«Потери бюджета будут не слишком велики»: как ценовое эмбарго на российские нефтепродукты затронет Татарстан

Обсудили ситуацию с экспертами. Аналитики полагают
Обсудили ситуацию с экспертами. Аналитики полагают, что ограничение цен
может иметь более серьезные последствия, чем эмбарго на нефть.

Европа ввела эмбарго и потолок цен на морские поставки российских нефтепродуктов. Переходный период стартовал 5 февраля — он предназначен для того, чтобы суда, отгрузка в которые завершилась до начала действия ограничений, успели доставить грузы до стран назначения. Переходный период продлится до 1 апреля и составит 55 дней.

Напомним, что 27 декабря прошлого года президент России Владимир Путин подписал указ об ответных мерах на введение потолка цен на российскую нефть. Согласно тексту указа Россия перестанет поставлять «черное золото» в страны, установившие потолок цен. Ограничения будут применяться на всех этапах поставок до конечного покупателя. Подробно об этом решении мы рассказывали в одном из недавних материалов.

Эксперты считают, что ситуация с потолком цен на российские нефтепродукты может иметь более серьезные последствия, чем эмбарго на нефть. Рынок нефтепродуктов более сегментированный, поэтому поиск альтернативных покупателей, а также транспортных и других услуг для этих покупателей будет сложнее. Нефть экспортировать легче, чем ее производные, так как для нее не требуются танкеры меньшего размера и рынки в непосредственной близости. 

«Потери бюджета будут не слишком велики»: Как ценовое эмбарго на российские нефтепродукты затронет Татарстан

На данный момент согласовано два лимита на разные категории нефтепродукта: на дизель и керосин (100 долларов за баррель), топочный мазут и нафту (45 долларов за баррель). Уровень цен будут пересматривать каждые два месяца.  

По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, правительство страны считает, что введение эмбарго на российские нефтепродукты приведет к еще большей разбалансировке энергетических рынков. 

Заметим, что введение потолка цен на российскую нефть практически не повлияло на объемы морского экспорта нефти, хотя и привело к тому, что отечественная марка Urals стала продаваться со значительным дисконтом в 30-35 долларов за баррель. Стоимость барреля используется для расчета налогов, поэтому доходы бюджета заметно сократились.

Как новые ограничения затронут Татарстан?

От процессов на нефтяном рынке напрямую зависит состояние экономики Татарстана – республика занимает одну из лидирующих позиций по нефтедобыче и нефтепереработке среди регионов России. За 2022 год базовые предприятия нефтегазохимического комплекса Татарстана отчислили в консолидированный бюджет республики 121 млрд рублей, увеличив объемы производства почти на 2% по сравнению с 2021 годом. Рост обеспечили объемы добычи нефти, выпуска нефтепродуктов, удобрений и полиолефинов. 

Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков разговоры о катастрофических последствиях считает преждевременными – пока он ожидает затоваривания и продажи российских нефтепродуктов с определенным дисконтом. 

Эксперт напомнил, что новые ограничения хоть и вступили в действие с 5 февраля и имеют переходный период в 55 дней, однако многие нефтетрейдеры уже перешли на посреднические схемы либо отказались от российских нефтепродуктов. Фактически Россия будет либо поставлять нефтепродукты в условиях потолка цен, либо продавать с дисконтом посредникам. Кабаков допустил, что это приведет к определенным последствиям для бюджета, однако в текущем моменте он не ожидает шокового эффекта.

– Можно говорить, что потребуется перестройка логистики и условий контрактов, в целом же ничего не меняется, в том числе и для Татарстана, – сказал аналитик. 

У «Татнефти» могут возникнуть проблемы

И все же потолок цен на нефтепродукты Татарстану совсем ни к чему, учитывая, что более десятка лет назад руководство республики приняло решение усилить направление переработки нефти. Нижнекамские установки ТАНЕКО и ТАИФ-НК позволяют республике ежегодно перерабатывать около 24 млн тонн нефти. 

«Татнефти» ограничения по потолку цен на нефть коснутся в меньшей степени, потому что существенные объемы черного золота компания переправляет по трубопроводу «Дружба», а этот способ экспорта не попал под санкции Запада. Однако со сбытом переработанной нефти могут возникнуть проблемы – компания перерабатывает около половины объема добываемой нефти, а по итогам 2022 года около 50% нефтепродуктов ушло на экспорт. Причем 46% ушло в страны дальнего зарубежья и только 1,2% – в страны СНГ. 

«Потери бюджета будут не слишком велики»: Как ценовое эмбарго на российские нефтепродукты затронет Татарстан

Финансовый эксперт маркетплейса «Финмир» Антон Кравцов обратил внимание, что объемы производства нефтепродуктов будут сокращаться, пока не появятся новые рынки сбыта, и это негативно отразится на финансовых показателях «Татнефти». 

— Однако стоит отметить, что в январе 2023 года существенно возросли поставки нефтепродуктов в Марокко и Турцию. Это означает, что нефтеперерабатывающие российские компании заранее переориентировались. Определенный период экономическая ситуация из-за введения потолка цен на нефть и нефтепродукты будет оставаться сложной, но в дальнейшем экономика постепенно адаптируется под текущие изменения, — поделился мнением эксперт.

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов заметил, что после введения санкций в отношении российских нефтепродуктов, а также введения потолка цен на российскую нефть структура экспортных поставок сильно изменилась. С одной стороны, имеет место переориентация поставок сырой нефти в Китай и Индию, куда она продается с дисконтом. Но при этом основным поставщиком продуктов переработки из российской нефти в Европу становится Индия, в то время как экспорт собственно российских нефтепродуктов сильно сократился. 

– «Татнефть» же в последние годы стремилась к тому, чтобы максимально наращивать переработку собственной нефтедобычи, минимизировав поставки сырой нефти. Такая стратегия была логичной, учитывая, что татарстанская нефть высокосернистая и не очень хорошего качества, поэтому было выгоднее ее перерабатывать, получая дополнительную маржу на переработке. Но в условиях сокращения экспортных рынков для российских нефтепродуктов большая их часть будет продаваться внутри страны. И вот тут у «Татнефти» могут возникнуть проблемы, которые способны негативно сказаться на доходах компании, – сообщил собеседник.

Переориентация на внутренний рынок, третьи страны или сокращение нефтепереработки?

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов считает, что ответные меры со стороны правительства России носят скорее формальный характер. И если поставки нефти можно перенаправить в азиатские страны, то нефтепродукты перенаправить будет невозможно, поскольку эти страны сами являются экспортерами нефтепродуктов. В Европу экспортировалось до 70% продуктов российской нефтепереработки, и найти новые каналы сбыта эксперт считает проблематичным. Он предположил, что подобные ограничения будут наложены и на удобрения и полиолефины, что так же отрицательно скажется на доходах государственной казны. 

«Потери бюджета будут не слишком велики»: Как ценовое эмбарго на российские нефтепродукты затронет Татарстан

Антон Кравцов основной проблемой российских нефтеперерабатывающих компаний назвал поиск новых покупателей и новых возможностей для продаж как зарубежным странам, так и на внутреннем рынке. На внутреннем рынке переизбыток нефтепродуктов уже приводит к снижению цены, такая же ситуация будет наблюдаться и для поставок дружественным странам. Ситуация намного сложнее, чем с российской нефтью, поскольку нефть продается с дисконтом другим странам, а они уже делают из нее нефтепродукты.

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов предложил три варианта развития событий. Первый – нефтяные компании перенаправят поставки на внутренний рынок. Но его объем значительно меньше, поэтому существует риск слишком сильного падения цен. Второй – перенаправить поставки в третьи страны. Но здесь возникнут сложности из-за потолка цен, а во-вторых, спрос на разные продукты сильно разнится и могут быть проблемы с экономической целесообразностью отправки туда, где высвобождающиеся объемы востребованы.

– Третий вариант – сократить переработку и нарастить экспорт сырой нефти. Это может негативно сказаться на российских НПЗ и сократить маржу нефтяников. Также это может оказать давление на котировки Urals, которые и так торгуются с очень большим дисконтом к мировым ценам. Еще один вариант — это сокращение добычи, но это уже можно назвать стресс-сценарием, которого постараются по возможности избежать, – рассуждал Галактионов. 

«Потери бюджета будут не слишком велики»: Как ценовое эмбарго на российские нефтепродукты затронет Татарстан

По мнению заведующего кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игоря Коха, потолок цен на нефтепродукты в очередной раз усложнит логистику на международном рынке, однако не приведет к существенному снижению производства в России и доходов российских компаний, поскольку текущий уровень цен примерно соответствует установленному потолку или даже ниже.

–  Потери российского бюджета будут не слишком велики. Как показывает опыт предыдущих санкций, за несколько месяцев логистические потоки будут перенаправлены, а также будут найдены лазейки для обхода ограничений, – спрогнозировал эксперт. 

Ограничения не повлияют на госбюджет при любом сценарии

Старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филипп Мурадян подтвердил, что эмбарго европейских стран на нефтепродукты российского происхождения вкупе с введенным потолком цен может существенно негативно повлиять на маржу переработки российских нефтеперерабатывающих заводов. В результате вертикально интегрированные нефтяные компании (компании, которые охватывают все этапы добычи, — от переработки до продажи. — Ред.) могут принять решение о снижении объемов переработки в пользу большего объема экспорта сырой нефти, так как для нее проще найти рынки сбыта и легче транспортировать. 

— При этом, вероятно, для большей части нефтепродуктов уже найдены новые рынки сбыта, например, рынки стран Ближнего Востока, Северной Африки, Индии. Российские нефтепродукты будут потребляться на этих рынках, местные же производимые нефтепродукты будут поставляться с премией на рынок европейский, — спрогнозировал эксперт.

Мурадян считает, что рентабельность АЗС будет поддерживаться снижением оптовых цен на нефтепродукты при неизменных розничных ценах. При любом сценарии эксперт не ожидает, что введенные ограничения в торговле критически повлияют на государственный бюджет и ФНБ, однако он допускает, что налоговая нагрузка на сырьевой бизнес будет расти, а объемы имеющегося субсидирования — сокращаться.       

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *