«Сегодняшняя цель — не продать книгу, а заинтересовать человека в культуре чтения»: что происходит на книжном рынке Татарстана?

Полки магазинов начинают заполняться канцтоварами
Полки магазинов начинают заполняться канцтоварами, сувенирами и товарами для
хобби – в марте доля книг в ассортименте торговых сетей снизилась на 10
процентов. Эксперты считают, что на это повлиял рост цен на книги, популярность
маркетплейсов и уход зарубежных правообладателей. Обсудили с российскими и
татарстанскими игроками, как изменился книжный рынок за последний год.

По результатам марта литература составила не больше 50% общей площади книжных магазинов – такими данными поделились представители индустрии. Так, у сети «Республика» доля книг в физических и интернет-магазинах составила всего 44%, в то время как в марте 2022 года этот показатель был на уровне 55%. Для того, чтобы удержать покупателей, владельцы добавили в ассортимент виниловые пластинки и проигрыватели. 

Подобную тенденцию заметили и в «Читай-городе»: доля книжного ассортимента снизилась, но увеличилась доля сувенирной продукции и канцтоваров. В некоторых сетях книги занимают лишь 20-25% полок. Эксперты связывают это со значительным подорожанием бумажных книг и уходом из России зарубежных правообладателей. Серьезную конкуренцию книжным магазинам составляют интернет-площадки, где книги зачастую стоят дешевле. 

Магазины оказались в условиях, когда им приходится прилагать все усилия, чтобы привлечь клиента. Сокращение доли книг идет не первый год и не только в России, но и за рубежом, напоминают эксперты. В ассортимент книжных магазинов все чаще входят настольные игры, товары для хобби, канцелярия и игрушки. Аналитики подчеркивают, что новый арсенал должен вписываться в концепцию книжных магазинов – например, не сочетаются с книгами техника и продукты питания.

Акцент не на продажу, а привлечение клиента в книжное пространство

Маркетолог татарстанской книжной сети «Дом книги» и «Книга+» Дарина Аминева  сообщила, что дальнейшая проблема стоит не в том, чтобы обеспечить товаром покупателей, а в том, чтобы реанимировать спрос на печатную книжную продукцию. Большой отток покупателей происходит на фоне вытеснения книжных магазинов маркетплейсами.

«Сегодняшняя цель - не продать книгу, а заинтересовать человека в культуре чтения»: Что происходит на книжном рынке Татарстана?

– В связи с этим мы стараемся идти в ногу с потребностями наших покупателей, вводим дополнительные сегменты, запускаем новый формат книжных магазинов – книжно-канцелярские супермаркеты, в которых представлены канцтовары и товары для творчества. Мы делаем упор не на продажу, а на привлечение клиента в магазин, можно даже сказать – в книжное пространство. Сегодняшняя цель — не продать книгу, а заинтересовать человека в культуре чтения. Для этого мы устраиваем встречи с авторами, делаем полноценные книжные обзоры. В планах запустить книжный клуб. Например, наш новый книжно-канцелярский супермаркет  «Книга+» в ТРЦ «Южный» позволяет нам отойти от привычного представления о «магазине», мы говорим о нем как о культурно-досуговом пространстве со всеми удобствами для погружения в читательскую культуру, – рассказала маркетолог.

Аминева также сообщила, что в начале прошлого года издатели испытывали проблемы с печатью и производством книг — рост стоимости материалов для производства печатной книги составил 26-33% в зависимости от качества материала и логистики. Себестоимость изданий выросла в среднем на 20,5%. 

Как изменились предпочтения читателей?

Покупатели больше внимания начали уделять авторам с Востока – увеличилось количество азиатской литературы (как художественной, так и жанров «манга»). Авторы из Китая все чаще стали занимать лидерские позиции. 

Представители сети сообщили, что книжный рынок не изменился кардинально, но в читательских запросах все же произошли заметные изменения. 

– В последнее время все больше набирает обороты жанр детективов, точнее детективные истории о профайлерах и их расследованиях. Такой интерес заметен не только в книжной индустрии, но и в кино и поп-культуре. Также отдельно стоит упомянуть сегмент книг young adult, куда входит много жанров и поджанров, ориентированных на аудиторию с 16 до 25 лет. Самым заметным скачком стали графические романы и комиксы — всего за год их доля на рынке поднялась с менее чем 1 до 6,5%, но художественная литература если не всегда, то долгое время будет лидировать среди всех остальных жанров, – сообщили нам в отделе маркетинга.

«Сегодняшняя цель - не продать книгу, а заинтересовать человека в культуре чтения»: Что происходит на книжном рынке Татарстана?

Также в магазинах Татарстана стабильно продается, продавалась и будет продаваться дальше татарская литература. В республике у нее своя аудитория, свой спрос, поэтому магазины и издательства будут заинтересованы в том, чтобы предлагать книги своим покупателям. 

– Нельзя отрицать – на книжном рынке сейчас дефицит новинок. Во времена глубоких изменений начинается поиск новых авторов. Стали обращать внимание на российских и турецких авторов. Когда уходят старые имена, пусть даже извне, на замену им приходят новые, – сказала Аминева.

Как на книжный рынок повлияли санкции?

Генеральный директор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин рассказал KazanFirst, что с Россией приостановили сотрудничество издательства Penguin Random House, Simon & Schuster и другие крупнейшие западные игроки. Однако они не разорвали действующие контракты, а только отказались заключать новые. Также большой проблемой стала невозможность продлить контракты после их завершения.

– Пока проблемы во взаимоотношениях с иностранными правообладателями еще практически не отразились на полках магазинов и не видны рядовому читателю. Однако это может начать проявляться в ближайшем будущем прежде всего в виде отсутствия ярких мировых новинок в российских магазинах. Например, наше издательство договорилось об издании нашумевшей книги принца Гарри в России. Но мы не успели подписать контракт до 24 февраля 2022 года, и потом правообладатель отказался от сотрудничества с Россией, – поделился Ильин. 

Собеседник признал, что международные санкции сильно повлияли на рост стоимости типографских услуг и бумаги – они подорожали на 20-40%. Произошло сужение выбора бумаги и полиграфических материалов, типографии вынуждены покупать расходные материалы через третьи страны, а печатать книги в европейских типографиях стало невозможно. Ильин добавил, что издатели не переносят на покупателей весь рост себестоимости, так как покупательная способность людей сейчас снижается. Однако в дальнейшем цены на книги будут неизбежно расти.

«Сегодняшняя цель - не продать книгу, а заинтересовать человека в культуре чтения»: Что происходит на книжном рынке Татарстана?

Гендиректор «Альпины» не ожидает большого дефицита предложения из-за исчезновения зарубежных новинок в ближайшее время, так как издательство активно расширяет контакты с корейскими и японскими издательствами.

Говоря о каналах дистрибуции книг, Ильин сообщил, что здесь все сильнее начинает доминировать онлайн.

– OZON и Wildberries сейчас главные продавцы книг, и их доля неуклонно растет. Однако я думаю, что на рынке еще очень долго останется место для классических книжных. Поход в хороший книжный магазин — не просто шопинг. Это приятное времяпровождение, сравнимое с походом в театр, – добавил он.

Вкусовые предпочтения читателей «Альпина» так же изменились. В последнее десятилетие на рынке России наибольшей популярностью пользовались книги в жанре нон-фикшн, однако в последние три года интерес аудитории начал постепенно смещаться в сторону художественной литературы. По словам Ильина, вырос спрос на фэнтези и комиксы (основная аудитория 16-25 лет), любовные романы и серьезную прозу современных российских авторов. За прошедший год тенденция смещения в сторону художественной литературы стала более явной.

– В жанре нон-фикшн произошли серьезные изменения спроса внутри направления. Выросли продажи книг по психологии (особенно с акцентом на книги про то, как пережить сложные времена) и книг по истории (читатели ищут параллели с сегодняшним днем). При этом заметно снизился спрос на книги деловой направленности, по финансам и инвестициям, – рассказал руководитель издательства.

Новые имена, новые форматы

Генеральный директор Татарского книжного издательства Ильдар Сагдатшин сообщил, что в лидерах по спросу – художественная и детская литература. Также в издательстве наблюдают небольшое увеличение спроса на исторические и краеведческие книги, словари и самоучители. 

Поиск новых литературных имен – еще одна из важных задач Татарского книжного издательства. За последнее время увидели свет немало книг новых авторов, к примеру, в прозе это романы Фирдуса Гималтдинова, книга Айзиряк Гаревой, произведение Райнура Аглямутдинова. 

– Безусловно, молодые авторы – это наш потенциал. Не так давно был выпущен сборный альманах, состоящий из множества произведений сразу нескольких молодых авторов, творчество которых ранее не издавалось. В том числе были изданы так называемые карманные книги, в которые вошли поэтические произведения молодых авторов, – рассказал Сагдатшин.

Будучи одним из флагманов в числе национальных издательств России, первоочередной задачей компания считает издание и продвижение татарских авторов и татарской литературы. Как и по общероссийской статистике, издательство в основном выпускает отечественных авторов. В то же время есть практика издания наиболее востребованных классиков зарубежной литературы. К примеру, ранее были изданы книги на татарском языке таких авторов, как Антуан де Сент-Экзюпери, Редьярд Киплинг, Ганс Кристиан Андерсен. Действующих договоров с иностранными издателями и авторами у издательства на данный момент нет. 

«Сегодняшняя цель - не продать книгу, а заинтересовать человека в культуре чтения»: Что происходит на книжном рынке Татарстана?

– Стоимость наших книг напрямую зависит во многом от ценовой политики типографий. Себестоимость книг меняется прямо пропорционально расходам по типографским услугам, а они в среднем выросли на 20%. В то же время посетителям наших собственных магазинов мы предлагаем наши книги на порядок дешевле, чем в других. Такая возможность есть благодаря поддержке руководства республики — издательству выделяются субсидии. Но в то же время на мой взгляд, полагаться только на меры господдержки недопустимо. Быстрое реагирование на изменяющиеся потребности наших пользователей, выработка дополнительных мер по повышению рентабельности предприятия, оптимизация рабочих процессов – мы постоянно ищем новые возможности для развития и предприняли в новых условиях дополнительные меры для повышения устойчивости деятельности издательства, – заверил спикер.

Что касается санкций – они повлияли на логистику, в частности, читатели за рубежом не могут оформить заказ на книгу. Эту проблему издательство решает предложением бесплатных электронных и аудиокниг – их можно скачать на официальном сайте. 

«Сегодняшняя цель - не продать книгу, а заинтересовать человека в культуре чтения»: Что происходит на книжном рынке Татарстана?

– Как бы ни менялся рынок, мы всегда оперативно реагируем на изменяющиеся потребности наших пользователей, делая акцент на дополнительные меры по повышению рентабельности предприятия и оптимизацию рабочих процессов. Мы постоянно ищем новые возможности для развития. К примеру, представляем книги на российских масштабных книжных фестивалях. Мы в постоянном сотрудничестве с контрагентами из разных регионов. Кстати, спрос у них на наши книги не спадает. Наблюдается спрос на нашу продукцию и на известных интернет-площадках («Озон», «ЛитРес», «Лабиринт», «Библио-Глобус», MyBook, WildBerries), где мы так же представляем свои издания, и на сегодня работа в этом направлении не прекращается. Так, в ближайшее время мы планируем представить нашу продукцию на площадке проекта МТС «Строки», – поделился Сагдатшин.

Положительный эффект на продажи произвело открытие фирменных магазинов в современном формате. Это «Литературное кафе» и ресторан «Китап club», где посетитель может почитать книгу за чашкой кофе или за вкусным обедом, а понравившуюся книгу тут же приобрести. Такой формат полюбился как постоянным покупателям, так и гостям города.

Гендиректор Татарского книжного издательства также заявил, что книг на складах достаточно, чтобы обеспечить все торговые сети необходимой литературой в широком ассортименте. 

«У нас появятся свои таланты, которые уступали в рейтингах именитым писателям»

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов, рассуждая о книгах, напомнил о растущей популярности электронных книг. Они особенно пользуются спросом у молодых людей, ведь такую книгу можно моментально получить в своем смартфоне, ей можно поделиться и она дешевле бумажного варианта. При этом эксперт считает, что любителей печатных книг тоже немало – им важно физическое ощущение от процесса чтения, нравится переворачивать страницы, чувствовать запах типографской краски. Однако доля печатных книг все же будет сокращаться, уверен Галямов. 

Пустующие ниши заполнят писатели из России, которые ранее публиковались самиздатом, потому что не выдерживали конкуренции с более известными авторами.

«Сегодняшняя цель - не продать книгу, а заинтересовать человека в культуре чтения»: Что происходит на книжном рынке Татарстана?

– У нас появятся свои таланты, которые уступали в рейтингах именитым писателям, но по художественной ценности ничем им не уступают, – резюмировал Галямов. 

Эксперт считает, что читатель не останется без новых произведений зарубежных авторов, которые решили больше не заключать контракты с российскими издательствами. Он предположил, что романы того же писателя Стивена Кинга будут доходить до российского читателя. Возможно, новые книги этого писателя не будут лежать на полках книжных магазинов, но их можно будет приобрести в электронном виде.


Читайте также: Казанцы предпочитают читать фэнтези и мангу


Новости СМИ2

Comment section

Добавить комментарий

Войти: