Казанцы могут «пить воду из любого водного объекта»

Cнабжение столицы Татарстана осуществляется из двух источников. Причем 92% всей питьевой воды приходится на Волгу
Cнабжение столицы Татарстана осуществляется из двух источников. Причем 92% всей
питьевой воды приходится на Волгу, экологическое состояние которой оставляет
желать лучшего.

Татарстан — один из самых богатых пресной водой субъектов не только Приволжского федерального округа, но и России. Общая площадь республики составляет 4,4 тысячи кв. км — это 6,4% всей территории региона. Но несмотря на такое богатство, не каждый татарстанец обеспечен чистой питьевой водой. Хуже всего дела обстоят в Арском, Зеленодольском, Лаишевском, а также Верхнеуслонском, Высокогорском и ряде других районов. 

Что загрязняет воды Татарстана? 

В Казани водоснабжение осуществляется из двух источников – Волги и подземных вод. Причем на первую приходится 92% всей питьевой воды. Поэтому причину того, что из-под крана бежит «плохая» вода, надо искать в главной артерии республики.

На качество питьевой воды в республике влияют различные факторы. Одной из основных причин загрязнения поверхностных вод министерство экологии и природных ресурсов Татарстана называет неочищенные сточные воды. Попадают они в водоемы с промышленных предприятий, которые имеют биологические очистные сооружения (БОС) в неудовлетворительном состоянии. Согласно результатам проверки Минэкологии, в сбросах от предприятий концентрация тяжелых металлов — магния, марганца, свинца, цинка — превышает предельно допустимые значения более чем в три раза, а также биологически вредных веществ, таких как нефтепродукты, аммоний ион, сульфаты, фосфаты, нитраты, нитриты, фосфор.

Напомним, что в регионе по поручению раиса Татарстана Рустама Минниханова ведется установка и модернизация БОС. За восемь лет в рамках программы реализовано 94 мероприятия на 47 очистных сооружениях. Однако, по данным Минэкологии, 75% предприятий не выполняют их очистку до показателей, заложенных в проектах нормативов допустимых сбросов, определяющих максимальную концентрацию вредных веществ.   

– В районах сброса сточных вод встречаются почти мертвые зоны — там мало что осталось живого из-за почти бескислородной среды, – рассказывает завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова.

«Мы можем пить воду из любого водного объекта»: какую воду пьют казанцы

Немалый вред воде наносит и сельское хозяйство с его диффузными стоками. Если точечными стоками (промышленные предприятия или коммунальные службы) можно управлять (в частности, с помощью очистных сооружений), то диффузные «смываются» в водоемы с сельскохозяйственных угодий, застроенных территорий, мусорных полигонов и ферм и регулировать их крайне затруднительно. Часто именно этим источникам принадлежит главная роль в общей картине загрязнения вод.

– Прежде всего опасность представляют токсичные пестициды, которые активно используются в сельском хозяйстве и животноводстве. Благодаря своей структуре пестициды оседают на дне водоема, что позволяет им влиять на всю его экосистему в течение долгого времени, – отметила Мингазова. 

Эксперт добавила, что минеральные удобрения также вредны для экологии водоемов. С ними в воду попадают соединения азота, фосфора и тяжелых металлов, опасные для здоровья животных и человека. Так, соединения фосфора приводят к эвтрофикации водоемов, то есть к их перенасыщению биогенными элементами, которые стимулируют бурное развитие микрофлоры. В результате вода начинает цвести, мутнеет, в ней падает содержание кислорода, гибнет флора и фауна. Обстановка может усугубиться настолько, что водоем становится абсолютно непригодным для жизни каких-либо организмов, питья и купания.

Пить воду из-под крана можно, но не нужно 

Конечно, вода прямо из речки в стакан вам не течет. Через водонасосные станции она попадает в специальные резервуары, где проходит несколько стадий очистки. Так, например, «Казанский Водоканал» воду из Волги сначала очищает механически. На этом этапе специальный фильтр-решетка очищает воду от крупных загрязнений: листьев и веток деревьев, камней, рыбы, пластиковых бутылок и прочего мусора.

Потом идет биологическая очистка и химическая. В воду добавляют реагенты, которые связывают мелкие частицы загрязнения и образуют хлопья, впоследствии оседающие на дно резервуара. После этого вода подвергается фильтрации: проходит через емкость с песком, а затем через гравитационный фильтр. В нем под действием силы тяжести осаждаются крупные частицы загрязнения, а также мелкие частицы высокой плотности.

Следующая стадия очистки – обеззараживание. В большинстве регионов России воду от бактерий и микроорганизмов по-прежнему очищают с помощью хлорсодержащих веществ. Однако в Казани воду очищают с помощью соли. После этого вода попадает в дом.

– Контроль качества питьевой воды ежесуточно осуществляет аккредитованная базовая лаборатория предприятия в соответствии с рабочей программой производственного контроля, согласованной Управлением Роспотребнадзора по Татарстану. В рамках контроля качества питьевой воды превышений нормативов действующих санитарных норм не выявлено, – ответили KazanFirst в пресс-службе предприятия. 

«Мы можем пить воду из любого водного объекта»: какую воду пьют казанцы

Однако пить воду из-под крана ни одно ведомство и ни одна организация не советуют. Всему виной ржавые трубы. Именно здесь вода загрязняется вторично. 

– Считается, что вода из источников централизованного водоснабжения должна быть чистой и пригодной для питья, однако на практике это не всегда так. Какими бы современными ни были станции водоочистки, до квартиры вода проходит еще целую сеть из труб. Поэтому на деле качество воды может варьироваться в зависимости от местных условий и инфраструктуры. В некоторых районах Казани зафиксировано превышение допустимого уровня примесей железа и марганца, а также повышенная жесткость и мутность воды, – заметила эксперт-биохимик технологической компании по производству фильтров для воды «БАРЬЕР» Мария Кулешова

В свою очередь кандидат биологических наук, заместитель директора по научной работе РАН Татарстана Дмитрий Иванов считает, что вода в республике действительно загрязнена, но все же на выходе из «Водоканала» получается вода нормативного качества.

– Другое дело, нравится ли вода по вкусу, – добавляет эксперт. –  Мне вот волжская вода не нравится, так как в ней высокое содержание железа, плюс оно добавляется, когда вода проходит по трубам. Когда трубы будут заменены с чугунных на пластиковые, тогда вкус воды изменится. Но это лишь вкусовые характеристики. 

Иванов добавил, что волжская вода гораздо жестче, чем подземные воды. Избавить ее от жесткости, по мнению эколога, практически невозможно — это дорогостоящий процесс. Поэтому жители, у которых вода жесткая, вынуждены покупать домашние бытовые фильтры или кипятить воду. 

– В принципе мы можем пить воду из любого водного объекта. Перед этим довести ее до кипения и вредные организмы, в первую очередь бактерии кишечной палочки, погибнут, – сказал эколог. 

«Мы можем пить воду из любого водного объекта»: какую воду пьют казанцы

Мария Кулешова добавила, что  для получения такого эффекта кипятить воду необходимо не менее 10−15 минут в открытой емкости. Она подчеркнула, что химические вещества вроде нитратов и пестицидов, а также тяжелые металлы, такие как железо и ртуть, никуда не исчезают после кратковременного кипячения. Эксперт предложила использовать фильтры для очистки воды. 

– Сейчас на рынке существуют фильтры для любого типа исходной жидкости: для очистки слишком хлорированной воды, слишком жесткой — с высоким содержанием примесей, и даже для излишне мягкой, – заметила Кулешова. 

Напомним, что в республике реализуется федеральная программа «Чистая вода». Она направлена на улучшение качества питьевой воды для 1,3 миллиона татарстанцев. В результате 95,5% населения республики будут обеспечены качественной питьевой водой. Строительство нового водозабора по федеральному проекту «Чистая вода» начали в Нурлатах. Возведение станций водоподготовки в 2023 году согласовали в Алексеевском районе, Нижних Вязовых Зеленодольского района. Согласовано также и строительство сетей водоснабжения в Тукаевском районе для 30 населённых пунктов. 


Читайте также: «Благоустроенная территория парка — это не просто уютный берег с песком»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *