Татарский род Гайна: кто такие и почему их потеря может больно отразиться на народе

Прошедшая перепись населения в России выявила субэтническую группу «татары-гайнинцы»
Прошедшая перепись населения в России выявила субэтническую группу
«татары-гайнинцы», отнесённую к татарам, и «гайнинцы», отнесённую к башкирам.

Как же было бы хорошо, если бы все татары во время переписи населения назвались татарами, и так их можно было бы легче подсчитать. Но жизнь на самом деле куда сложнее, а татарский народ в силу своей многокомпонентности и более чем тысячелетней истории весьма непрост.

В результатах переписи татар можно обнаружить список субэтнонимов, которыми люди якобы назывались во время переписи. Что это за такие субэтнонимы? Как они появились? Какова методология их выявления? Сколько нужно было людей, назвавшихся тем или иным субэтнонимом, чтобы на официальном уровне этот субэтноним зафиксировал в переписи населения Росстат? К сожалению, до сих пор с соответствующими разъяснениями не выступили.

Татарский род Гайна: кто такие и почему их потеря может больно отразиться на народе

В этом списке субэтнонимов есть очень странные татары: армянские татары, бигер, исашные татары, кукморцы, татарчувабелорусы и так далее… Но давайте подробнее остановимся на такой субэтнической группе как «гайнинцы-татары». Кто они такие?

Оказывается «гайнинцы-татары» есть не только у татар. Они также есть у башкир. Правда у них они почему-то просто называются как «гайнинцы».

Складывается несправедливая ситуация. Получается, перепись выявила некую общность, представители которой себя называют «гайнинцами». Кем же они являются? Татарами или башкирами? Если человек уточняет, что он «гайнинец-татарин», то это очень облегчает головную боль ученым-этнологам и они такого человека записывают в татары. А если человек не уточняет, а просто называется как «гайнинец», то он автоматически записывается в башкиры.

А сам гайнинец в курсе, что нужно было лишний раз подчеркнуть, что он не просто «гайнинец», а татарский гайнинец? Забыл уточнить, значит — башкир? Отметим, что тут даже для справедливости не стоит вопрос о том, чтобы всё-таки определяться как «гайнинец-башкир», чтобы попасть в башкиры. Нет, просто назовись «гайнинцым» и больше не татарин.

С сожалением признаем, что в Татарстане разъяснительная, пояснительная и просветительская работа по локальным родоплеменным, географическим и другим татарским субэтнонимам и сообществам ведётся не так живо, интересно и массово, как того хотелось бы. Сами вот посудите.

Например, есть книга из серии истории башкирских родов, посвящённая роду Гайна. Да, книжка представляет из себя одну сплошную историческую фальсификацию и манипуляцию. Но она уже написана, и, к сожалению, активно распространяется этими самыми башкирскими авторами-полеттехнологами… Даже на территории Татарстана, в юго-восточных и восточных района республики.

А теперь давайте разбираться, действительно ли гайнинцы являются башкирами? Что вообще это за род такой Гайна? Откуда он?

А вот эти татары-гайнинцы, кто они? Они же не из воздуха сформировались? Не просто также были выявлены некие «татары-гайнинцы». Значит, в истории рода Гайна есть некая татарская составляющая. А в чем она тогда заключается?

Да, нужно понимать, что история рода Гайна и история пермских татар очень тесно переплетена. Можно осторожно даже сделать вывод, что абсолютно все гайнинцы — это на самом деле пермские татары. Правда, не каждый пермский татарин — это представитель рода Гайна.

Есть русские исторические источники и документы 16-17 веков, относящиеся к территории современного Пермского края. В этих источниках упоминаются такие группы населения как «остяки» и «татары». «Остяки» на тюркских языках звучат как «иштәк/истәк/үштәк».

Есть известное родословное сказание рода Юрматы, где упоминаются некие иштяки. В родословной сообщается, что как-то выдался голодный и холодный год. Ногаи собрались в совет и решили, вернуться обратно на Кубань, откуда пребыли их деды предки в поисках прохлады на территорию современного Башкортостана.

«Оставшиеся с Бурнак-бием люди, то есть ногаи, назвались иштяк. На оставшихся от сих ногаев пустых землях они наслаждались жизнью. По течению Идели и в лесах они промышляли медовой пчелой, в водах — бобром, в степях — куницей и лисой, и, промышляя таким образом, иштяки стали богатыми. И был в ту пору год девятьсот пятьдесят четвёртый. То есть примерно 1547-1548 год». 

Получается, племя Юрматы которое почему-то сегодня считается башкирским, раньше себя определяло как ногаи, которое потом само переименовалось в иштяки. А в какой момент своего существования это племя стало башкирским? На это башкирские историки внятный ответ до сих пор не дали.

Казанский историк Дамир Исхаков в одной из своих статей сообщает, что сохранились исторические документы 17 века, которые фиксировали земельные владение в Пермской губернии. Так вот, в них нередко можно встретить такие формулировки как «…на отводных… предкам и дедам[землях]… за остяками, которые называются [сейчас] татарами» или вот например такая формулировка «остяки и татары,… ныне называется татарами».

Башкирские историки ещё с советских времён пытались через историю племени Гайна доказать, что башкиры на территорию современного Пермского края проникли из южных земель. Однако есть фольклорное наследие самого рода Гайна, по которому сообщается, что представители этого рода в Пермский край пребыли откуда-то с севера, с северо-востока, «из снежных стран», причем, «на оленях».Но никак не из южных тёплых земель. Например, представители рода Юрматы в своих родословных-преданиях фиксировали память, что когда-то проживали у реки Кубань. Род Гайна такой памятью не обладает, у них в преданиях звучат отсылки к северу.  

Некоторые исследователи считают, что в преданиях гайнинцев сохранились следы «старого оленьего культа, некогда зародившегося на юге Сибири».

Татарский род Гайна: кто такие и почему их потеря может больно отразиться на народе

То есть, можно предположить, что гайнинцы прибыли в Пермский край либо с севера, либо с востока, из Сибири, а возможно прямо из пределов Сибирского ханства.

Кстати отметим, что в прошлом у казахов и хивинских узбеков было принято называть сибирсиких татар «иштяками». Об этом, например, пишет российский и советский этнограф Николай Аркадьевич Томилов в своей книге «Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI – первой четверти XIX веков.

«В полевых работах нами были собраны сведения о том, что казахи нередко называли сибирских татар «уштяками», «иштяками», «эштяками» (факт зафиксирован и в научной литературе), в составе барабинских татар до сих пор помнят о тугуме (группе родственных семей) «иштяк», а одно из племенных названий тобольских татар тоже «иштяк».

Впрочем, сама легенда о происхождения гайнинцев заслуживает внимания, потому это тот ещё ужастик, заслуживающий достойного киновоплощения в виде хоррора. Ну, или какого-нибудь комикса для взрослых. Не будем проходит мимо него и кратко перескажем легенду гайнинцев.

Когда-то в земли нынешнего Пермского края запряженные на оленях два брата — Айна и Гайна. На этой земле не было людей. Только густые леса, высокие травы. Отпустив оленей, братья улеглись спать. Встают они утром, смотрят: вернулись олени взмыленные, изможденные. На другой день, решив выследить оленей и узнать, в чем дело, братья снова отпустили их пастись. Первым за оленем пошел Айна.

Идет он, идет и вдруг видит: выходит из леса диковинная волосатая старуха, схватывает оленя и садится на него верхом. Это была Тулуа – хозяйка этой местности. Сказывают, что она из рода Ар. Была она очень безобразна: волосатая, с обвисшими грудями. Одну грудь она закидывала за плечо, другой опоясывала себя.

Увидев ее, Айна даже вскрикнул в испуге. «А, ты меня подстерегаешь!» – крикнула Тулуа и подкинула Айну вверх, а потом схватила на лету. Разрезала его ступню, стала высасывать из раны кровь. Не дождавшись возвращения Айны, на следующий день пошел за оленем Гайна и увидел, как чудовищная старуха, взобравшись на оленя, терзала его.

Гайна, выбрав удобный момент, накинул на старуху аркан, стащил с оленя и стал избивать. Ударил раз, ударил два, и вдруг старуха превратилась в красивую девушку.

– Братец, не бей меня, я стану твоей женой, – сказала она ему.

Гайна взял с нее клятву, что она никогда не будет заниматься дурными делами. Привязав ее волосы к рогам оленя, привел девушку к себе и обосновался в тех местах. От Гайны и его жены Тулуа ведут своё происхождение гайнинцы, расселившееся в шестидесяти деревнях долины Тол на юге Пермской области.

На самом деле, версий этой легенды о Гайне-праотце гайнинцев много, и сюжеты там разные и интересные. Но остановимся пока на этой версии. 

Татарский род Гайна: кто такие и почему их потеря может больно отразиться на народе

Итак, вернёмся к многочисленным документам русского происхождения 16-17 веков. По ним получается, что татары и остяки проживали в Пермском Приуралье, то есть, это Чердынский, Соликамский, Кунгруский уезды, а также север Уфимского уезда, в бассейне рек Тулвы… Тулвы, Тулвы… да-да, именно так звали женщину-старуху, которую взял в жёны Гайна.

Так вот, татары проживали также в бассейне рек Сылвы и Ирени. Некоторые группы татар и остяков Балакчанского, Кусщымского и Белоканского волостей потом башкирские историки нарекут в башкир, приписав им родоплеменные образования кушчи, балыкчи и беляковцы. Но это не имеет исторического обоснования. 

Есть ещё род Еней, который башкирские историки-авторы также окрестили как одно из башкирских племён. Хотя, как считает казанский историк Дамир Исхаков, Еней и Гайна — это лишь варианты написания и произношения одного и того же имени. Либо… как вы помните легенду… имена двух братьев Айна и Гайна.

Начиная с 17 века, в Пермском крае уже начинают появляться сведения о неких «башкирцах». Речь идёт именно о «башкирцах», но не о башкирах. В документах 17-18 веков Пермского края также встречаются некие «терсяки», которых в документах определяют то как «башкирцы», то как татары. Но тут особо голову ломать не надо. В составе Казанского ханства известна территориальная область под названием «Терся», которую русские документы фиксировали ещё в 1602-1602 году в составе Казанского уезда в бассейне реки Иж. И проживали в этой области исключительно ясачные татары. Так что скорее всего терсяки-башкирцы и терсяки-татары в Пермском крае — это выходцы из этой территории Терся бывшего Казанского ханства, а затем и Казанского уезда.

Не будем забывать важную запись из Московского летописного свода конца 15 века. В нём в пространной статье «О первой Казани», то есть «О войне с Казанью» 1467–1469 гг., находим описание войск казанского хана Ибрагима.

«До полна собрался на них царь Казанскои Обреим со всею землею своею с Камскою с Циплиньскою и с Костяцькою, и с Беловоложскою и Вотятъцкою и з Бакширьскою…».

Костяцкая земля — это земля иштяков-остяков, на Циплинско-Сылвенской земле тоже остяки встречаются. А Бакширско-Башкирская земля тут упоминает отдельно. Географически это всё опять же — территория современного Пермского края. Но во времена Казанского ханства власть хана простиралась до этих далёких северных и восточных земель. Также это всё явно даёт нам понять, что башкиры и остяки-иштяки времён Казанского ханства жили врозь.

Историк Вадим Трепавлов приводит исторические сведения, записанные в 1578 году, то есть после взятия уже Казани Иваном Грозным, как «башкирцы и остяки Казанского уезда» воевали с ногайцами. То есть, ногайцы четко разделяли, отделяли друг от друга башкирцев и остяков.

Кстати говоря, сохранились и дошли до наших дней интересные краеведческие записи по Пермской губернии аж начала 19 века, то есть 1813 года. Документ называется так «Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному ея состоянию».

«В Пермской губернии обитают кроме Россиян Башкирцы, Мещеряки, Татара, Черемиса, Тептяри и Бобыли, Вотяки и Пермяки.

Многочисленные из них башкирцы: по пятой ревизии считается их 13 628 мужского полу».

К слову, чуть ниже в примечании авторы книги даже признаются, что для органов статистики и учета сложно отличить, где татар, где башкирец, а где мещеряк. Поэтому в числе 13 628 также сидят и татары, и мещеряки, а не только башкирцы.

«Небольшое число оных находится и в Пермском уезде; но все прочие в Осинском, Красноуфимском, Екатеринбургском и Шадринском.

Они составляют часть тех башкирцов, кои описаны Георгием (в его описании всех обитающих в Российском государстве народов); по чему здесь только кратко упомянуть можно, что они сами себя называют Башкур и производят свой род здешние башкиры от нагайских татар, поколения Тарханова, обитавших в Булгарской области, которую оставили они по собственным их преданиям в исходе 12 столетия; поселили в Уральских горах и расселились по всем местам и ныне ими обитаемым».    

Как видите, дуслар, пермские татары в начале 19 века, называли себя башкирцами. При этом, краеведы 19 века четко зафиксировали, что пермские татары-башкирцы помнят своих предков в лице ногайских татар и у них есть память о генетическая связь с Волжской Булгарией.

Вообще, память пермских татар о Волжской Булгарии как о своей родине исхода — очень важный момент. И он не случаен. Память пермских татар о своей булгарском происхождении встречается в исторических документах и сведениях регулярно. Например, татарский ученый-историк Таджетдин Ялчыгул вспоминает историю, как в 18 веке отправился путешествовать на Кубань. Там он встретился с ногаями. Один из них спросил: «Ты сын какой земли?». «Болгарлык иштәкмен», ответил ему Таджетдин Ялчыгул. То есть, «булгарский иштяк», если переводить на русский язык.

Резюмируя, отвечаем на главный вопрос, кто же такие эти гайнинцы? Гайнинцы — это основная часть пермских татар. По большей части пермские татары — это сплетенные между собой разные татары, а также булгары, которые направились на север, где встретились с гайнинцами, в чьей фольклорной памяти зафиксирована память о прародине на Севере, возможно в Сибири, там где олени водятся.

Казанские татары, татары-терсяки вступили в очень тесный контакт с общностью иштяки. А иштяками казахи и узбеки называли сибирских татар. Сами иштяки, от которых возведено родоплемя Юрматы, помнят, что восходят от ногаев, чья Родина исхода — бассейн реки Кубань. Русские краеведы зафиксировали в 19 веке в Пермском крае башкирцев, которых эти самые краеведы на самом деле с большим трудом отличали от татар. Так вот эти башкирцы сохранили память о своём происхождении от ногайских татар и о стране исходе Волжской Булгарии. Таким образом, пермские татары-гайнинцы — это на самом деле очень сложная, историческая сумма из казанских татар, из сибирских татар, из ногайских татар. У нас есть серьёзные и не безосновательные сомнения, есть ли в этом нехитром уравнении место башкирскому этническому фактору. Но по результатам переписи-2021 года, если ты называешься гайнинцем, то попадаешь в башкиры. Чтобы быть татарином, тебе нужно быть начеку, не расслабляться, и обязательно всем уточнять, что ты не просто гайнинец, а что ты «татар-гайнинец».

По результатам переписи населения 2021 года, численность пермских татар составила 92 тысячи человек. Хотя в 2010 году составляла 115,5 тысяч человек. К сожалению, перепись нам показывает сокращение численности татар в Пермском крае на 23 тысячи человек. Башкир же в 2021 году насчитали в Пермском крае 16 105 человек. Это более чем в 2 раза меньше, чем было в 2010 году. Тогда пермских башкир насчитывалось 32 720 человек. Да, мы понимаем, что прошедшая перепись на самом деле недопереписанная, как по части татар, так и по части других национальностей, в том числе и башкир. Однако такой грубый захват людей с локальной субэтнической идентичностью как гайнинцы в пользу башкир наводит на очень серьёзные выводы к следующей переписи населения в России и крайне настораживает.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *