проблемам внедрения мусульманских продуктов. В процессе обсуждения выяснилось,
что в сертификации и контроле российских финансовых учреждений участвуют
зарубежные специалисты, не знакомые со спецификой региона и особенностями рынка.
Татарстан вошел в число пилотных регионов, где будут тестироваться исламские финансы. Апробировать банковские продукты, соответствующие нормам шариата, планируется в 2023-2025 годах, и если эксперимент окажется успешным, его распространят на всю страну. Помимо Татарстана исламские финансы попробуют внедрить в Башкортостане, Дагестане и Чечне. Об основных постулатах исламских финансов и халяльных продуктах, которые предоставляют финансовые организации Татарстана, мы рассказывали в одном из прошлых материалов.
Хотя отдельные финансовые организации предоставляют халяльные продукты своим клиентам-мусульманам уже сейчас, исламский банкинг вызывает множество вопросов. Как убедиться в том, что условия договора не противоречат нормам шариата? Кто сертифицирует банковские продукты на соответствие халяль? Как мусульманину убедиться, что его экономическая деятельность не нарушает законы его религии? Эти и другие проблемные вопросы обсудили на круглом столе шариатские специалисты и эксперты в области исламских финансов.
Партнерские отношения на основе равномерного распределения рисков и прибыли
Проректор Казанского исламского института Рустам хазрат Нургалиев заметил, что исламские финансы становятся предметом интереса не только мусульманского сообщества, но и россиян, которые не ассоциируют себя с определенной конфессиональной группой. Это происходит благодаря специфическому принципу участия в развитии экономики определенных сфер и отстранения других (мусульманам, например, запрещается вкладываться в такие порочные сферы бизнеса, как производство алкоголя, табака, азартные игры и торговлю оружием). Это принцип, который не значительно ускоряет экономические процессы внутри отдельно взятого государства, но является более безопасным для экономики в целом.
Нургалиев также привел и другие названия исламских финансов. Так, например, их называют этическими, поскольку отстранение от определенных сфер экономики дает возможность участнику этого процесса не участвовать своим рублем в развитии сомнительных (с точки зрения этики) направлений бизнеса. Также исламские финансы иногда называют партнерскими – речь идет о рисках, которые участники процесса равномерно распределяют между собой.
– Партнерство в каких-то вещах гораздо приятнее и психологически стабильнее для общества, нежели абстрагирование от проблем одних слоев населения перед другими. Эти партнерские условия по распределению рисков и прибыли, этические принципы, которые заложены в систему ислама, и породили это общее движение, которое мы сегодня называем исламскими финансами, – пояснил Нургалиев.

По словам спикера, финансовые продукты, соответствующие нормам шариата, — вовсе не новинка последних лет. Они существуют столько же, сколько существует сам ислам – практики хозяйственного права и товарно-денежные отношения испокон веков в мусульманстве строились по тем же принципам, по которым строились семейные отношения и быт. Однако именно сейчас исламские финансы получают второе дыхание, потому что они становятся интересны не только для узкой прослойки населения России, исповедующей ислам, но и приверженцам других религий и зарубежным партнерам.
Нургалиев считает важным успеть адаптироваться к открывшимся возможностям. В этом игрокам рынка должны содействовать компетентные эксперты по исламским финансам.
– Что мы вкладываем в эти компетенции? Это не только знания определенных правил ислама, но еще и духовная ответственность. Приведу аналогию. Например, сфера индустрии Халяль. Все прекрасно понимают, что та или иная колбаса выпускается тем или иным заводом и этот завод может принадлежать не мусульманину, но он очень честен в своих действиях — выпускает качественную продукцию. Но в процессе производства этой колбасы участвует мусульманский деятель, который знает не только ингредиенты, но еще и пользуется доверием общества, – подчеркнул спикер.
Халяльными банковскими продуктами татарстанцы могут воспользоваться уже сейчас: ряд финансовых домов предоставляет такие услуги, как как исламская ипотека, рассрочка, лизинг, дебетовые карты. При этом эти продукты проверены компетентными экспертами и сертифицирующими организациями.
Халяль или маркетинговый ход?
Об опыте Чечни рассказал доктор экономических наук, сертифицированный эксперт в области исламских финансов Шамиль Шохвалов. Он сообщил, что в регионе действует 16 финансовых организаций, которые позиционируют себя как исламские. Но личный опыт Шохвалова показал, что зачастую эти компании продавали под видом мусульманских сомнительные и противоречащие религии продукты.
Эксперт выделил главные проблемы рынка исламских финансов – во-первых, финансовые организации не соответствуют нормам шариата, хотя заявляют об обратном. Во-вторых, сами клиенты не имеют представления об особенностях партнерских финансов, хотя являются практикующими мусульманами. И он привел в пример свой разговор с 23-летним студентом, который лишь недавно узнал, что мусульманам запрещено получать доход в виде процентов по вкладам.

Директор исламской финансовой компании «Ля Риба Финанс» Мурад Аликсеров обратил внимание, что исламский банкинг придерживается двух основных принципов: никаких привилегий и никаких ограничений.
– Ни один исламский финансовый институт не говорит: «Дайте нам особый налоговый режим, особые условия участия, дайте льготные формы финансирования и взаимодействия», ни в коем случае! Но в то же время мы просим, чтобы не было никаких дополнительных ограничений, – пояснил спикер.
Аликсеров также добавил, что действующие игроки на рынке исламских финансов хорошо известны друг другу, поскольку их бизнес небольшой даже по меркам региона. И поэтому когда в игру вступают крупные банки, это всегда вызывает недоумение, потому что главная цель таких компаний всегда — получение прибыли в первую очередь. По мнению Аликсерова, исламский банкинг – это продукт, которым может воспользоваться любой гражданин России независимо от вероисповедания. Он также сообщил, что 15% клиентов «Ля Риба Финанс» не мусульмане, но их привлекает прозрачность отношений между банком и клиентом.
Спикер заметил, что бизнес стремится использовать термин «исламский банкинг» как маркетинговый инструмент.
– Как человек с экономическим образованием я понимаю, что это крутой кейс, но как человек, у которого есть компетенции в исламском банкинге, я понимаю, что так нельзя делать. Слово «исламский» — это не совсем хороший маркетинговый ход, – подчеркнул Аликсеров.
Он рассказал о примере одного из банков, который начал выдавать специальные дебетовые карты, сертифицированные муфтиятом, однако продукт намеренно не назвали исламским, чтобы не манипулировать чувствами верующих.
По словам Аликсерова, запуск исламских продуктов – трудоемкий процесс, требующий долгого обсуждения с богословским сообществом и Центробанком.
Одна из ошибок, когда в банке выдают «исламский» вклад, который отличается от традиционного лишь тем, что начисляемые проценты перечисляются на благотворительность. Проценты – это риба (излишек), получение которого исключено для мусульманина, безотносительно к тому, на какие цели он направляется.
– Мы, участники рынка, не первый год всеми руками и ногами за развитие исламского банкинга. Но за развитие действительно исламского банкинга! Пусть он не называется исламским, пусть он будет утвержден хотя бы каким-то богословом. Если хотя бы один ученый провел экспертизу, этого достаточно. […] Продукт должен быть одобрен местными богословами, которые понимают специфику рынка, – подчеркнул эксперт.

Рустам хазрат Нургалиев согласился, что при запуске исламских продуктов необходимо учитывать местные законы, устои и традиции. Отвечая на критику Аликсерова, он заметил, что в России есть духовное управление, независимые исламские эксперты, действуют исламские вузы, которые выпускают религиозных докторов наук. Это говорит о том, что в стране достаточно возможностей получения компетенций богословия. Возникает вопрос: почему для сертификации исламских продуктов в России привлекаются зарубежные эксперты, а именно организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских учреждений AAOFI из государства Бахрейн? Абстрагировано от локальных экспертов запускать такие продукты неправильно, убежден Нургалиев.
«Мы должны стоять на стороне клиентов-мусульман»
Сертифицированный шариатский эксперт по контролю за деятельностью исламских институтов AAOIFI Булат хазрат Мулюков в свою очередь уточнил, что проблема заключается в том, что из-за специфики светского государства само понятие «шариатский совет» невозможно ввести на законодательном уровне.
В качестве одного из вариантов решения проблемы Мулюков предложил использовать доверие населения, которым обладают духовные управления в отдельных регионах. Второй вариант – идея саморегулируемых организаций (СРО), которую предложил управляющий отделением Центрального банка в Красноярске Сергей Журавлев. Финансовые организации, которые хотят внедрить исламские финансы, будут вступать в эту СРО, которая следит за выполнением стандартов и проверяет банки на соответствие финансовых продуктов законам шариата.
– Помимо того что продукт должен пройти экспертизу и проверку на то, что он соответствует нормам ислама, он еще должен проходить контроль по мере реализации продукта. Потому что на рынке есть примеры, когда эксперты выдают свое одобрение и говорят, что договор правильный, а финансовая структура начинает злоупотреблять: или не дает договор, или не поддается проверке из-за того, что в законодательстве многие статьи имеют императивный характер, то есть мы не можем их изменить, – рассуждал Мулюков.

Он подкрепил свои доводы примером кредитного договора – согласно гражданскому законодательству при просрочке кредитор имеет право взыскать с заемщика пени. Но в этом случае любые штрафы и пени будут считаться незаконным приростом прибыли, что противоречит нормам шариата.
– Когда мы говорим о халяльных продуктах, мы должны понимать, на какой мы стороне. Я считаю, что мы, как духовное управление, должны стоять на стороне клиентов-мусульман, – выразил свое мнение эксперт.
Резюмируя свое выступление, он предложил несколько решений: во-первых, ввести СРО, которая объединит компании, предоставляющие финансовые услуги мусульманам, во-вторых, от экспертизы перейти к контролю со стороны российских экспертов.
Законопроект о внедрении партнерских финансов готовится ко второму чтению в Госдуме
Эксперимент по внедрению исламских финансов планировалось начать уже в этом году. Координатор проекта ЖНК «Жилищные Традиции» («Унистрой») Рамиль Батыршин уточнил изданию KazanFirst, что законопроект отправлен на доработку и готовится на рассмотрение Госдумы во втором чтении. Эксперт участвовал в рабочей встрече при Центральном банке, на которой обсуждались нюансы законопроекта.
— Что касается текущего статуса законопроекта, на данный момент готовится текст редакции законопроекта ко второму чтению, — сказал Батыршин.

Ранее руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина сообщала, что законопроект предполагает освобождение ряда операций организаций партнерского финансирования от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Однако Батыршин сообщил, что банкам, участвующим в эксперименте, данные налоговые льготы предоставлены не будут.
– Пока непонятно, будет ли кто-то из участников эксперимента освобожден от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Сразу можно сказать, что об этом речи не идет, будет только двойное налогообложение в части НДС. Это только обсуждается, но пока конкретики нет, — сказал он.
Эксперт также уточнил, что законопроект не подразумевает создание в российском правовом поле нового вида юридического лица, которое будет наделено сверхполномочиями. Законопроект объединит все юридические формы, существующие в РФ, а Центробанк будет вести реестр этих лиц, к которым будут предъявлены определенные требования. В эксперименте смогут принять участие действующие банки и другие финансовые организации.
Comment section