самоубийств. За прошлый год свою жизнь оборвали 22 ребенка.
В прошлом году в республике 22 ребенка совершили самоубийство, что в два раза больше, чем в 2021-м. Причем снизился возрастной порог суицида. К самоубийству прибегают 13-летние подростки. Основную же группу суицидентов по-прежнему составляет молодежь 16-17 лет. Всего же среди погибших было 13 школьников, пять подростков получали среднее образование, а один несовершеннолетний был студентом вуза. Трое ребят, согласно данным аппарата Уполномоченного по правам ребенка, «были не организованы». Еще четверо находились в поле внимания соответствующих служб.
По сведениям Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в 2022 году было зарегистрировано 90 попыток суицида среди детей. Этот показатель также значительно вырос за последние два года. В 2020 году сообщалось о 53 таких попытках, в 2021 году — о 77.
Сегодня Татарстан наряду с Башкирией является лидером в Приволжском федеральном округе (ПФО) по количеству детских суицидов. А по количеству самоубийств на 10 тысяч детского населения республика заняла пятое место в округе. При этом еще в 2020-м этот показатель Татарстана был самым низким в ПФО.
«Что-то накопилось и прорвало»
Подростковый период жизни человека является одним из самых сложных и содержательных. Он во многом становится определяющим как для самой личности в этом возрасте, так и для всех ее окружающих. Подростки уязвимы, ранимы, они бурно реагируют на слова и поступки других людей. К сожалению, многие родители не понимают своих детей. С их точки зрения, это все происходит беспричинно, необъективно и объясняется особенностями возраста.
Врач-психиатр Республиканской клинической психиатрической больницы имени Бехтерева Раиль Гарипов считает, что зачастую причинами суицидов становится неумение родителей слышать своих детей. Самоубийство не происходит одномоментно. Эта мысль зреет в течение недель, а то и месяцев. За это время подросток так или иначе подает сигналы бедствия взрослым. К несчастью, большинство детей остаются неуслышанными.
Среди самых острых и болезненных чувств ребенка, которые могут толкнуть его на самоубийство, можно выделить несколько. Во-первых, это чувство, что его никто не понимает, им никто не интересуется, так называемая изоляция. Во-вторых, у подростка низкая самооценка, он неуверен в себе, стыдится себя. В-третьих, ребенку кажется, что он не может контролировать жизнь, все зависит не от него, у него нет возможности принимать самостоятельные решения.
— Несомненно, важную роль играет семья. Алкоголизация и наркотизация взрослых, а также гиперпротекция, когда близкие люди не участвуют в процессе воспитания ребенка, не спрашивают о беспокоящих подростка вопросах и проблемах, плохо сказывается на психическом здоровье. Многие забывают даже спросить, как у ребенка дела, хотя это такой простой вопрос, — сказал Гарипов.
Желание покончить жизнь самоубийством не возникает у подростков на пустом месте, уверен доцент Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин. Оно возникает на основании состояния, от которого хочется избавиться.
Психолог добавил, что дети также идут на такие поступки, когда хотят что-то доказать. Он пояснил, что существуют суициды, вызванные внешними факторами, а бывают случаи, вызванные психопатологией ребенка, бывают и «смысловые» суициды. Но, так или иначе, во всех случаях у подростков были задатки депрессии и тревожности.
Гарифуллин предположил о том, что рост мог произойти из-за состояния общества, в связи с СВО, тревожного состояния взрослых людей, сокращения внимания к детям.
— Либо это татарстанский феномен. Что-то накопилось и прорвало, — сказал собеседник, добавив, что сегодня не проводится достаточная профилактика детского суицида.
Директор АНО «Центр психологии стресса» Алексей Богачев уверен, что корни роста суицидов среди подростков уходят в 2020 год, во время объявления пандемии и всеобщей изоляции, а СВО лишь продолжила этот тренд.
— Было спокойно, но неожиданно разрушился этот мир тишины. Куда идти — непонятно. Вот подростки и срываются с катушек, — пояснил Богачев.
Собеседник заметил, что рост количества самоубийств — проблема не только республики, но и всей страны. Сегодня, по словам психолога, люди испытывают хаотические эмоции и переживания, которые проявляются в том числе через влечение к смерти.
Детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец, на плечах которой, кстати, лежит, профилактика и контроль детского суицида, считает, что причиной самоубийства становятся конфликты в семьях, в том числе в благополучных, непонимание, одиночество. Она отметила, что еще года три назад суицид совершали в основном дети из неполных семей, а сейчас это может быть полная, относительно благополучная семья.
«Необходимо дать ребенку понять, что вы его защита»
Если проанализировать все названные нашими экспертами причины, то можно сделать вывод о том, что, чтобы не допустить суицид, необходимо слышать и говорить со своим ребенком. Однако тут тоже надо быть осторожным, говорят психологи. Например, если подросток говорит вам, что всем будет лучше без него, то Гарифуллин советует ответить следующее: «Ты много значишь для нас. Я беспокоюсь о тебе. Скажи, что происходит?». В этой ситуации ни в коем случае нельзя говорить: «Не говори глупостей. Ты все выдумываешь».
— Подростки очень ранимы. Любое неверно подобранное слово или интонация может заставить ребенка уйти в себя глубже. Тогда его будет очень трудно спасти, — предупреждает психолог.
Бывает такое, что подростки неохотно идут на диалог. В таком случае эксперт советует следить за поведением своего чада. Подросток, планирующий совершение самоубийства, зачастую становится замкнутым, подавленным, тревожным, молчаливым, обвиняет в неудачах себя, мало общается со сверстниками и родителями.
— Необходимо дать ребенку понять, что вы его защита и поможете ему во всем, поддержите его, — говорит Гарипов.
Эксперт призвал родителей подростков не бояться обращаться за помощью к специалистам, которые могли бы справиться с проблемой. Гарипов заметил, что, к сожалению, сегодня по-прежнему существуют семьи, в которых считают походы к психологу бессмысленными.
Напомним, что в Казани работает центр психолого-педагогической помощи детям и молодежи «Доверие», где оказывают бесплатную психологическую помощь молодежи от 14 до 35 лет. Кроме того, центр оказывает консультацию по телефону: 8 (843) 571-35-71. Обратиться можно и по детскому телефону доверия: 8 (800)-200-01-22.
Однако профилактика детского суицида нужна не только со стороны родителей и психологов, но и со стороны самой республики. Ирина Волынец предложила развивать систему социально-педагогической помощи семье, а также усилить контроль за результативностью работы психологических служб, ориентировать учебные заведения на формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности. Одной из главных задач она считает необходимость исключить риск повторных попыток суицида в конкретной ситуации.
Стоит сказать, что Татарстан давно обеспокоен поведением подростков. В 2017 году (в тот самый год, когда в сети гремел «Синий кит») правительство утвердило «дорожную карту» для защиты детей и молодежи от вредной информации в интернете и медиапространстве. Министерство образования и науки республики выпустило памятку для взрослых, как спасти детей от «деструктивных групп суицидальной направленности».
В 2021 году Госсовет РТ подготовил законопроект об уголовной ответственности за «побуждение к совершению насилия» по отношению к другим гражданам или даже к самому себе. Однако эта инициатива не была поддержана Госдумой.
Читайте также: «Буллинг был всегда»: как справиться со школьной травлей
Comment section