В Казанском ТЮЗе показали женскую версию «Людмилы и Руслана»

Поэма Александра Пушкина знакома
Поэма Александра Пушкина знакома, пожалуй, каждому. Все мы знаем, что по сюжету
храбрый князь отправляется спасать свою невесту от злого карлика, похитившего
его. Но что, если все было наоборот, и Руслану нужна помощь?

Начать год Казанский Театр юного зрителя решил с премьеры. В стенах театра состоялся показ пластической баллады «Людмила и Руслан» по мотивам знакомой всем со школьной скамьи поэме Александра Пушкина. Как сказано в анонсе к постановке, главный режиссер Радион Букаев ведет диалог с творчеством великого русского писателя. Так к чему же привел этот разговор? 

«Пушкин такой многомерный, что о каждом его произведении можно говорить и мало, и много»

Погружать зрителей в творчество Александра Пушкина начали еще за час до начала спектакля. С небольшой лекцией перед гостями ТЮЗа выступил профессор КФУ, доктора филологических наук Алексей Пашкуров, дабы  «поход на спектакль был более осознанным и проникновенным». Первоначально, по признанию профессора, он хотел поговорить совершенно о другом, но после просмотра спектакля планы резко поменялись. Как и название лекции с «Игра в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» на «Загадки в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». 

«Руслан и Людмила» — это не только всем с детства замечательно знакомая сказка, но и литературный кроссворд. Сегодня на поэму Александра Пушкина есть очень много разных взглядов. В основном, по словам Пашкурова, утвердились два представления. Первое заключается в том, что «Руслан и Людмила» — это детская познавательная сказка. Второе же представление говорит о поэме, как о хулиганстве и пародии. Однако есть еще один пласт, который раскрыл в своей лекции доктор филологических наук. 

— Пушкин такой многомерный, что о каждом его произведении можно говорить и мало, и много. Вы будете иметь удовольствие видеть то, что невозможно описать, но третий пласт именно такой и еще что-то, — создал интригу Пашкуров. 

В Казанском ТЮЗе показали женскую версию «Людмилы и Руслана»

По словам спикера, поэма «Руслан и Людмила» позволяет и простому читателю увидеть в ней что-то, и самый искушенный публике. Однако что-то всегда останется за кадром, потому что произведение Пушкина полно загадок. Одна из них в поэме — ожидание, которое сбывается чем-то не тем. В пример профессор привел судьбу финна. Вторая загадка пушкинской поэмы заключается в смешении серьезного и игривого. 

— Современники Пушкина не поняли поэму совсем. Даже такие выдающиеся люди, как Николай Карамзин и Иван Дмитриев, были шокированы и возмущены, — заметил Алексей Пашкуров.

Третья загадка — использование различных литературных жанров. Русский поэт обращается к символике сказок и были, но вместе с тем, в произведении прослеживается театральное игралище. С одной стороны — внимание к национальной, исторической и патриотической тематики. С другой — помощь в преодолении страхов. 

Последняя загадка поэмы, которую нашел доктор филологических наук, — стремление героев запутать не только других, но и себя. Пашкуров пояснил, что, нарушая все законы сказки, даже злые сил легко поддаются этому. Так, например, Черномор не смог очаровать Людмилу, а в конце запутался в своей бороде. 

— В российской культуре замечательна магия числа 5. Может быть, наши хозяева сегодня откроют вам пятую загадку, — заключил лекцию Алексей Пашкуров. 

«Женщина спасет этот мир»

Спектакль, как и оригинальное произведение, начинается с небезызвестных каждому строк «У Лукоморья дуб зеленый…». Кстати, это единственное, что вы услышите во время просмотра постановки. В пьесе нет слов. Они там и не нужны, уверен Алексей Пашкуров. 

— Как сказал Василий Жуковский: «И лишь молчание понятно говорит», — процитировал поэта профессор. 

На сцене появляется Людмила (Дарья Бакшеева) в окружении подруг и матери, которые готовят невесту к свадьбе. Самый внимательный заметил, что спектакль называется «Людмила и Руслан». Именно «Людмила и Руслан», а не наоборот. Потому что главный герой, а точнее героиня здесь Людмила. Стоит также сказать, что мужских персонажей в пьесе практически и нет. Разве только Руслан в исполнении Нияза Зиннатуллина и страхи Людмилы, которого играет Ильфат Садыков. Но появляются они на сцене всего пару раз, что делает спектакль что ни на есть женским. 

— Изначально Пушкин сам планировал назвать именно так свою поэму. Я решил посвятить эту работу Людмиле. За несколько лет в театре у меня сложился сильный женский актерский состав, и спектакль будет о том, что женщина спасет этот мир, — объяснил Радион Букаев.

В Казанском ТЮЗе показали женскую версию «Людмилы и Руслана»

Отсюда становиться понятно, что режиссер ТЮЗа поменял местами Людмилу и Руслану. Теперь не Людмила та, кому нужна помощь, а Руслан. Девушка отправляется спасать своего возлюбленного. На своем пути она встречает героев пушкинской поэмы, переосмысленных режиссером. Например, в Воинственной (Полина Малых) мне удалось разглядеть Рогдая. Женщина так же, как и персонаж Пушкина, живет ради соперничества и любви. А в Обманутой (заслуженная артистка РТ Радуга Мухтарова) — Голову брата Черномора. 

Встречаются Людмиле и Любящая (заслуженная артистка РТ Гузель Шакирзянова) — женщина, которая безответно любит одного-единственного, и Милосердная (Гузель Валишина) — женщина, выбравшая путь бескорыстного служения людям, а также Корыстная (Мария Мухортова) — женщина, использующая людей в своих интересах. Встреча с каждой из них делает Людмилу сильнее. 

В Казанском ТЮЗе показали женскую версию «Людмилы и Руслана»

Рассказывать о женской силе, прощении, единении и любви главному режиссеру ТЮЗа помогает художественное оформление и музыка. Костюмы героев выполнены с элементами русского народного стиля, которые специально для постановки разработала главный художник театра Надежда Иванова. А стихи Пушкина звучат в исполнении хора артисток в качестве музыкального сопровождения. С актрисами занималась заслуженная артистка РТ Гузель Шакирзянова. Свою роль в спектакле играет и свет. Благодаря нему зритель понимает настроение той или иной сцены. 

Отдельно бы хотелось выделить пластику, которую поставили известные казанские хореографы Марсель и Мария Нуриевы. Им удалось соединить воедино современную хореографию, сценические движения и народные танцы. Движения актеров с первых минут постановки дают ответ, почему Радион Букаев назвал «Людмилу и Руслана» пластической баладой.

В Казанском ТЮЗе показали женскую версию «Людмилы и Руслана»

Актерская игра, живое исполнение песен, свет и хореография — все это полностью погружают в происходящее на сцене. И вот ты уже не простой зритель, сидящий в зале, а один из помощников Людмилы, кто помогает ей пройти через все испытания, чтобы спасти Руслана. 

Спектакль рассчитан на зрителя старше 12 лет. По задумке Букаева, постановку должны посмотреть ученики 5-6 классов, которые проходят поэму «Руслан и Людмила». Но не для того, чтобы воспринимать постановку как иллюстрацию произведения, а возможность диалога с ним. Премьера состоялась 10 февраля. Еще раз спектакль показали 11. Снова «Людмилу и Руслана» можно будет увидеть уже только в марте – 10-го и 27-го числа. В дальнейшем в афише он планируется к показу также около двух раз в месяц. 

В Казанском ТЮЗе показали женскую версию «Людмилы и Руслана»

Постановка приурочена к Году национальных культур и традиций в Республике Татарстан и реализована благодаря федеральному проекту «Культура малой Родины». 


Читайте также: Казанский ТЮЗ рассказал, что объединяет кошек, собак и людей


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *