храбрый князь отправляется спасать свою невесту от злого карлика, похитившего
его. Но что, если все было наоборот, и Руслану нужна помощь?
Начать год Казанский Театр юного зрителя решил с премьеры. В стенах театра состоялся показ пластической баллады «Людмила и Руслан» по мотивам знакомой всем со школьной скамьи поэме Александра Пушкина. Как сказано в анонсе к постановке, главный режиссер Радион Букаев ведет диалог с творчеством великого русского писателя. Так к чему же привел этот разговор?
«Пушкин такой многомерный, что о каждом его произведении можно говорить и мало, и много»
Погружать зрителей в творчество Александра Пушкина начали еще за час до начала спектакля. С небольшой лекцией перед гостями ТЮЗа выступил профессор КФУ, доктора филологических наук Алексей Пашкуров, дабы «поход на спектакль был более осознанным и проникновенным». Первоначально, по признанию профессора, он хотел поговорить совершенно о другом, но после просмотра спектакля планы резко поменялись. Как и название лекции с «Игра в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» на «Загадки в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
«Руслан и Людмила» — это не только всем с детства замечательно знакомая сказка, но и литературный кроссворд. Сегодня на поэму Александра Пушкина есть очень много разных взглядов. В основном, по словам Пашкурова, утвердились два представления. Первое заключается в том, что «Руслан и Людмила» — это детская познавательная сказка. Второе же представление говорит о поэме, как о хулиганстве и пародии. Однако есть еще один пласт, который раскрыл в своей лекции доктор филологических наук.
— Пушкин такой многомерный, что о каждом его произведении можно говорить и мало, и много. Вы будете иметь удовольствие видеть то, что невозможно описать, но третий пласт именно такой и еще что-то, — создал интригу Пашкуров.
По словам спикера, поэма «Руслан и Людмила» позволяет и простому читателю увидеть в ней что-то, и самый искушенный публике. Однако что-то всегда останется за кадром, потому что произведение Пушкина полно загадок. Одна из них в поэме — ожидание, которое сбывается чем-то не тем. В пример профессор привел судьбу финна. Вторая загадка пушкинской поэмы заключается в смешении серьезного и игривого.
— Современники Пушкина не поняли поэму совсем. Даже такие выдающиеся люди, как Николай Карамзин и Иван Дмитриев, были шокированы и возмущены, — заметил Алексей Пашкуров.
Третья загадка — использование различных литературных жанров. Русский поэт обращается к символике сказок и были, но вместе с тем, в произведении прослеживается театральное игралище. С одной стороны — внимание к национальной, исторической и патриотической тематики. С другой — помощь в преодолении страхов.
Последняя загадка поэмы, которую нашел доктор филологических наук, — стремление героев запутать не только других, но и себя. Пашкуров пояснил, что, нарушая все законы сказки, даже злые сил легко поддаются этому. Так, например, Черномор не смог очаровать Людмилу, а в конце запутался в своей бороде.
— В российской культуре замечательна магия числа 5. Может быть, наши хозяева сегодня откроют вам пятую загадку, — заключил лекцию Алексей Пашкуров.
«Женщина спасет этот мир»
Спектакль, как и оригинальное произведение, начинается с небезызвестных каждому строк «У Лукоморья дуб зеленый…». Кстати, это единственное, что вы услышите во время просмотра постановки. В пьесе нет слов. Они там и не нужны, уверен Алексей Пашкуров.
— Как сказал Василий Жуковский: «И лишь молчание понятно говорит», — процитировал поэта профессор.
На сцене появляется Людмила (Дарья Бакшеева) в окружении подруг и матери, которые готовят невесту к свадьбе. Самый внимательный заметил, что спектакль называется «Людмила и Руслан». Именно «Людмила и Руслан», а не наоборот. Потому что главный герой, а точнее героиня здесь Людмила. Стоит также сказать, что мужских персонажей в пьесе практически и нет. Разве только Руслан в исполнении Нияза Зиннатуллина и страхи Людмилы, которого играет Ильфат Садыков. Но появляются они на сцене всего пару раз, что делает спектакль что ни на есть женским.
— Изначально Пушкин сам планировал назвать именно так свою поэму. Я решил посвятить эту работу Людмиле. За несколько лет в театре у меня сложился сильный женский актерский состав, и спектакль будет о том, что женщина спасет этот мир, — объяснил Радион Букаев.
Отсюда становиться понятно, что режиссер ТЮЗа поменял местами Людмилу и Руслану. Теперь не Людмила та, кому нужна помощь, а Руслан. Девушка отправляется спасать своего возлюбленного. На своем пути она встречает героев пушкинской поэмы, переосмысленных режиссером. Например, в Воинственной (Полина Малых) мне удалось разглядеть Рогдая. Женщина так же, как и персонаж Пушкина, живет ради соперничества и любви. А в Обманутой (заслуженная артистка РТ Радуга Мухтарова) — Голову брата Черномора.
Встречаются Людмиле и Любящая (заслуженная артистка РТ Гузель Шакирзянова) — женщина, которая безответно любит одного-единственного, и Милосердная (Гузель Валишина) — женщина, выбравшая путь бескорыстного служения людям, а также Корыстная (Мария Мухортова) — женщина, использующая людей в своих интересах. Встреча с каждой из них делает Людмилу сильнее.
Рассказывать о женской силе, прощении, единении и любви главному режиссеру ТЮЗа помогает художественное оформление и музыка. Костюмы героев выполнены с элементами русского народного стиля, которые специально для постановки разработала главный художник театра Надежда Иванова. А стихи Пушкина звучат в исполнении хора артисток в качестве музыкального сопровождения. С актрисами занималась заслуженная артистка РТ Гузель Шакирзянова. Свою роль в спектакле играет и свет. Благодаря нему зритель понимает настроение той или иной сцены.
Отдельно бы хотелось выделить пластику, которую поставили известные казанские хореографы Марсель и Мария Нуриевы. Им удалось соединить воедино современную хореографию, сценические движения и народные танцы. Движения актеров с первых минут постановки дают ответ, почему Радион Букаев назвал «Людмилу и Руслана» пластической баладой.
Актерская игра, живое исполнение песен, свет и хореография — все это полностью погружают в происходящее на сцене. И вот ты уже не простой зритель, сидящий в зале, а один из помощников Людмилы, кто помогает ей пройти через все испытания, чтобы спасти Руслана.
Спектакль рассчитан на зрителя старше 12 лет. По задумке Букаева, постановку должны посмотреть ученики 5-6 классов, которые проходят поэму «Руслан и Людмила». Но не для того, чтобы воспринимать постановку как иллюстрацию произведения, а возможность диалога с ним. Премьера состоялась 10 февраля. Еще раз спектакль показали 11. Снова «Людмилу и Руслана» можно будет увидеть уже только в марте – 10-го и 27-го числа. В дальнейшем в афише он планируется к показу также около двух раз в месяц.
Постановка приурочена к Году национальных культур и традиций в Республике Татарстан и реализована благодаря федеральному проекту «Культура малой Родины».
Читайте также: Казанский ТЮЗ рассказал, что объединяет кошек, собак и людей
Comment section