«Я бы таким папам и мамам чего-нибудь поотрезала»

В Набережных Челнах вслед за сексом помолодел алкоголизм.
В Набережных Челнах вслед за сексом помолодел алкоголизм.

Мы давно сотрудничаем с челнинским семейным психологом Натальей Аблизиной. Это специалист известный уже не только в автограде и в Татарстане, но и в России. В разговоре Наталья никогда не опускается до ругательств, грубостей, туалетизмов. И вдруг она спокойно и уверенно говорит:

— Я бы яйца поотрезала мужикам этим! Или мамочкам чего-нибудь бы поотрезала!

— Хорошо сказано, – слегка растерянно реагирую на ее слова.

— Это не хорошо, это злость. Злюсь на государство! – объясняет Наталья.

Мы беседуем с ней о детях. Об 11-13-летних детях (учениках 4-6-х классов), которые уже пристрастились к пьянству. Стали зависимыми. Аблизина не обладает точной статистикой, сколько таких детей учится сейчас в челнинских школах. Но ситуацию она описывает красноречивой фразой: «Их уже мама не горюй». Можно допустить по минимуму, что таких детей один на «параллель» и тогда получается, что на одну школу три человека. Множим на 70 школ и к полученной цифре добавляем ноль, это по давнему совету специалистов. Врачи говорят, что количество официально выявленных случаев можно смело множить на 10. Не ошибешься. Получается, что у нас уже не менее 2000 алкозависимых или (как минимум) потребляющих спиртное детей. Не подростков, а именно детей.

«Я бы таким папам и мамам чего-нибудь поотрезала!»

— Они не умеют читать! Слышишь, они сидят уже в третьем классе и не умеют читать! – акцентирует внимание Аблизина и рисует недалекое будущее.

Сейчас эти дети – попрошайки на улице и воры у себя дома. Потому что им становится мало того, что они допивают после родителей, им нужны деньги на алкоголь (уговорят купить кого-нибудь из взрослых). Потом они выйдут воровать в город. А потом (можно не сомневаться) они будут хулиганить, грабить и убивать.

Государство

Но почему Наталья злится на государство, а «причиндалы» хочет отрезать горе-отцам и таким же мамашам? Начнем с того, почему злость вызывает государство. В далеком 1977-м году (когда я сам учился в девятом классе) к нам пришел лектор из общества «Знание» и стал втолковывать, почему людям, особенно в нашем возрасте, пить вредно. Я спросил:

— А почему водка и вино выпускаются в таких красивых бутылках с красивыми этикетками?

— А потому что содержимое этих бутылок вообще-то полезно! Посмотрите в литературе, что снижает нервное напряжение, повышает настроение? Этиловый спирт! Но в малых дозах! А у нас люди пьют стаканами! Надо отучить людей пить, а потом приучить их пить культурно, – изложил лектор идеологию борьбы с пьянством.

Всегда, когда я вспоминаю этот принцип, мне становится понятно, почему в борьбе государства с пьянством побеждает пьянство. Алкоголь полезен. Людям полезен, потому что «повышает настроение», государству – потому что дает немалые доходы в бюджет. Вспомним горбачевскую антиалкогольную кампанию в 80-е годы прошлого века. Водку (чуть ли не единственный недефицитный продукт) продавали строго по талонам, время продажи резко ограничили. И что? Перед глазами стоит маленький эпизод из жизни. От магазина, расположенного в 28-м микрорайоне, идет женщина лет 50 и громко возмущается:

— Ну как это так: день рождения без водки, ну как это так?!

29 декабря 1989 года в Свердловске возник стихийный «водочный бунт». Люди чуть ли не до восстания возмутились тем, что не могут даже шампанского на Новый год купить. Бунт усмирили, «сухой» закон отменили.

«Я бы таким папам и мамам чего-нибудь поотрезала!»

В 90-е стала появляться водка «Особая»: «Челнинская особая», «Мензелинская особая», «Мамадышская особая» и другие. По вкусу никакой особой она не была, но за счет доходов с этой водки пополнялся местный бюджет. Потом пришло время пива. Продукция компании «Булгарпиво» стала очень популярной в стране. Компания начала наращивать объемы производства и всячески рекламировать свою продукцию. В итоге залила пивом, если не страну, то родные Челны точно. В городе едва ли не официально устраивались Дни пива. Журналистов собирали на пресс-конференции, где «импортный» технолог (специалист из Чехии) демонстративно пил пиво и доказывал, что это абсолютно безвредный, наоборот даже очень полезный напиток. Пить пиво тогда пристрастились даже 12-летние дети. Сколько в итоге выросло «пивных» (и не только) алкоголиков, история умалчивает.

Сейчас государство лицемерно борется с алкомаркетами. Госалкогольинспекция сетует на то, что ей не дано право ограничивать количество алкомаркетов в городе, она может лишь следить за режимом продажи спиртного и призывает владельцев алкомаркетов следить за нечестными продавцами, которые этот режим нарушают. Чиновники грозно сдвигают брови, вслед за народом осуждают рост количества алкомаркетов, а руками в это же время подписывают разрешения на их открытие.

— Алкомаркеты – это еще и реклама алкоголя, – говорит Аблизина.

Попробуйте с ней поспорить, если из окна автобуса или трамвая, да и просто гуляя по городу, первое, что вы видите – это красочные названия алкобрендов. Зайдите внутрь алкомаркета. Интерьер любого другого магазина «отдыхает». И, конечно, красивые бутылки с красивыми этикетками. В тех же Челнах порой музеи, культурные объекты могут не сравниться с алкомаркетом по привлекательности.

Люди

Когда в далеком 1977 году антиалкогольный лектор отвечал на мой «коварный» вопрос, нас учили правильно. Нам, например, постоянно внушали ту истину, что человек формируется в сопротивлении окружающей среде. Эту истину формулировал известный писатель Максим Горький. Тогда он считался великим пролетарским писателем. Потом его именно за это и охаяли и «опустили». Истину забыли. А кроме того:

— Алкоголь стал очень доступным, — отмечает Наталья Аблизина.

Дома он хранится в холодильнике вместе с остальными продуктами. Но дело не только в этом. Как пьют в культурных (без иронии) семьях?

— Мама сидит, закинув ногу на ногу, с бокалом в руке. Локтем этой руки она опирается о колено. Бокал она держит двумя пальчиками. В другой руке у нее клубничка, или яблочко, или игрушка. Дочка видит, что мама элегантна и красива, она пьет вино. И дочка тоже пробует вино. Но если маме лет 30 и бокал вина ей не нанесет большого вреда, то дочери лет 10 и такой бокал может вызвать у нее алкозависимость, – рассказывает Аблизина.

«Я бы таким папам и мамам чего-нибудь поотрезала!»

Другой пример из наблюдений журналиста. По тротуару вдоль дома 24/06 в Челнах идет культурная семья. Мама, папа, сын лет 12. Все трезвые, прилично одетые, речь литературная. Идут домой, их квартира находится в доме, вдоль которого они идут. Вдруг папа останавливается, вынимает из пакета бутылку пива, открывает ее и говорит жене:

— Марин, подожди, я пива попью, а то мой желудок без пива уже не может!

И пьет пиво из «горла» прямо посреди тротуара, практически под окнами своей квартиры.Так у нас пьют культурные люди. Кто культурой не заморачивается, пьют у подъездов и в подъездах. Распространенный способ пить в парках и на улицах, сидя на корточках на тротуаре. Пьют везде. Со всеми, кто делает замечания, спорят. Нередко достаточно агрессивно. Доказывают свои «права». Вот таких людей специалист и имеет в виду, когда признается, что хочет им что-нибудь поотрезать.

Меры

Кто-то из великих педагогов сказал: «Хотите знать, как мы все будем жить лет через 15? Посмотрите на нынешних 15-летних». Увы, мы смотрим на нынешних 11-13-летних. Кому непонятно, что надо что-то делать, причем срочно? Взрослым людям (хотя бы тем, у кого голова существует не только для того, чтобы в нее пить) надо думать о том, какой пример они подают своим и чужим детям. Региональным властям нужно принимать конкретные и неотложные меры к тому, чтобы резко сократить количество алкомаркетов. Лет 10 назад, настойчиво предлагали разрешать продажу алкоголя только в специальных отделах в гипермаркетах, то есть подальше от домов. Почему это предложение кануло в лету?! Государству в целом нужно продумать и выработать политику алкозамещения. И целенаправленно, настойчиво ее проводить.

Есть еще мера. Профессиональные художники, психологи, педагоги прекрасно знают, что человека эстетически формирует окружающая среда. То, что ребенок видит вокруг себя даже еще будучи в пеленках. Почему профессиональных художников в тех же Челнах фактически отстранили от оформления жилых домов и зданий? Почему им не выделяется на это бюджетных денег? В СМИ не так давно мелькнула информация о том, то в этом году челнинские МКД украсят еще два мурала. В городе вообще-то не менее 1300 домов. Такими темпами мы изменим зрительную среду лет через 300. Ох, много народу за это время поляжет в борьбе с пьянством от алкоголизма.


Читайте также: «Вырастают такие дети, неспособные к труду с физическими нагрузками»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *