«Нюрнберг»: детективно-шпионский триллер о всепобеждающей силе любви

В казанском кинотеатре «Мир» состоялась премьера исторической картины режиссера Николая Лебедева. Журналист KazanFirst посмотрела фильм в числе первых и узнала
В казанском кинотеатре «Мир» состоялась премьера исторической картины режиссера
Николая Лебедева. Журналист KazanFirst посмотрела фильм в числе первых и узнала,
почему было так важно поставить точку в преступлениях против человечности.

В субботний полдень в тесном фойе «Мира» не протолкнуться: в кинотеатр группами прибывают школьники и студенты колледжей, которые образуют две хаотичные очереди (одну в гардероб, а вторую в кинозал). Педагоги, даже в праздничный неучебный день проводящие время со своими подопечными, отмечаются у сотрудницы кинотеатра, в руках у которой список учебных заведений, которые пришли на премьерный показ исторической драмы о победе над фашизмом. 

Фильм имеет литературный источник – в основу сценария лег роман Александра Звягинцева «На веки вечные. Роман-хроника времен Нюрнбергского процесса». Над проектом работал интернациональный коллектив, представляющий сразу несколько стран: Россия, США, Великобритания, Дания, Чехия, Франция, Австрия и Бельгия. Начало съемок совпало с пандемией коронавируса и откладывалось из-за ограничений. И вот, в феврале 2023 года картину представили на суд зрителям.

Доказать правоту и добиться справедливости

Несмотря на юный возраст первых зрителей, тема фильма отнюдь недетская. В центре сюжета – международный суд над нацистскими преступниками. Знаменитый Нюрнбергский процесс, необходимый для того, чтобы поставить окончательную точку в преступлениях против человечности. Обвиняемыми стали 24 нацистских руководителя, среди которых — Герман Геринг, Рудольф Гесс, Ульрих Риббентроп, Вильгельм Кейтль, Юлиус Штрейхер, Ганс Франк, Альфред Йодль. Многое в Нюрнберге происходило впервые – сама практика международного военного трибунала, собранного из судей и прокуроров из четырех стран антигитлеровской коалиции, не имела прецедентов. Обвинители из СССР, Франции, Англии и США потребовали наказания по четырем пунктам: преступления против мира, преступления против человечности, нарушение законов войны и заговор с целью совершения данных преступных действий. На головах участников и слушателей процесса надеты наушники, в которых идет синхронный перевод. Все происходящее в зале тщательно документируется фотографами и журналистами.

«Нюрнберг»: Детективно-шпионский триллер о всепобеждающей силе любви

Хотя фильм и заявлен как история о процессе, знаменитый «Зал 600» воссозданный на студии «Мосфильма» в натуральную величину по чертежам сороковых годов прошлого века, мы увидим гораздо позже – фильм открывает сцена попытки бегства советского пленного из немецкого концентрационного лагеря. После мрачного вступления зрители переносятся в последние дни войны, а именно – штурм Берлина в мае 1945 года. Здесь мы и знакомимся с главным героем картины, капитаном Игорем Волгиным, офицером войсковой разведки в исполнении актера Сергея Кемпо

После последней битвы, в ходе которой советские войска разгромили немецкую армию и завладели столицей Германии, Волгин чувствует опустошение: «Война закончилась, а на душе пусто. Непонятно, как жить дальше», — пишет он своему брату, пропавшему без вести. В военную часть приходят его старые письма, и это дает Волгину надежду, что брат все еще жив. Офицер напрашивается на работу в Нюрнберг и становится участником процесса, начиная работать в составе советской делегации под руководством полковника Мигачева, которого сыграл Евгений Миронов.

Оказалось, что это было непросто – доказать свою правоту, добиться справедливости. В первый день Волгин сталкивается с американским военным, который заявляет, что Нюрнбрег – зона американской юрисдикции, и советские граждане здесь находятся на правах гостей. Отношения между странами-союзницами и правда охладели: это чувствуется не только по надменным взглядам американских военных в сторону советских, но и в заявлениях чиновников. Этим пользуется сторона защиты: вместо того, чтобы ответить на выдвинутые обвинения, немецкие адвокаты пытаются доказать преступный характер действий чиновников из стран победителей. Так немцы настаивают на том, что угроза войны исходила от СССР и спекулируют на том, что просто «упреждали удар» и напали первыми, чтобы этого не сделали советские войска. 

«Нюрнберг»: Детективно-шпионский триллер о всепобеждающей силе любви

Кстати, попытки оправдать зверства нацистов тем, что они были «простыми солдатами, которые выполняли приказ» звучит не один раз на протяжении фильма. Это и истерический крик жены Геринга в ответ на безапелляционные доказательства вины ее супруга. И возглас немки, у которой квартируется Волгин. После того, как вор отбирает у женщины сумку с продуктами, ради которых она продала последние драгоценности, она набрасывается на Волгина, который для нее становится живым напоминанием поражения ее народа: «Зачем вы убили моего сына в Сталинграде?», кричит она. На вопрос офицера, что немецкий солдат делал в Сталинграде, женщина кричит: «Он защищал свою Родину!». «Защищал свою Родину? В чужой стране?», — спрашивает ее Волгин, и этот вопрос уже остается без ответа.

Лирическая драма или шпионский боевик?

Судебный процесс то и дело отходит на второй, а то и на третий план – главенствующей в фильме становится любовная линия между Волгиным и Леной – молодой девушкой, которую немцы угнали из СССР и заставили работать на заводе. Их любовь зарождается медленно и неловко. Волгин воспринимает Лену как предательницу (в годы войны она делала немецкие снаряды), но продолжает из раза в раз находить ее среди разрушенных зданий Нюрнберга. Ему кажется, что она может привести его к брату, который, как и она, оказался в немецком плену. Лена же поначалу просто использует Волгина для получения сведений о процессе, которые она передает главе немецкой диверсии – нацисту Хаммеру, который забрал Лену из лагеря и сделал своей любовницей. Хаммер не может смириться с поражением фашисткой идеологии и надеется взять реванш, добившись оправдания второго после фюрера человека в Германии – Германа Геринга.

Ключевой фигурой для обвинителей со стороны советской прокуратуры должен стать фельдмаршал Фридрих Паулюс, который видел оперативную разработку Германии о нападении на СССР и мог подтвердить, что конечной целью вторжения немецких войск являлось достижение главных областей России и в том числе столицы – Москвы. Задачу доставить ключевого свидетеля в Нюрнберг и поручают Волгину, который случайным образом раскрывает план Лене.

«Нюрнберг»: Детективно-шпионский триллер о всепобеждающей силе любви

Несмотря на козни немецких диверсантов, Паулюс все же прибывает в «Зал 600» и подтверждает показания, вызывая бурную реакцию зала – он называет Геринга, Кейтля и Йодля главными участниками развязывания агрессивной войны против СССР.

Главный обвинитель советской стороны Сергей Руденко в исполнении Сергея Безрукова не случайно сравнивает бывших немецких предводителей с преступной группой — «Каковы бы ни были роли соучастников, все они – убийцы», говорит он. Люди, оказавшиеся на скамье подсудимых – не безмолвные функционеры, подчинявшиеся приказам, а преступники и убийцы, которые должны быть наказаны.

Доказательства их вины – ужасные кадры кинохроники из концлагерей. Ее в фильме демонстрируют на весь экран, без музыкального сопровождения и без какой-либо цензуры. Это, пожалуй, один из самых жутких моментов фильма. Горы трупов, газовые камеры, массовые казни, люди, похожие больше на скелеты, обтянутые кожей, убийства и пытки – все это становится неоспоримым доказательством вины нацистов. Демонстрируются судьям и другие чудовищные документы в виде мыла, изготовленного из человеческого жира, а также абажуров, кошельков, дамских сумок из человеческой кожи. Судьям предъявляют и ужасный предмет интерьера в виде головы заключенного. Эти кадры пробирают до глубины души. 

Несбалансированность между детективно-шпионской и процедуральной линиями заключается одним из самых больших недостатков фильма. Вместо того, чтобы дать зрителю осознать ужас фашистского режима и отойти от увиденного, создатели картины без какой-либо паузы переключаются на любовные перипетии. Процесс, имеющий значение не только для советского народа, но и для всего мира, будто бы не имеет значения для Волгина, которого куда сильнее занимают поиски брата и взаимоотношения с Леной. Единственным знаком, который показывает, что увиденное в зале суда хоть каким-то образом повлияло на Волгина, становится сцена, где герой привычным движением тянется к мылу, но останавливается, после чего начинает умываться обычной водой. Для понимания – согласно документам о Нюрнбергском процессе, один из американских судей после демонстрации 45-минутной хроники из концлагерей три дня не выходил из комнаты.

Отдельного упоминания заслуживает героиня Любови Аксеновой – Лены, которая до самого конца фильма не выходит из образа «барышни в беде». Вначале она предстает юной девушкой, которую поработили и заставили работать на врага, затем ее выбирает Хаммер и делает немецкой диверсанткой, где она вновь становится скорее функцией, чем действующим персонажем. При этом насилие со стороны Хаммера максимально выносится за кадр. О том, что Лена остается с Хаммером не по своей воле, догадается только внимательный зритель – чего стоит мимолетное упоминание, что нацист буквально держал девушку на привязи, а ближе к финалу и вовсе запер ее в доме, где она чуть не сгорела. В моменты, когда, казалось бы, сама судьба дает Лене шанс проявить волю и уйти из-под влияния Хаммера, она выбирает плыть по течению, чем пытаться изменить свою жизнь. Поэтому в финальной схватке между Хаммером и Волгиным, когда Лена оказывается в смертельной опасности, переживаний за жизнь героини не возникает. Гораздо больше эмоций вызывает казнь преступников, которую почему-то показывают вперемешку с противостоянием нациста и советского офицера.

«Нюрнберг»: Детективно-шпионский триллер о всепобеждающей силе любви

Возникает впечатление, будто судебные прения и тонкая политическая игра была лишь фоном для мелодраматичного шпионского триллера про отдельно взятого Волгина, который ищет брата и попутно обретает любовь. «Здесь за каждой бумажкой – человеческая судьба! Нам необходимо довести этот процесс до конца», — говорит главному герою Мигачев и показывает на переполненные полки с архивами, напоминая ему, что разведчик не должен ставить свои интересы превыше общественных. Добиться справедливого наказания для преступников, от которых пострадали миллионы людей – вот первоочередная задача каждого участника Нюрнбергского процесса. Но Волгин будто бы не слышит доводы полковника, потому что для него важнее всего оказалось его персональное счастье, которое просто удачно совпало с развязкой истории. 

Исполнитель главной роли Сергей Кемпо в приветственном слове, записанном для первых зрителей в Казани, описал фильм так: «Детективно-шпионский триллер, в котором есть все: погони, перестрелки, любовь, предательство. И все это происходит на фоне событий, изменивших ход истории». Да, в этом фильме действительно есть все. Жаль, что события, изменившие ход истории, послужили всего лишь фоном для любовных перепетий между Волгиным и Леной. 

«Многие исторические события мы видим глазами голливудских продюсеров или зарубежных СМИ»

Креативный продюсер фильма, политолог и автор книг об истории России Илья Васильев перед началом фильма поделился некоторыми соображениями о картине. По его словам, это не просто фильм об исторических событиях, которые случились «когда-то давно» — тезисы, которые легли в основу приговора нацистских преступников, определили основу миропорядка, в котором мы существуем. Вторая мысль, которую озвучил Васильев – это информационное пространство, в котором многие исторические события мы видим глазами голливудских продюсеров или зарубежных СМИ.

«Нюрнберг»: Детективно-шпионский триллер о всепобеждающей силе любви

— В частности, Нюрнбергский процесс в кино у всех ассоциируется с фильмом режиссера Стэнли Крамера, который на самом деле не о международном военном трибунале, а о малом Нюрнбергском процессе, который проводили американцы без участия союзников. Именно поэтому картина, в которой решающее значение имели российские создатели, очень важна, потому что она рассказывает, что ключевую роль в организации и проведении процесса имела советская сторона. Они настаивали, чтобы провести этот процесс, а не просто расстрелять нацистских главарей при попытке бегства, как предлагали американцы и англичане, — рассказал Васильев.

Как заметил московский гость, главная цель показа группам детей и подросткам – это вызывать интерес к этой странице истории. После просмотра фильма у юных зрителей действительно возникло желание узнать о Нюрнбергском процессе больше, а после того, как начались титры, лишь единицы покинули кинозал, остальные же остались чтобы поучаствовать в обсуждении после просмотра.

Личная история

Живой интерес у ребят вызвала судьба пропавшего брата Волгина – талантливого художника, который до последнего вздоха не выпускал из рук кисти и карандаши. Ответ на этот вопрос содержится в открывающей сцене фильма, где мы видим пленника, который крадется через охраняемую территорию к колючей проволоке. Фильм имеет кольцевую композицию – в последнем кадре мы видим те же кисти и палитру, которые невзначай показали в самом начале.

Васильев заметил, что режиссер фильма Николай Лебедев сознательно вынес этот ответ за скобки. Для создателя картины сюжетная арка с поиском брата имеет личное значение. В свое время его дядя пропал без вести во время войны, и его отец всю жизнь пытался выяснить, что с ним случилось, искал его могилу. Иногда лучше не пытаться проникнуть во внутренний мир человека, потому что иногда это не нужно, считает Васильев.

«Нюрнберг»: Детективно-шпионский триллер о всепобеждающей силе любви

Политолог также добавил, что некоторые документы Нюрнбергского процесса рассекречиваются только в последние годы. В советские годы уже был снят многосерийный документальный фильм о международном трибунале, но исследователям в то время были недоступны материалы, которые хранились в зарубежных архивах.  

— Многие вещи стали известны в последние 20-25 лет, оцифровываются фрагменты звуковой записи Нюрнбергского процесса. К годовщине процесса в Америке был выпущен электронный архив. В России выходило как минимум три сборника документов, связанные с обеспечением процесса, в том числе по линии спецслужб. Это знание постоянно обновляется, и с рассекречиванием документов мы узнаем много нового, — резюмировал спикер.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *