«Это большое напряжение»: как влияет на бюджет Татарстана низкая цена на нефть

Узнали у экспертов
Узнали у экспертов, что будет с казной республики при текущих дисконтах на
российское «черное золото», а также спросили, на самом ли деле наша нефть
настолько дешевая.

Средняя цена на нефть марки Urals в январе 2023 года сложилась в размере $49,48 за баррель, что в 1,7 раза ниже, чем в январе 2022 года ($85,64 за баррель). Об этом в начале февраля написала пресс-служба Минфина России. На ценообразование российского «черного золота» большое влияние оказали санкции. Еще в сентябре страны Запада решили запретить морские перевозки российской нефти, ограничить на нее цены. 5 декабря вступил в силу потолок цен на нефть на уровне $60 за баррель. А президент России Владимир Путин в ответ на это подписал указ, согласно которому страна перестанет поставлять «черное золото» в страны, установившие потолок цен. 

5 феврале Европа также ограничила цена и на российские нефтепродукты. Пока согласовано два лимита на разные категории нефтепродукта: на дизель и керосин в размере $100 за баррель, топочный мазут и нафту — $45.

«Это большое напряжение»: как влияет на бюджет Татарстана низкая цена на нефть

Однако, как говорил журналистам министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов на парламентских слушаниях по бюджету в октябре 2022 года, в сценарных условиях формирования бюджета Татарстана на 2023 год заложена цена на нефть в $70 за баррель. Но по итогам января она на 30% меньше этой цифры. Председатель Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиль Агеев сказал KazanFirst, что такая низкая цена отразится на бюджете в нехорошую сторону.

— Это большое напряжение для бюджета республики, — добавил он.

Среднемесячная цена на нефть Urals  — ключевой фактор наполнения бюджета

Финансовый аналитик группы компаний CMS Станислав Бовт, в свою очередь, наоборот, заявил, что из-за нефти бюджет Татарстана пострадает несильно.

— Практически 90% экспорта «Татнефть» осуществляла по газопроводу «Дружба», а этот путь экспорта не попадает под санкции, и основными потребителями являются Польша и Словакия. Крупнейшая польская нефтеперерабатывающая компания Orlen подала заявку на импорт в 2023 году 3 млн тонн сырья по тому же нефтепроводу «Дружба», — рассказал он.

Эксперту представляется, что никакой катастрофы для «Татнефти», добывающей около 28 млн тонн нефти в год, нет.

— Что касается эмбарго на экспорт российских нефтепродуктов, то здесь надо искать рынки сбыта, 50% переработанной нефти шло на западные рынки и подвижки в этом направлении уже есть в виде возрастающих поставок в Турцию и Марокко. Что касается китайских нефтетрейдеров, то они не очень заинтересованы покупать нефтепродукты, им интересна сырая нефть, и в этом направлении тоже надо работать, — добавил он. 

Отметим, что в четверг Госдума приняла законопроект, который ограничивает дисконт цены Brent к Urals в расчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на добавленный доход (НДД) и обратного акциза на нефть. Это позволит пополнить  бюджет дополнительными доходами. Документ предполагает поэтапное ограничение дисконта на российскую нефть к марке Brent. Отныне считать стоимость российской нефти будут от цены Brent. Размер дисконта будет постепенно снижаться: от 34 долларов за баррель в апреле до 25 долларов в июле. Замминистра финансов Алексей Сазанов также сообщил, что в налоговые изменения заложено снижение добычи нефти Россией на 500 тысяч баррелей в сутки с марта 2023 года.

— Цель законопроекта — чтобы дисконт не превышал $25 за баррель. Через налоговые инструменты устанавливается некий индикатор скидки, ниже которого продавать российскую нефть должно быть невыгодно, — приводит слова чиновника Интерфакс.

Генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова считает, что используемая для целей налогообложения среднемесячная цена на нефть Urals будет ключевым фактором наполнения бюджета Татарстана.

«Это большое напряжение»: как влияет на бюджет Татарстана низкая цена на нефть

Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин считает, что новый механизм определения цены Urals для целей налогообложения носит демотивирующий характер для экспорта нефти с высоким значением дисконта для российских нефтяных компаний. 

— Теоретически, все это может способствовать более высоким значениям экспортной цены для России, но при меньшем уровне добычи. Эксперты картеля ОПЕК в февральском обзоре посчитали, что по итогам 2023 года объемы добычи нефти в РФ снизятся на 0,9 млн баррелей в сутки, до 10,1 млн баррелей в сутки (-50 тысяч баррелей в сутки к оценке предыдущего месяца), — проинформировал он. 

Последняя риторика российских чиновников говорит о том, что повышенные объемы добычи и экспорта нефти уже не является главной целью, а на первый план выходит именно цена, по которой продается сырье (нефтепродукты), заключил эксперт. 

Стоит упомянуть, что некоторые аналитики считают, что институциональная среда торговли российской нефтью изменилась кардинально, поэтому ориентироваться на прежние инструменты оценок цены вряд ли имеет смысл.

— Действительно, прежний ценовой бенчмарк Urals уже не вполне отражает реальную цену реализации российских компаний. Для бюджета решение этого вопроса уже предложено Минфином. А вот инвесторы остаются пока в неведении и вынуждены искать подсказки в косвенных данных: данных отслеживания судов, сводным индексам цен на фрахт и страхование, закупочным ценам в азиатских странах и другим, — сказал по этому поводу эксперт по фоновому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов.

Согласно обобщённым данным НААНС-МЕДИА, по фактическим сделкам для премиальной нефти сорта ВСТО, Сокол, Витязь скидки в феврале 2023 года находятся на уровне 13-17% от цены нефти Брент, по нефти Юралс, торгующейся на условиях DIP Индия — не выше 20% от цены нефти Брент.


Читайте также: «Потери бюджета будут не слишком велики»: как ценовое эмбарго на российские нефтепродукты затронет Татарстан


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *