не городов, а агломераций»: Татарстан первый среди регионов по строительству дорог

Республиканские дорожники перевыполнили план и оставили далеко позади коллег из других субъектов. Федеральный центр на следующую пятилетку выделит региону 224 млрд рублей. Однако Марат Хуснуллин обнаружил в республике системный сбой
Республиканские дорожники перевыполнили план и оставили далеко позади коллег из
других субъектов. Федеральный центр на следующую пятилетку выделит региону 224
млрд рублей. Однако Марат Хуснуллин обнаружил в республике системный сбой,
который подверг жесткой критике.

Модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры – один из факторов динамичного развития Татарстана. Об этом заявил президент республики Рустам Минниханов на итоговой коллегии Минтранса РТ. В ходе заседания прозвучало множество традиционных для подобных мероприятий славословий в сторону «виновников торжества» – республиканских дорожников. Однако принимавший участие вице-премьер РФ Марат Хуснуллин оказался неприятно удивлен одним из аспектов градостроительства, который напрямую влияет на дорожную ситуацию. Обо всем по порядку.

Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов сообщил, что вклад транспортных предприятий в валовой региональный продукт Татарстана в 2022 году оценочно составил 6,2%, а вклад строителей дорог – 1,48%. Величина среднемесячной зарплаты на предприятиях наземного транспорта составляла 57,8 тысячи рублей, увеличение по сравнению с 2021 годом на 19,1%.

В минувшем году в железнодорожную инфраструктуру ОАО «РЖД» в Татарстане инвестировали более 4 млрд рублей. Ж/д транспортом воспользовались более 7 млн пассажиров (рост на 6,5%), перевезено более 16,5 млн тонн грузов (+9,4%).

Автомобильный транспорт за год перевез 370,7 млн пассажиров (+14%), грузооборот увеличился на 34,3% и составил 112,5 млн тонно-км. Субсидии автотранспортной отрасли составили 2,5 млрд рублей.

Больше парковок – больше пробок: Татарстан первый среди регионов по строительству дорог

– Уважаемый Рустам Нургалиевич, 5 лет назад вы поддержали программу по восстановлению пригородных муниципальных маршрутов, что позволило сохранить существующую на тот момент сеть и дополнить новыми связями сельские поселения муниципальных образований с районными центрами республики. На сегодняшний день маршрутная сеть насчитывает 215 маршрутов, объем субсидирования на 2023 год из республиканского бюджета составляет 205,4 млн рублей, – сообщил Ханифов.

Он отметил, что износ автобусов, задействованных в пассажирских перевозках составляет более 70%. Аналогичная ситуация сложилась и на городских автобусных маршрутах, только автобусов старше 10 лет – более 400 единиц.

– Что касается таксомоторных перевозок. С 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года было выдано 606 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Татарстана. Количество такси уменьшилось на 28%, что составляет 3 892 единиц, – сообщил министр.

Ханифов рассказал о тратах республики на перевозку бойцов в зону СВО.

– С начала специальной военной операции министерство транспорта и дорожного хозяйства наряду с другими министерствами и ведомствами принимает активное участие в мероприятиях, связанных с обеспечением СВО. Объем оказанных услуг, перевозка  мобилизованных, военнослужащих, сотрудников спецструктур составил 72,5 млн рублей, – сообщил руководитель ведомства.

Больше парковок – больше пробок: Татарстан первый среди регионов по строительству дорог

При этом он отметил ряд проблемных вопросов в этой работе. Например, оплата оказанных транспортных услуг производится по каждой заявке отдельно, срок оплаты составляет 1,5-2 месяца.

Что касается ключевых инфраструктурных проектов, которые реализуются в Татарстане, о них решил рассказать Хуснуллин.

Прежде всего, это проект скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» протяженностью 142 км и стоимостью почти 242 млрд рублей. В 2022 году выполнены работы на общую стоимость 110 млрд рублей, в этом потратят 96 млрд рублей и откроют движение на 7 и 8 этапах, в том числе на мосту через реку Волгу.

– Сегодня время в пути по М-7 через Татарстан составляет три часа, по М-12 оно сократится до полутора часов, – уточнил позже Хуснуллин. – Ключевая задача не снимается – в этом году трассу полностью запустить в эксплуатацию. Я думаю, что с учетом того, что в прошлом году мы отработали на хорошем уровне, думаю, что эта задача возможна – выполнить в этом году.

Зампред правительства заявил, что за два участка дороги, проходящих в Татарстане, он совершенно спокоен, а другие регионы подтянутся.

До конца 2024 года планируется открыть движение на участке от Казани до Екатеринбурга, а дальше – до Тюмени.

Также в Татарстане начато строительство южного обхода Нижнекамска и Челнов трассой М-7 протяженностью 81,4 километра, общей стоимостью 79,1 млрд рублей. В дело уже пустили 18,6 млрд рублей, в этом добавят еще 10 млрд.

Больше парковок – больше пробок: Татарстан первый среди регионов по строительству дорог

В рамках заключенного концессионного соглашения по проекту строительства дороги Шали-Бавлы на участке Алексеевское-Альметьевск (эту дорогу Минниханов называл самой важной в республике), начато строительство 145 километров дорог за 90 млрд рублей. Завершить планируют уже в 2024 году. Потратили 32 млрд рублей, в этом году вложат еще 14 млрд.

Вице-премьер также сообщил, что по федеральному пятилетнему плану на дорожные мероприятия Татарстану из федерального бюджета выделят 224 млрд рублей.

– Главная задача – обеспечить гибкое управление пятилетним планом субъекта, оперативно перестроить работу с учетом изменения ситуации в стране и в мире. Планы масштабные. Общая протяженность новых дорог по итогам реализации пятилетнего плана должна составить более 520 километров, – подчеркнул спикер.

По словам Хуснуллина, Татарстан – первый среди регионов России по строительству дорог. Хотя тут же оговорился, что Москва – не в счет. Тем не менее, по словам вице-премьера, в Татарстане применяется уникальный системный подход по организации дорожного строительства.

– Первый регион, который все дороги, федеральные, региональные и муниципальные, увязал в одну сеть со сроками, стоимостью каждого километра. Я дал поручение – на базе Татарстана провести обучающий семинар. Опыт Татарстана будет полезен для всех, – сказал спикер.

Мэр Нижнекамска Рамиль Муллин в свою очередь рассказал о инфраструктурном развитии в подшефном городе.

Больше парковок – больше пробок: Татарстан первый среди регионов по строительству дорог

– Благодаря возможностям, которые открывают нам федеральные и республиканские программы, а это в том числе программа БКАД, в 2022 году в Нижнекамском районе выполнен беспрецедентный объем дорожных работ, который позволил полностью обновить 23 км дорог, по 14 км тротуаров и велодорожек, 2,5 тысячи объектов дорожной инфраструктуры, – сообщил мэр.

Затронул он и болезненную для любого более-менее крупного города тему автомобилизации и ее последствий.

– На сегодняшний день в Нижнекамском муниципальном районе зарегистрированы порядка 120 тысяч автомашин, практически каждый второй житель имеет автомобиль. Наблюдается и устойчивая тенденция роста их количества. Альтернативой таких высоких темпов автомобилизации может стать развитие системы общественного транспорта. И если рассматривать это в целом, то даже в макроэкономике развитие общественного транспорта дает мощный синергетический эффект, – отметил он.

Несмотря на бодрый доклад, спокойно уйти с трибуны Муллину не удалось. Марат Хуснуллин подверг критике подход Нижнекамска к организации придомовых парковок для автомобилей. На вопрос Хуснуллина о том, какова в городе норма по парковкам при строительстве жилья, Муллин заявил, что 0,8 на квартиру.

Больше парковок – больше пробок: Татарстан первый среди регионов по строительству дорог

– Но на новых площадках, где мы строим дома, просим, чтобы было 1,2 и 1,4 на квартиру. Это многоуровневый паркинг или уже плоскостные площадки, – добавил Муллин.

Хуснуллин в ответ заявил, что кардинально не согласен с подходом градоначальника.

– Никогда строительством парковок вы не догоните обеспеченность местами при таком уровне автомобилизации. Вот в Казани снизили норматив после моего обращения, он стал чуть пониже, но он все равно достаточно высокий. Вы сейчас говорите, что в Нижнекамске 0,8 коэффициент и хотите до 1,2 довести. Никогда у вас не будет возможности ездить по дорогам свободно! – подчеркнул вице-премьер, поручив проработать этот вопрос. – Где можно и есть возможность – надо строить парковки, а где не можно – не надо. Где вы возьмете столько места в городе? Где вы возьмете столько денег? Никто в мире так не делает, коллеги.

Он напомнил, что с большим трудом добился, чтобы регионам дали право самостоятельно решать подобные вопросы и посетовал, что этим правом никто не пользуется. Хуснуллин заявил, что Москва вкачивает колоссальные деньги в развитие транспортной инфраструктуры, и все равно стоит на грани того, чтобы весь город встал в одной большой пробке.

Чуть позже в обсуждение этой темы включился и Минниханов, рассказав об опыте Сингапура. По его словам, в этом городе-государстве (население которого составляет 5,5 млн человек – Ред.) перед тем, как купить машину, нужно сначала купить разрешение на нее. Кроме того, там проезд по дорогам сделали платным, и чем больше пассажиров в машине, тем меньше нужно платить. И опять же, в Сингапуре выстроили очень удобную и качественную систему общественного транспорта.

Больше парковок – больше пробок: Татарстан первый среди регионов по строительству дорог

Возвращаясь к делам республики, Минниханов тоже не смог обойти тему социально значимых проектов вроде М-12 и обхода М-7. Он заявил, что задача Минтранса РТ – синхронизировать и координировать работу в рамках этих проектов совместно с федеральными министерствами и ведомствами.

– Дороги нужно строить с учётом перспектив транспортного движения в рамках не городов, а агломераций, – подчеркнул спикер. – Новые трассы дают Татарстану новые возможности в связи с ростом грузооборота, турпотока, мобильности трудовых ресурсов.

Он сформировал главную задачу – обеспечить доступность транспортных услуг для населения. Минниханов заявил, что, несмотря на непростые условия минувшего года, транспортная система республики сумела обеспечить устойчивое развитие.

– Модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры – неотъемлемая часть развития республики, – подчеркнул Минниханов.

Также президент поручил подготовить предложения по решению проблем с нехваткой туристических автобусов.

– В прошлом году туристическая отрасль столкнулась с проблемой нехватки транспортных средства для перевозки туристов. Министерству транспорта, министерству финансов необходимо внести предложения по программе обновления и расширения парка туристических автобусов. Мы один раз это проходили, но видимо автобусы износились нужны найти какие-то подходы, решения, чтобы необходимое количество туристических автобусов у нас в республике было, – сказал Минниханов.

Он подчеркнул, что туристическая отрасль – одно из направлений развития транспортных услуг, добавив, что эта сфера по ключевым показателям она вернулась к доковидным значениям: турпоток составил 3,7 млн человек.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *