«Это словно смотреть, как твой любимый человек едет на вагонетке к обрыву»

Уроженка Челнов обвиняет родителей в насилии над младшей сестрой. Общаться им не дают родственники
Уроженка Челнов обвиняет родителей в насилии над младшей сестрой. Общаться им не
дают родственники, а сама девочка не выходит на связь уже полгода. Школа и опека
отвечают отписками, а ситуацией между тем заинтересовались следователи.

Недавно автоград всколыхнула громкая история 22-летней Азалии Курочкиной. Видео с ее рассказом разлетелось по всем татарстанским соцсетям. Девушка заявляла, что, будучи ребенком, ежедневно подвергалась домашнему насилию со стороны родителей. До совершеннолетия она жила в Челнах, а потом переехала в Санкт-Петербург, чтобы быть подальше от своих родственников. По словам Азалии, в родном городе у нее осталась младшая сестра – 15-летняя Мария (имя изменено. — Ред.), которая также якобы подвергается насилию дома.

В последний раз Мария выходила на связь 30 ноября. С тех пор Азалии не удается поговорить с сестрой. Родители отказываются давать какую-либо информацию о Маше либо просто не отвечают на звонки. Обеспокоенная девушка рассказала о подробностях истории в СМИ, чтобы предать ситуацию огласке.

— Я хочу, чтобы ты знала, что ты не виновата. Мне плевать, что несут эти люди тебе сейчас. Ты не одна! Я ищу тебя пять месяцев, я не бросила тебя. Я найду тебя, я очень скучаю, — обратилась Азалия к младшей сестре.

Начало громкой истории

В беседе с KazanFirst Азалия рассказала, что у нее всегда были подозрения, что родители жестоко обращаются с Машей. Яркий пример – визит матери Азалии с подругой в Санкт-Петербург. В ходе разговора женщина ненароком упомянула, что недавно избила свою младшую дочь палкой. По словам Азалии, подруги матери были в курсе ее методов воспитания, но никак не реагировали на это.

«Это словно смотреть, как твой любимый человек едет на вагонетке к обрыву»

Следующий случай произошел в январе 2022 года, когда Азалия связалась напрямую с Машей. Девочка рассказала, что родители постоянно ее унижают и применяют моральное давление. Старшая сестра пыталась поддержать и успокоить подростка. Но в разговор влезла мама и устроила скандал, в ходе которого родители избили девочку. После чего Маша выбежала босиком на улицу.

— Мы вызывали полицию и опеку, но уголовное дело не начали. Маша должна была жить у бабушки. Так и случилось: она жила у нее два месяца, как и я когда-то. Был такой уговор, что Маша закончит девятый класс и поедет учиться, — добавила Азалия.

Пока Мария жила у бабушки, сестры постоянно общались. Но ситуация поменялась 8 марта. Со слов Азалии, в этот день родители с помощью шантажа заставили вернуться девочку домой.

Азалия упомянула, что до этого случая у них с Машей не было тесных взаимоотношений, так как родители всё время настраивали их друг против друга. Но на фоне последних событий сестры по-настоящему сблизились.

— Это словно смотреть, как твой любимый человек едет на вагонетке к обрыву. И ты прекрасно об этом знаешь, но ничего не можешь сделать, — комментирует девушка.

«Это словно смотреть, как твой любимый человек едет на вагонетке к обрыву»

Со слов Азалии, с Машей удалось связаться только 17 ноября. В этот день ей позвонила мать и пожаловалась на плохое поведение подростка. Она заявила, что Маша ведет разгульный образ жизни и не посещает школу. Позже Азалия узнала, что сестра после ссоры с матерью сбежала из дома и остановилась у знакомых, где прожила до 30 ноября.

— Родители знали, где она, они с ней общались и виделись. Маша просто отказывалась возвращаться домой. Они ей даже деньги предлагали и запугивали ее придуманным бандитом, — отмечает Азалия.

30 ноября, по словам девушки, ребенка «украли» и отправили в реабилитационный центр «Маяк», который находится в Казани. В этот день девушка звонила в полицию и органы опеки. Они были в курсе, что ребенок едет в реабилитационное учреждение. После Машу оттуда забрали родители по просьбе центра, так как у него могли возникнуть проблемы со следствием. Сейчас, по словам Азалии, подросток находится в другом реабилитационном учреждении, где ее лечат от девиантного поведения.

Реакция школы и органов опеки

Известно, что школа пыталась скрыть факт насилия в семье ученицы: учителя хотели самостоятельно «наладить» ситуацию. Когда Маша жила у бабушки, к ней приходила завуч МБОУ «СОШ № 42», где обучалась подросток. Со слов Азалии, она посетила девочку в вечернее время, чтобы провести с ней поучительную беседу.

«Это словно смотреть, как твой любимый человек едет на вагонетке к обрыву»

Другой завуч по воспитательной работе так же разговаривала с подростком. Азалия отметила, что есть свидетели, которые могут подтвердить этот факт. По словам девушки, в ходе беседы завуч пыталась объяснить Маше, что нельзя обращаться в полицию с жалобой на собственных родителей. Педагог аргументировала это тем, что у подростка непростой характер и нет ничего страшного в том, что родители физически наказывают девочку.

После огласки истории о домашнем насилии школа всячески пыталась «замять» этот инцидент. Азалия подчеркнула, что с 30 ноября по 18 февраля образовательное учреждение не реагировало на тот факт, что Маша не посещала школьные занятия.

— Когда я начала все разборки, когда я пошла ругаться с опекой, когда я обратилась в палату по правам ребенка, школа сразу перевела Машу на семейное обучение, — отмечает Азалия.

Органы опеки так же не видят проблемы в сложившейся ситуации.

— Опеку я привлекала, но она считает, что всё нормально. Опека отписала мне одну несчастную бумажку. Такую же бумажку она отписала депутатке Челнов, к которой я обращалась. Органы опеки считают нормальным, что ребенка не было в школе, пока она там числилась. Также для опеки нормально, что я заявляла о том, что Машу били. У меня есть доказательства, — комментирует Азалия. – Если органы опеки считают, что это замечательная семья и ребенок отличный, то почему тогда Маша находится в реабилитационном центре? – добавила девушка.

«Это словно смотреть, как твой любимый человек едет на вагонетке к обрыву»

Это не первый случай, когда челнинские органы опеки попадают в скандальную историю. В начале 2020 года следственный отдел города возбудил уголовное дело на неустановленных сотрудников, подозреваемых в халатности. История связана с Юлией Снегур, которая воспитывала на протяжении трех лет девочку-подкидыша, а спустя три года ребенка изъяли. Сотрудники отдела опеки и попечительства знали, что ребенок находится в чужой семье на протяжении длительного времени, но не предприняли мер. В истории челнинки разбиралась и прокуратура, и детский омбудсмен Татарстана. Известно, что за это время руководство опеки сменилось.

«Окружающим удобно не видеть, как ребенка бьют»

Как сообщает Азалия, родственники знали обо всех подробностях происходящего. Девушка пыталась обратиться за помощью к своей тете, но получила отрицательный ответ.

— Мы не Павлики Морозовы. А что мы можем сделать? В детском доме будет хуже. Ну и что? Нас тоже били — и ничего, — цитирует тетю Азалия.

По словам девушки, родственники знали, что родители девочек на протяжении многих лет жестоко наказывают своих дочерей. Старший брат так же отрицает факты физического насилия над детьми. По рассказу Азалии, родители его так же избивали и унижали морально. В одном из челнинских сообществ парень оставил комментарий под записью, в которой Азалия рассказывала о домашнем насилии в семье: «Вся эта душераздирающая история, которую выложила Азалия, — полная чушь, театр одного актера. Я как раз-таки и есть ее старший брат, который рос вместе с ней, и утверждаю, что такого не было. Да, родители были строгие, и это нормально, что они требовали хорошо учиться и быть дома вовремя».

«Это словно смотреть, как твой любимый человек едет на вагонетке к обрыву»

— Окружающим удобно не видеть, как ребенка бьют. Во время учебы в школе я неоднократно обращалась за помощью. Сейчас учителя, воспитатели и психологи, к которым я приходила с синяками на теле, делают вид, что такого не было. Таких, как я, десятки, сотни. Это не частный случай. Я раньше думала, что только мне так не повезло, но потом они стали это делать с моей младшей сестрой, — рассказывает Азалия.

Огласка истории в СМИ, поддержка депутата Мухиной и фонда «Рука помощи»

Помощь пришла откуда не ждали — не от властей, а от челнинского фонда «Рука помощи». Это кризисный центр помощи женщинам и детям по борьбе с насилием в семье, также фонд поддерживает женщин, которые находятся в сложной жизненной ситуации. По словам девушки, центр оказал ей финансовую помощь, оплатил услуги адвоката.

Как мы упомянули ранее, Азалия также обращалась за помощью к депутату горсовета Набережных Челнов Татьяне Мухиной. Именно благодаря ей опека наконец ответила на запросы девушки.

— Потом я обратилась к Юрию Синельщикову в Госдуму. Я так поняла, они направили запрос в прокуратуру. Запрос дошел до следственного комитета, и работа пошла чуть активней, — добавила Азалия. – Сейчас дело до сих пор на стадии расследования, так как вся семья отрицает факт насилия. У меня есть свидетели, но их еще не допросили. Маша находится под большим давлением. Чтобы ее допросить, следственному комитету необходимо было достать особое разрешение, — отмечает девушка.

«Это словно смотреть, как твой любимый человек едет на вагонетке к обрыву»

Азалия не уверена, знает ли ее сестра о ситуации извне. По мнению девушки, сейчас подросток делает всё, чтобы сохранить себя в безопасности. На допросе девочка отрицает любое насилие в семье, отвечая, что ей «максимум давали подзатыльник». Азалия уверена, что это точно такая же формулировка, которую использует мать сестер.

— Маша в этой ситуации ребенок, которого украли, избили, повесили табличку «чокнутая» и закрыли неизвестно где, — заключила свой рассказ старшая сестра.

Ранее Азалия обращалась к уполномоченному при президенте России по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Та, в свою очередь, отправила запрос в кабинет министров Татарстана. В ответном письме заместитель премьер-министра республики указала, что школа характеризует Машу и семью положительно, опека так же не выявила нарушений.

«Со слов отца девочки, причиной конфликта и обращения несовершеннолетней в экстренную службу «112» стало посещение Марией (имя изменено. — Ред.) конноспортивной школы «Тулпар» без разрешения родителей. После случившегося инцидента мать с дочерью обратились к психологу отделения социальной помощи семье и детям, конфликт между матерью и ребенком был исчерпан», — говорится в документе.

Также в письме указано, что 16 ноября 2022 года родители заявляли о пропаже ребенка в полицию. Девочку нашли в течение двух часов и доставили ОП №3 «Центральный» для дачи показаний. В документе написано, что Мария была побрита наголо и вела себя агрессивно, выражалась нецензурной бранью и кидалась на сотрудников полиции. В связи с этим родители приняли решение поместить свою дочь в Центр коррекции поведения «Маяк» в Казани. В настоящее время ребенок находится в другом реабилитационном центре в столице республики. Родители поддерживают связь с дочерью через администрацию центра. Но Азалии, как сестре, запрещено видеться с Марией.

«Это словно смотреть, как твой любимый человек едет на вагонетке к обрыву»

«Дополнительно сообщаем, что Следственным комитетом г. Набережные Челны заведено уголовное дело по ст. 156 УК РФ. Место нахождения Курочкиной Марии (имя изменено. — Ред.), но в интересах объективного и всестороннего расследования дела информация не разглашается», — указано в документе.

Девушка отправила исковое заявление в Набережночелнинский городской суд об устранении препятствий к общению с сестрой.

Исходя из данного документа, получается, что школа отзывалась о своей ученице положительно, никаких жалоб на поведение подростка не выявлено. Но ребенок сбежал из дома после ссоры с родителями, звонил в экстренную службу, а потом оказался в реабилитационном центре. Выходит, что родители видят проблему в поведении ребенка, а не в своем воспитании.

«Главное – вовремя обратиться к профессионалам»

Мы поговорили с руководителем фонда «Рука помощи» Люцией Сибгатуллиной о домашнем насилии и выявили конкретные шаги, которые женщины могут предпринять в подобной ситуации.

— Если вы столкнулись с домашним насилием, первое, что нужно сделать, – это понять, что вы не одна и обращаться за помощью – не стыдно. Самая основная проблема женщин: они стесняются говорить об этом, стесняются «выносить сор из избы». Они думают, что насильнику удастся избежать наказания. Всё зависит от того, как грамотно с юридической точки зрения подойти к этому вопросу, — рассказала руководитель.

«Это словно смотреть, как твой любимый человек едет на вагонетке к обрыву»

Она отметила, что в 2018 году приняли закон, декриминализирующий домашнее насилие. Уголовное наказание теперь предполагается только за второй и последующие случаи, на первый раз агрессору грозит только штраф от пяти до 30 тысяч рублей.

— А деньги берутся из общего семейного бюджета, поэтому многих женщин это пугает. Этот шаг нужно пройти, потому что следующее обращение предполагает уголовное наказание. Об этом знают не многие, поэтому необходимо качественное юридическое сопровождение, — прокомментировала Люция Сибгатуллина.

В кризисном центре «Рука помощи» есть бесплатная юридическая консультация для женщин. При дальнейшей работе услуги юриста можно оплатить по минимальным тарифам. Также в фонде оказывают бесплатную психологическую помощь. Если нет возможности приехать, то можно связаться по телефону.

— Когда ты не одна – уже не так страшно, главное – вовремя обратиться к профессионалам, — отмечает руководитель фонда.


Читайте также: «Концертов на вокзале мы еще никогда не видели»: «Паровоз Победы» впервые прибыл в Челны


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *