«Долгосрочного и значительного снижения цен на бензин ждать не стоит»

В апреле Татарстан вошел в топ-10 регионов России с самыми низкими ценами на бензин и покинул рейтинговую таблицу регионов с самым дешевым дизелем. В конце мая и начале июня ценник на бензин вновь начал медленно расти. Обсудили динамику и результаты исследования с экспертами и узнали
В апреле Татарстан вошел в топ-10 регионов России с самыми низкими ценами на
бензин и покинул рейтинговую таблицу регионов с самым дешевым дизелем. В конце
мая и начале июня ценник на бензин вновь начал медленно расти. Обсудили динамику
и результаты исследования с экспертами и узнали, стоит ли ждать очередного
повышения в ближайшее время.

Татарстан занял пятое место в рейтинге регионов России с самыми низкими ценами на бензин — в апреле он стоил 47,74 рубля. В то же время республика вылетела из топ-10 по самым низким ценам на дизель. Такие данные по динамике потребительских цен за март-апрель привело исследовательское агентство «ПромРейтинг», выделив регионы страны, где на момент исследования отметили самые высокие и низкие цены на автомобильное топливо. При составлении рейтинга специалисты опирались на данные Росстата.

Средняя потребительская цена на автомобильный бензин по России в целом в апреле этого года составила 50,93 рубля за литр (+0,04 рубля за литр по сравнению с мартом), на автомобильный бензин марки АИ-92 — 47,21 рубля за литр (+ 0,04 рубля за литр по сравнению с мартом).

Рост потребительских цен на автомобильное топливо в апреле по сравнению с мартом зафиксировали в 21 субъекте России. Значительнее всего он сказался в Ямало-Ненецком автономном округе – на 4,3% и Республике Коми – на 2,3%. 

«Долгосрочного и значительного снижения цен на бензин ждать не стоит»: Как в Татарстане менялись цены на автомобильное топливо

В Татарстане индекс потребительских цен на все виды бензина в апреле составил 100%. Стабильными цены оставались до мая – в последний месяц весны он начал дорожать. По данным Татарстанстата, за период с 22 по 29 мая АИ-95 подорожал на 51 копейку, АИ-98 – на 38 копеек, АИ-92 – на 24 копейки, а дизельное топливо подорожало на 0,04% – до 54,69 рубля. Еще через неделю, с 29 мая по 5 июня, АИ-92 подорожал на 0,24%, АИ-95 – на 0, 23%, АИ-98 – 0,09%. В то же время дизель подешевел на 0,13% – до 54,62 рубля.

С начала 2023 года в Татарстане больше всего подорожал бензин АИ-95 — уже на 1,7%. АИ-98 вырос в цене на 1,38%, АИ-92 — на 0,94%, а дизельное топливо — на 0,52%. 

Где дешевле? 

Лидирующую позицию в рейтинге регионов с самым дешевым автомобильным топливом занял Алтайский край, уступив «серебро» республике Коми, числящейся лидером в феврале-марте текущего года. Закрывает тройку лидеров Курганская область. Татарстан в апреле «переехал» с шестого места на пятое. 

А вот из десятки рейтингов с самым дешевым дизельным топливом Татарстан вылетел в апреле, равно как и Воронежская область. На первых трех местах в этом топе разместились республики Дагестан, Чечня и Кабардино-Балкария. 

По мнению аналитиков, рост цен на бензин связан с тем, что Россия все еще экспортирует большую часть нефти, где ее перерабатывают в бензин, а потом отправляют обратно в Россию. Также удорожание бензина провоцируют налоги и акцизы. 

Прибыль производителей бензина падает

Специалист по международным финансовым рынкам маркетплейса «Финмир» Георгий Свирин согласился, что потребительские цены на автомобильное топливо с начала 2023 года вели себя достаточно стабильно, но уже в мае рост ускорился. Основной причиной стал сезонный фактор, а также дефицит бензина на оптовом рынке. В связи с этим цены в апреле на АИ-95 и АИ-92 резко выросли примерно на 20% и достигли рекордных значений, что привело к постепенному росту розничных цен на автозаправках.

– По данным исследовательской группы «Петромаркет», чистая прибыль при продаже бензина на розничном рынке составляет уже меньше одного рубля за литр, поэтому вполне естественно, что в ближайшие месяцы следует ожидать роста потребительских цен. С другой стороны, повышение цен будет умеренное в рамках официального уровня инфляции, поскольку государство регулирует цены на автомобильное топливо с помощью демпферного механизма. К тому же отложенное решение по уменьшению выплат нефтяным компаниям в рамках демпфера, которое должно было произойти с 1 июля 2023 года, так же будет сдерживать рост цен на автомобильное топливо, – считает эксперт.

Учитывая динамику цен на бензин в этом году, Свирин ожидает роста стоимости бензина для АИ-95 к концу лета до 53-54 рублей за литр, для марки АИ-92 – до 50 рублей за литр. Эксперт считает, что стоимость дизельного топлива вырастет до 62 рублей за литр. 

– Что касается Татарстана, то, по данным исследования, он входит в топ-5 регионов с самым дешевым бензином — 47,74 рубля за литр. К концу лета цена на бензин может вырасти до 48,8-49,5 рубля за литр, – спрогнозировал эксперт. 

«Долгосрочного и значительного снижения цен на бензин ждать не стоит»: Как в Татарстане менялись цены на автомобильное топливо

Генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамара Сафонова считает, что повышение цен на бензин может объясняться стремлением нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) стабилизировать маржу переработки.

– При этом в течение последнего года маржинальность НПЗ повысилась. Это связано с тем, что большая часть партий нефти до сих пор торгуется на внутреннем рынке по формулам цены, привязанным к котировкам зарубежных ценовых агентств с учетом дисконтов на российскую нефть, – сказала эксперт.

Сафонова напомнила, что цена на оптовые партии дизельного топлива с 1 по 9 июня снизилась с 52,6 до 51,9 тысячи рублей за тонну, что может объясняться профицитным рынком производства в стране дизельного топлива относительно бензина. По итогам 2022 года производство бензина в стране составило 42,6 миллиона тонн, дизельного топлива – 85,1 миллиона тонн.

«Чем ниже транспортные издержки, тем дешевле бензин»

Начальник аналитического управления банка «БКФ» Максим Осадчий заметил, что экономика Татарстана известна в первую очередь нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью. «Татнефть» входит в пятерку крупнейших нефтяных компаний страны, в Нижнекамске работает завод бензинов «ТАИФ-НК».

– Чем ниже транспортные издержки, тем дешевле бензин. Это один из факторов, благодаря которому Татарстан входит в топ-5 регионов с самым дешевым бензином, – сообщил собеседник.

Напомним, что в апреле Минфин России анонсировал сокращение выплат нефтяным компаниям в рамках механизма топливного демпфера. Участники рынка предупреждают, что это приведет к увеличению оптовых цен на топливо из-за сокращения маржи нефтепереработки.

«Долгосрочного и значительного снижения цен на бензин ждать не стоит»: Как в Татарстане менялись цены на автомобильное топливо

Осадчий привел несколько факторов, влияющих на подорожание бензина. Во-первых, производители топлива закладывают эффект от снижения демпфирующих выплат в цены, что может спровоцировать их рост. Во-вторых, для производителей выгоднее продавать бензин за рубеж. Растущий экспорт снижает предложение на внутреннем рынке и тем самым ведет к росту цены бензина.

– Не следует забывать про такие очевидные факторы, как рост инфляции и рост зарплат. Кроме того, из-за санкций выросли издержки на обслуживание импортной техники, а импортные запчасти стали дороже, – отметил аналитик.

Цены будут расти постоянно

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов напомнил, что в России динамика цен на бензин всегда имела тенденцию к повышению, при том, что временами цены могут колебаться. Но эти колебания, даже если в сторону понижения, не принципиальны и малозаметны для потребителя. Атласов не советует рассчитывать на долгосрочное и значительное снижение цен на бензин, потому что такова структура российской экономики и ее сырьевой составляющей. 

– Если мы вспомним прежние времена, то потребители давно заметили, что на мировом рынке колебания цен на нефть никак не влияли на динамику цен на бензин в России. В США имеет место прямая корреляция между мировыми ценами на нефть и внутренними ценами на бензин. Если мировые цены на нефть падают, то внутри страны падают и цены на бензин. В последние годы, правда, цены на бензин в Америке сильно выросли, но это происходит из-за инфляции доллара. Тем не менее, даже в этом случае динамика цен на бензин в США зависит от динамики цен на нефть на мировом рынке. В России же такая зависимость отсутствует, – добавил Атласов.

«Долгосрочного и значительного снижения цен на бензин ждать не стоит»: Как в Татарстане менялись цены на автомобильное топливо

Политик уверен, что цены на бензин в нашей стране будут расти постоянно и на это есть свои причины. Отчасти это фактор инфляции, но главная причина в другом. Основным фактором собеседник считает то, что российские нефтяные компании испытывают большую налоговую нагрузку со стороны государства, которая в условиях СВО только усилилась, при том, что цены на нашу нефть из-за санкций и ценового потолка, наоборот, упали. Внутренние цены на бензин в этих условиях не могут падать, так как частично через них компенсируются потери госбюджета и доходов нефтяных компаний.

По этим причинам долгосрочного и значительного снижения цен на бензин ждать не стоит. Атласов считает необходимым учитывать, что потребность в некоторых видах топлива возросла из-за СВО, а это так же сказывается на внутреннем рынке.


Читайте также: «Татарстан сейчас входит в топ-25 регионов по уровню зарплат, и через девять лет он останется там же»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *