«Клиентам становится важно использовать каждый квадратный метр»: в Казани обсудили тренды на рынке жилья

Застройщики Татарстана собрались поговорить о влиянии геополитики на новостройки
Застройщики Татарстана собрались поговорить о влиянии геополитики на
новостройки, росте нераспроданных квартир в строящихся ЖК и новых инструментах
для проведения сделок.

Несмотря на экономическую неопределенность, в Казани сохраняется стабильно высокая доля сделок агентств недвижимости. Растет спрос на новые инструменты, которые повышают технологичность проведения сделки, а взаимодействие риелтора с застройщиком делают более прозрачным. Такие инструменты предлагает платформа TrendAgent, которую презентовали на встрече со специалистами по продаже недвижимости. 

Рынок Татарстана – лакомый кусочек для многих федеральных компаний, так как стоимость недвижимости в Казани не перестает расти — только в I квартале средняя цена квадратного метра выросла на 2%, достигнув 165,6 тысячи рублей. 

Рост числа нераспроданных квартир стал нормой, удивлять покупателей все сложнее

Директор по продажам «Унистроя» Рамиль Сапараев поделился аналитикой рынка недвижимости Татарстана. Строительная компания провела опрос среди планирующих покупку недвижимости. По его результатам текущая экономическая неопределенность отразилась на принятии решений сильнее, чем пандемия. 63% опрошенных считают, что цены вырастут, 44% — что ипотека станет недоступной. 46% отложивших покупку недвижимости будут ждать снижения цен и других выгодных условий. 33% опрошенных считают, что в текущей ситуации сбережения необходимо держать в рублевых вкладах, 29% — вложиться в недвижимость, поскольку инвестиционная привлекательность первичной недвижимости выросла в полтора раза. При этом 43% покупателей боятся снижения качества материалов, 37% опасаются, что сроки сдачи проектов увеличатся.

«Клиентам становится важно функционально использовать каждый квадратный метр, каждую зону»: Риэлторам Казани рассказали, как продавать больше квартир в новостройках

Спикер напомнил, что после начала СВО «Унистрой» на три месяца приостановил продажи. Из-за большой волатильности валют и нарушения логистических цепочек застройщик не мог спрогнозировать себестоимость строительства, а значит, планировать новые проекты. Пауза была необходима для того, чтобы разобраться с текущими проектами и выполнить обязательства перед клиентами.

— Кто-то скажет – глупое решение, потому что основные застройщики продали достаточно много в этот промежуток времени. Но мы осознанно приняли это решение и договорились у себя в команде, что не будем обвинять друг друга, что «а я же говорил – не нужно останавливать продажи, нужно продавать, повышать цены и так далее». Мы опирались на критерии о том, что должны достроить в срок, выполнив свои обязательства, — вспомнил Сапараев.

Еще один тренд, наметившийся на рынке недвижимости за последний год, – инвестиции в недвижимость за рубежом. 31% опрошенных предпочли бы приобрести жилье в Турции, 20% — в ОАЭ, 15% — в Грузии, 15% — в Казахстане, 9% — в Европе. Также инвесторы открыли для себя новый регион – Сербию.

Остатки нераспроданных квартир так же стали нормой у застройщиков. До 2022 года жилье в строящихся домах распродавали до сдачи новостройки, теперь же 20% квартир остается нераспроданными. Сапараев признался, что его ключевым показателем эффективности было достичь остатка не более 5%. Но в последний год этот фактор претерпел изменения.

Специалист добавил, что проводились исследования, согласно которым застройщики смогут распродать все остатки в течение трех лет, если полностью остановят строительство новых домов. Однако для того, чтобы снова выйти на прежние объемы после такой приостановки, потребуется 5-6 лет. В результате возникает риск дефицита предложения. По этой причине застройщики не останавливают строительство новых проектов, хотя «затоваривание» жильем за последний год возросло.

«Клиентам становится важно функционально использовать каждый квадратный метр, каждую зону»: Риэлторам Казани рассказали, как продавать больше квартир в новостройках

Тренд на уменьшение средней площади жилья остается стабильным. 20 лет назад средняя площадь квартир составляла 100 квадратных метров, однако к 2018 году эта цифра снизилась до 54,5 кв. метра. По мнению Сапараева, на это повлияло внедрение смарт-планировок, когда каждый «квадрат» используется эффективно.

— Клиенты готовы платить не за просторные коридоры и огромные комнаты — для них это становится менее важно. Для них становится важно функционально использовать каждый квадратный метр, каждую зону, — поделился спикер.

Застройщикам становится сложнее придумывать конкурентные преимущества своих проектов. Если раньше закрытые дворы, безбарьерная среда, комнаты для хранения колясок и прогулочная зона были диковинкой, то в последние годы эти особенности стали привычными. При этом девелоперам необходимо заранее продумывать, какие фишки станут востребованными у жителей, которые не готовы платить, к примеру, за аренду парковочного места, пользование террасой на крыше и наличие консьержа в подъезде.

Спикер попросил не удивляться тому, что уже построенное жилье дешевле того, что находится в процессе строительства. Он предложил сравнить два автомобиля – выпуска десятилетней давности и выпущенного сейчас. Сомнительно, что кто-то захочет купить старый автомобиль по той же цене, что новый. Раньше на рынке считалось нормальным покупать квартиру на стадии котлована по низкой цене и перепродавать ее после ввода дома в эксплуатацию с большой прибылью. Теперь же на рынке прослеживается тенденция, когда строящееся жилье стоит дороже.

— Могу сказать, что дополнительные фишки, которые мы подгружаем каждый раз на наши жилые комплексы, ведут к увеличению себестоимости. К примеру, изменить мокрый фасад на кликерный кирпич дает удорожание в 6 тысяч рублей на квадратный метр, — рассказал Сапараев.

Каждое введенное новшество отражается на конечной стоимости жилья, поэтому ранее построенное жилье дешевле.

Тренд на цифровизацию заключения сделок

О технологиях, позволяющих ускорить процесс проведения сделки, рассказала директор по продажам TrendAgent Мария Иванова. По ее словам, за три последних года объем продаж партнерами компании увеличился в два раза, причем рост пришелся на начало 2023 года – несмотря на макроэкономическую ситуацию. По данным аналитических агентств, рынок новостроек России упал на 20% по сравнению с 2021 годом. Однако объем продаж риелторов-партнеров TrendAgent увеличился на 30%. Чтобы объяснить, почему это произошло, Иванова привела несколько факторов.

Во-первых, на рынке наметился тренд на диджитализацию многих процессов – застройщики, банки и риелторы вкладываются в технологии. Это платформы, предназначенные для онлайн-встреч, онлайн-бронирования и дистанционного взаимодействия с клиентами. При этом большая часть клиентов предпочитает покупать квартиры с риелтором или менеджером по продаже недвижимости. Поэтому компании вкладываются в цифровизацию коммуникации риелтора с клиентом.

«Клиентам становится важно функционально использовать каждый квадратный метр, каждую зону»: Риэлторам Казани рассказали, как продавать больше квартир в новостройках

Во-вторых, в последние годы в России прослеживается устойчивый рост агентств недвижимости. Это связано с низким порогом вхождения в профессию риелтора: нет необходимости проходить специальное обучение и иметь лицензию. Преимуществом этой профессии Иванова считает высокий социальный лифт: средние заработки риелторов на порядок выше средних зарплат по региону. Из-за этого сохраняется интерес входа в профессию, в агентства недвижимости постоянно приходит молодежь.

В-третьих – это рост доли продаж через агентства недвижимости. Еще 3-4 года назад доля риелторских продаж составляла 10%, а некоторые застройщики вовсе не сотрудничали с агентствами недвижимости. Но в последнее время многие строительные компании стали пересматривать финансирование, рассматривают новые инструменты взаимодействия с риелторами, а некоторые инвестируют в мероприятия и лояльность партнеров. В Санкт-Петербурге доля агентских продаж составляет 64%, в Москве – 36%, в Краснодарском крае – 78%, в Казани – более 60%.

Следующий тренд – рост спроса на профессиональные инструменты. Если 10 лет назад объявления о продаже недвижимости размещались в журналах, то пять лет назад появились красочные буклеты от застройщиков, а три года назад начали появляться профессиональные платформы.

— Приведу аналогию – есть классный стоматолог, специалист и профессионал. Но если у него еще и самое современное оборудование, инструменты, то такому специалисту цены нет. Мы готовы платить высокую цену за хорошую услугу. Так же и риелтор – есть просто профессионал с суперкомпетенциями, высоким качеством взаимодействия с клиентом, но если у него есть еще профессиональный инструмент, то качество взаимодействия и эффективность становится еще выше, — сказала Иванова.

«Клиентам становится важно функционально использовать каждый квадратный метр, каждую зону»: Риэлторам Казани рассказали, как продавать больше квартир в новостройках

Подводя итог выступлению, директор по продажам подчеркнула, что рынок недвижимости остается одной из самых надежных отраслей. Строителей поддерживает государство, девелоперы всегда будут выводить на рынок новые проекты, а агентства недвижимости всегда будут обеспечены работой.

Иванова рассказала о конкурентных преимуществах платформы TrendAgent, через которую риелторы проводят сделки. Квартиру можно подобрать практически на любой запрос – для этого доступны 37 фильтров. На платформу внедрили юридическую проверку каждого объекта, поэтому там не размещаются застройщики, состоящие в черных списках, так что риелторы гарантированно получат комиссию, а клиенты – квартиру, за которую заплатили. 7 июня на платформу добавили объекты Казани.

Посмотреть вид из окна и изучить местность на расстоянии

Подробнее об инструменте рассказала директор офиса TrendAgent в Казани Евгения Сорокина. Она обратила внимание на эксклюзивные и коэксклюзивные контракты – это сделки, когда застройщик заключает соглашение с риэлторским агентством или агентством недвижимости на оказание услуги по продаже жилья. По Татарстану в этом сегменте представлены жилые комплексы «Изумрудный», «Зеленая долина», «Нью Хаус», «Аркада», «Акварели Парк», «Оазис» и «Волжский домостроительный комбинат». Эти ЖК представлены в Зеленодольске, близком к Казани. По словам Сорокиной, этот город выбирают покупатели из других регионов.

На платформе проводятся обучающие вебинары, конференции, брокер-туры. Для начинающих специалистов в сфере продажи недвижимости специалисты TrendAgent разработали обучающий курс по новостройкам. Это семидневный интенсив, в ходе которого молодые риелторы узнают, что такое договор долевого участия, какие бывают технологии строительства, как пользоваться платформой и начать продавать.

С помощью цифровых инструментов риелторы могут подобрать недвижимость под запросы клиента, сформировать презентацию и отправить потенциальному покупателю. Презентация интерактивная – в ней отображается актуальная цена на квартиру и карта, на которой можно посмотреть вид из окна, изучить местность, сформировать статистику пробок, оценить расстояние до нужных объектов (например, от ЖК до школы).

«Клиентам становится важно функционально использовать каждый квадратный метр, каждую зону»: Риэлторам Казани рассказали, как продавать больше квартир в новостройках

Зарегистрироваться на платформе могут самозанятые, индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью. ООО должны загрузить ИНН и ОГРН, служба поддержки обрабатывает заявку в течение дня. Первым доступ к платформе получает руководитель, а после него к работе могут подключиться агенты. Риелторы, которые проводят сделку через TrendAgent, получают вознаграждение в течение трех дней. Для этого агент должен загрузить документ о регистрации сделки и документ об оплате.

Отвечая на вопрос, могут ли возникнуть ситуации, когда квартира уже продана, но все еще «висит» на витрине, Сорокина ответила, что информация обновляется каждые 15 минут. Также риелтор может уточнить, насколько информация актуальна, в чате поддержки.

«Клиентам становится важно функционально использовать каждый квадратный метр, каждую зону»: Риэлторам Казани рассказали, как продавать больше квартир в новостройках

Для специалистов по продаже недвижимости запуск платформы TrendAgent в Казани стал долгожданным событием. Ведущий специалист по недвижимости АН ООО «Графский» Людмила Булатова в разговоре с журналистом KazanFirst поделилась, что инструменты, которые существовали на рынке, не устраивали риелторов – ими было неудобно пользоваться, на агентов накладывали ограничения и штрафные санкции.

— Я очень ждала это мероприятие и хотела попробовать эту платформу, потому что имеющиеся предложения сильно не устраивали. Вижу хорошие перспективы, думаю, сейчас все новостройки будут наши, — сказала Булатова.

Плюсом платформы собеседница считает бесплатное использование. Важно, что информация обновляется своевременно, потому что опыт использования других платформ приносил негативные эмоции из-за ситуаций, когда риелтор бронировал квартиру, а ее купил кто-то еще. Из-за этого страдали агенты и клиенты.


Читайте также: «Загородный дом стоит дешевле, чем однокомнатная квартира»: что происходит на рынке дачной недвижимости Татарстана?


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *