«Транспортный каркас Казани должен работать как единый организм»

Весомая часть маршрутов столицы до сих пор нуждаются в доработке. Все больше казанцев пересаживаются с общественного транспорта на автомобили
Весомая часть маршрутов столицы до сих пор нуждаются в доработке. Все больше
казанцев пересаживаются с общественного транспорта на автомобили, из-за чего
теряется его рентабельность.

Транспортная инфраструктура в городской среде сталкивается с множеством проблем, которые нередко оказывают негативное влияние на жизнь горожан и благополучное развитие столицы. Среди них пробки и перегруженность дорожной сети — проблема, которая приводит к задержкам, потере времени и стрессу для водителей и пассажиров; недостаток общественного транспорта; неблагоприятная экологическая ситуация; недостаточная безопасность на дорогах и доступность для людей с ограниченными возможностями. Все они требуют комплексного подхода, ведь для решения необходимо учитывать множество факторов, таких как экология, безопасность, доступность и экономическая эффективность. Существующие «болевые точки» решили обсудить на архитектурно-градостроительной конференции в рамках весенних стратегических семинаров «Диалоги».

— Мы все вкладываем душу и сердце в развитие города. Все переживаем за его развитие и хотели бы, чтобы он был самым комфортным городом на Земле. Мы не хотим отсюда уезжать, поэтому я призываю каждого жителя внимательнее присматриваться к недостаткам Казани. Многие маршруты действительно нуждаются в доработке, — отметила главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина.

«Транспортный каркас Казани должен работать как единый организм»

На строительство дорожной инфраструктуры города выделено 28 млрд, в то время как на развитие общественного транспорта – 0,4 млрд рублей. По результатам опроса о состоянии транспортной системы города 50% горожан предпочитают передвигаться в Казани на автомобилях, 31,2% — на общественном транспорте, 15,8% ходят пешком и всего 3% используют велосипед. По словам Тухватуллиной, данные показатели существенно отличаются от желаемых, ведь за один раз автобус может перевезти до 70 человек. Однако из-за несовершенных транспортных развязок и ради экономии времени с каждым годом город набивается все большим числом личных авто. К счастью, для изменения транспортной инфраструктуры порой необходимы не слишком глобальные перемены. Например, в одном месте подрисовать пешеходный переход, а в другом – добавить небольшой пандус. Улучшить среду могут и сами горожане, всего лишь обратившись в Институт развития города с собственным замечанием.

— Если мы хотим создать комфортную среду для людей всех страт, возрастов, поколений и профессий, то мы в любом случае должны развивать общественный транспорт. Это одна из важнейших отраслей городского хозяйства. За последние пять лет мы потеряли порядка 40 млн пассажиров в год. Но за тот же период мы получили 40 тысяч автомобилей в год. Для того, чтобы сделать транспорт комфортным для горожан, мы должны найти деньги на его субсидирование. Экономически обоснованный тариф в Казани – 70 рублей. Работу общественного транспорта выручка из карманов пассажиров обеспечить точно не может. Общественный транспорт – это социальная функция государства, которая должна датироваться. Если же говорить о перестройке транспорта в целом, то мы рассматриваем его как единую систему независимо от перевозчика или вида. Транспортный каркас должен работать как единый организм, — подчеркнул заместитель руководителя исполнительного комитета города по вопросам транспорта, экономического развития и торговли Ильдар Шакиров.

В свою очередь директор по развитию компании STEP Алексей Смирнов из Москвы упомянул, что Институт развития города Казани представил новый подход к развитию улично-дорожной сети, который поможет значительно улучшить ситуацию.

— Сегодня в Казани необходимо обратить внимание на развитие системы общественного транспорта, обновленная модель его работы, которая позволит разгрузить автомагистрали и решить существующие проблемы. Для совершенствования городской системы важен опыт других регионов. Очень радует, что Казань активно развивает велоинфраструктуру. В этом сезоне мы запускаем в Москве 60 километров велополос, разработанных компанией STEP. Казань планирует запустить 30 километров велодорожек. Развитие велоинфраструктуры является важной частью более глобальной и насущной задачи по улучшению транспортной доступности: это и увеличение связанности районов, и приспособление ее к новым и разнообразным видам мобильности, позволяющим диверсифицировать способы передвижения, — отметил Смирнов.

«Транспортный каркас Казани должен работать как единый организм»

Для совершенствования городской системы важен опыт и других регионов. Например, в Санкт-Петербурге была произведена большая работа по созданию скоростных магистралей, что позволило вывезти основной транзитный транспорт из центральной части города.

— Магистрали, которые построены по Финскому заливу, позволяют освободить береговые линии, отдавая их для отдыха и экологического каркаса, формирующегося сегодня. Наша задача – создать комфортные условия для всех, кто проживает на данной территории, включая братьев наших меньших. Все они нуждаются в непрерывных экологических пешеходных маршрутах. Сегодня мы имеем возможность создавать не только общественные пространства, но и экологические тропы и зоны отдыха вдоль береговых линий, где преобладает природная составляющая. Это позволяет нам говорить о новом качестве городской среды, — поделилась заместитель председателя комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Лариса Канунникова.

Безопасность дорожного движения – это ключевой приоритет транспортной системы. Здесь речь идет о приведении ширины полос движения к 3-3,5 метра, организации переходов в местах пешеходных потоков, островках безопасности, контрастном освещении переходов, организации трамвайных остановочных платформ, а также регулировании пешеходных переходов через три и более полос движения.

— С 2015 года нами было благоустроено более 400 улиц. При разработке транспортных схем мы ориентируемся на интенсивность транспортных и пешеходных потоков, исследуем аварийность, изучаем задержки общественного транспорта. У нас есть четыре основных приоритета. В первую очередь это безопасность дорожного движения. Далее – повышение приоритета и удобств общественного транспорта, развитие пешеходной инфраструктуры и обеспечение пропускной способности перекрестков. При реализации транспортной схемы очень важно межкомплексное взаимодействие властей. Тот, кто строит, должен детально понимать, что он строит, — заметил начальник отдела разработки транспортных схем Центра организации дорожного движения Правительства Москвы Федор Алексеенков.

«Транспортный каркас Казани должен работать как единый организм»

Любопытно, что в последние десятилетия, когда мы говорим про градостроителей, то подразумеваем людей, которые занимаются не столько строительством новых городов, сколько развитием или реконструкцией уже сложившихся населенных пунктов. Это связано с тем, что в настоящее время города сталкиваются с множеством проблем. Как пример — перенаселение, загрязнение окружающей среды, проблемы транспорта и доступности, социальная изоляция.

Сегодня градостроительство — это сложный и многогранный процесс, который включает в себя не только проектирование и строительство зданий, но и разработку инфраструктуры, организацию общественного транспорта, создание зеленых зон и парков, улучшение качества жизни горожан и многое другое. Важно, чтобы градостроительство было направлено на создание городов, которые могли бы способствовать благополучию и удовлетворенности как можно большего числа жителей. А достигнуть этого можно только через тесное сотрудничество с городскими властями, горожанами и другими заинтересованными сторонами. Только так реально создать города, которые будут отвечать потребностям граждан и соответствовать вызовам нашего времени.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *