Вопросы и статистические аномалии по результатам переписи татар в Башкортостане

Журналист KazanFirst Ильнур Ярхамов пытается разобраться
Журналист KazanFirst Ильнур Ярхамов пытается разобраться, что не так с итогами
переписи.

Продолжаем разбор результатов переписи населения 2020-2021 годов, а также полученные результаты по переписи татарского народа. Ранее мы анонсировали, что результаты переписи татар в Башкортостане нуждаются в отдельном и более детальном рассмотрении.

Мы также провели опросы подписчиков татарских сообществ из Башкортостане, чтобы выяснить, что татары думают о результатах переписи населения, каким личным опытом участия или неучастия они могут поделиться.  

В сообществе «Татары Уфы» «ВКонтакте» всего в голосовании приняли участие 1 072 человек. Это по данным на 22 февраля 2023 года. Да, мы понимаем, что в опросе принимает участие активнейшая часть татарского сообщества Уфы, то есть та, которая проводит время в интернете, кому интересно сидеть в соцсетях. За рамками нашего внимания остаются те татары в Башкортостане, кто не может похвастаться активностью в соцсетях, кто получает информацию через традиционные СМИ – телевизор, радио, журналы и газеты.

Итак, по результатам опроса в сообществе во «ВКонтакте» участие в переписи населения приняли 33,12% (Да, прошел перепись на портале Госуслуги, на переписном участке, в МФЦ) и 22,85% (Да, приходили переписчики). То есть в сумме почти 56% опрошенных. Не приняли же участие в переписи 44% человек. Другими словами, татары Башкортостана своим голосованием подтверждают общероссийскую тенденцию — каждый второй татарин и татарка за пределами Татарстана не участвовали в переписи населения или не были переписаны. Об этом мы заявляли и в нашем предыдущем материале о результатах переписи.

Участница сообщества «Татары Уфы» задается вопросом: «Перепись населения разве правильно была организована?».

Вопросы и статистические аномалии по результатам переписи татар в Башкортостане

По итогам результатов голосования в сообществе «Татары Уфы» мы решили продолжить диалог с татарами Башкортостана. И уже в сообществе «Татары Северо-Запада Башкирии» спросили у подписчиков, как они относятся к результатам переписи населения, к тому, что численность татар сократилась на 600 тысяч человек. Всего в нашем опросе приняли участие на 22 февраля 2023 года 1 180 человек.

Не доверяют результатам переписи 17,2% опрошенных участников сообщества «Татары Северо-Запада Башкирии». 63,56% респондентов доверяются данным переписи. 7% участников сообщества согласны с тем, что численность татар объективно сокращается, а татарский язык утрачивает свою востребованность. Почти столько же, то есть 7,46%, уверены, что татар специально плохо переписали. О своем безразличном отношении к результатам переписи, к тому, что численность татар сократилась, заявили 4,75% опрошенных.

Однако это голосование собрало более 340 комментариев, завязалась очень интенсивная дискуссия.

«У нас даже удмурты числятся башкирами и нас приписывают к северо-западному диалекту башкир, хотя мои предки, выходцы с казанского ханства», — пишет подписчик сообщества.

Можно заметить, что в сообщество набежали комментаторы с анонимными личными страницами «ВКонтакте». По содержанию их комментариев можно сказать, что эти анонимы приходятся какими-то друзьям и поклонники историков-башкиризаторов, о которых мы неоднократно писали во время татаро-башкирской предпереписной дискуссии в 2020-2021 годах. На самом деле эти анонимные комментаторы пишут весьма едкие антитатарские комментарии, воспроизводя в основном антитатарские тезисы башкирских политтехнологов и псевдоисториков.

Вот, например, некая Марфуга Мустафина пишет, что мишари и тептяри — это не татары, а какие-то отдельные народы.

Некий Гизар Мусин на башкирском языке вопрошает, мол, как это так получилось, что «башкиры не бежали никуда от крещения, а татары, видите ли, прибежали в Башкирию». Тут он явно имеет в виду события XIX  века, вычитанные в книжках башкирских историков. Гизару оппонирнуют, заявляя, что татары на северо-западе Башкортостана проживают очень и очень давно. Ещё до взятия Казани в 1552 году, ещё во времена Казанского ханства на территории северо-запада современного Башкортостана был Беловоложский улус. Вот, например, можно посмотреть видеоматериал проекта «Татары мира» про Беловоложский улус.

Вывод по результатам голосования в сообществах татар Башкортостана следующий: есть очень большая масса татар, которая заявляет о своем неучастии (причем принимать это надо как констатацию факта, а не что-то большее) в переписи населения. В то же время антитатарские комментаторы-провокаторы никуда не делись даже после переписи — они всё так же готовы обрушиваться на татар в соцсетях.

А что говорят результаты переписи 2020-2021 годов в Башкортостане?

Вопросы и статистические аномалии по результатам переписи татар в Башкортостане

Итак, будем отталкиваться от выявленной новой общей численности татар по результатам переписи 2020-2021 годов — 4,7 млн человек. Сокращение численности по сравнению с результатами 2010 года составило 600 тысяч человек. Тогда было насчитано 5,3 млн татар. Очевидно, что за 10 лет столь мощное сокращение татар не может быть физическим, а является лишь результатам обозначенной нами особенности переписи-2020, а именно недопереписанности татар.

Кого мы называем недопереписанными татарами? По результатам переписи населения у 16,6 млн жителей России национальность и родной язык нам неизвестны. Их анкетные данные, кроме национальности и родного языка, были взяты из различных баз данных и административных документов. Недопереписанные татары — это те татары, кто, к нашему величайшему сожалению, попал в это число в 16,6 млн человек, то есть это те, кто не смог поучаствовать в переписи потому, что болел коронавирусом, до него не дошли переписчики, или человек сам лично отказался от переписи.

Для анализа результатов переписи населения России я взял 36 регионов страны, где проживают значительные по численности татарские сообщества. То есть не меньше 10 тысяч татар. Проанализировал, как между переписями населения 2010 года и 2020-2021 годов менялась, то есть сокращалась численность татар, и как менялась численность вот этой самой недопереписанной части населения. Отмечу, что по всей России численности недопереписанных с 2010 года в 5,5 млн человек выросла до 16,6 млн человек в 2020-2021 годах. То есть увеличение численности составило более чем в три раза. Следовательно, и математически это закономерным будет, если и в регионах России, где проживают татары, численность таких недопереписанных людей вырастет как минимум в два-три раза.

И вы знаете, такая закономерность действительно обнаружилась. Но среди 36 регионов России есть один-единственный регион, где проживает внушительное по своей численности татарское сообщество, так вот в этом регионе численность недопереписанных граждан почему-то сократилась!

То есть во всех 35 регионах России участники и организаторы переписи населения столкнулись с масштабными проблемами и трудностями, везде бушевал коронавирус. А в отдельно взятом Башкортостане всё прошло идеально гладко, даже лучше, чем во время переписи в 2010 году. Тогда недопереписанных жителей республики было 97,5 тысячи человек. По результатам же переписи 2020-2021 годов их численность сократилась до 66 тысяч человек.

В целом по результатам переписи-2020 в Башкортостане произошел ряд существенных изменений. Во-первых, численность татар сократилась и упала ниже психологически важного для татарского сообщества республики рубежа в 1 миллион человек. Теперь число татар в республике насчитывает 974 тысяч. Это на 35 тысяч человек меньше, чем было в переписи 2010 года.

Зато количество башкир в Башкортостане увеличилось с 1 млн 172 тысяч человек до 1 млн 276 тысяч. Прирост составил около 104 тысяч человек. При этом положительная динамика по численности наблюдается среди русского населения — их число выросло с 1 млн 432 тысяч до 1 млн 509 тысяч человек, увеличение составило 77 тысяч человек.

Таким образом, представляется весьма странная тенденция, что из трех равновеликих этнических сообществ-миллионников в Башкортостане только численность татар сократилась. С чем это может быть связано? С разной доступностью к социальной инфраструктуре у разных этносов? Татары Башкортостана чего-то недополучают? Родильные дома, доступное жильё, медицинские услуги и так далее? Очевидно же, что если в Башкортостане экономически и социально живется одинаково хорошо всем народам, то и их численность должна расти равномерно. В общем, эта выявленная статистическая динамика нуждается в дополнительном разъяснении со стороны органов статистики и учета в Башкортостане.

Вопросы и статистические аномалии по результатам переписи татар в Башкортостане

Например, есть информация о показателе количества детей. Да, такая информация есть в прошедшей переписи, результаты по этому показателю опубликованы. Интересующий нас показатель называется так: «Женщины наиболее многочисленных национальностей по национальной принадлежности, уровню образования и числу рожденных детей».

Берем данные конкретно по Башкортостану. По русским из числа 1 000 женщин приходится 1 373 ребенка. По башкиркам, из числа 1 000 женщин приходится 1 701 ребенок. А по татаркам Башкортостана, из числа 1 000 женщин приходится 1 563 рожденных ребенка. Да, это не тот уровень, что у башкирок. Но у нас получается, что башкирская женщина по многодетности на первом месте, на втором месте — татарка. А русская женщина на третьем месте.

Исходя из этого как тогда можно объяснить, что в Башкортостане из трех крупнейших этнических сообществ сокращаются только татары? Можем ли мы верить результатам переписи татар в Башкортостане?

А что насчет этноязыковой картины в Башкортостане? Итак, по данным переписи 2020-2021 годов, 1 млн 287 тысяч башкир в качестве родного языка назвали башкирский язык, 155 тысяч башкир таковым определили русский язык. И 106,7 тысячи башкир своим родным языком назвали татарский язык. Последняя цифра, к слову, очень важная, потому что в 2010 году в качестве родного языка татарский язык назвали 230,8 тысячи башкир. Количество так называемых «татароязычных башкир» сократилось за 10 лет почти на 125 тысяч человек? Не является ли это результатом широкой пропаганды так называемого «северо-западного диалекта башкирского» языка перед проведением переписи 2020-2021 годов?

Особый вопрос вызывают некоторые субэтнонимы, которые были причислены к общему этнониму «башкир». Например, субэтнонимы «мин», «бакалинцы», «бушман», «гайнинцы», «уранцы».

Например, под «бакалинцами» имеются в виду жители Бакалинского района Башкортостана на северо-западе Башкортостана. В этом районе в 2010 году насчитывалось 53,4% татар и 17,3% башкир, а по языковому соотношению район и вовсе можно назвать татарским. В 2010 году родным языком назвали 64,3% жителей района, а башкирский — около 3,8%.

В Башкортостане пока что нет ни одной книги, которая была бы посвящена какому-нибудь роду Бакалы. А в период татаро-башкирской предпереписной дискуссии именно книги по так называемым башкирским родам и становились в руках башкирских политтехнологов и историков аргументами, чтобы называть татарское население того или иного района Башкортостана башкирским. Бакалинец — это катойконим, то есть это примерно как челнинец, альметьевец или актанышец в Татарстане, не более того.

По субэтнонимам «гайнинцы» и «уранцы» башкирские авторы написали книги, связывая эти определения с некими башкирскими родам и племенами. Если по роду Уран тема заслуживает глубоких исторических и источниковедческих дискуссий в экспертной среде, в среде историков, то дело с «гайнинцами» выглядит несколько иначе. По результатам переписи-2020, в числе татар есть такой субэтноним как «гайнинцы-татары». Каким образом, на основе чего было определено, что если человек себя определяет как «гайнинец», то он относится к башкирам? А если он хочет быть в составе татар, то ему обязательно нужно уточнять переписчику или на портале «Госуслуг», что не просто «гайнинец», а именно «гайнинец-татарин»? Подробнее о «татарах-гайнинцах» мы писали здесь.

К слову, такая ситуация отмечается по Астраханской области. Если человек себя переписчику называл как «юртовец», то его относили к ногайцам. А чтобы стать татарином, человеку необходимо было дополнительно и настойчиво уточнить, что он «юртовец-татарин» или «татарский юртовец», тогда он уже входит в число татар.

Таким образом, мною были обозначены очень значимые и конкретные сведения, указывающие на то, что в результатах переписи татар есть явные статистические аномалии, нестыковки, недочеты, вопросы и проблемы. Можно ли после всего этого соглашаться с тем, что татар в России осталось действительно не больше 4 миллионов 700 тысяч человек? Думаю, что ответ тут очевиден. Нет.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: