Учителя без высшего образования: крах школьной системы или спасение от кадрового голода?

Министр просвещения РФ предложил готовить педагогов для 5-9-х классов в колледжах из-за острой нехватки персонала. В сети идея вызвала шквал негодования
Министр просвещения РФ предложил готовить педагогов для 5-9-х классов в
колледжах из-за острой нехватки персонала. В сети идея вызвала шквал
негодования, татарстанские политики высказались резко против, но политологи
отметили, что не все так однозначно.

В ходе Петербургского международного экономического форума глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов выдал идею, которая мгновенно взбудоражила общество. По его предложению в российских школах могут появиться учителя без высшего образования. Министр допустил, что можно набирать учителей, которые будут преподавать с пятого по девятый класс, не в вузах, а в системе среднего профессионального образования.

Голоса крайне немногочисленных сторонников такой инициативы потонули в возмущениях тех, кто категорически не приемлет такого будущего для российских школ. Мы провели в соцсетях опрос и попытались выяснить, как наши подписчики относятся к идее школьного учителя без высшего образования. 54% высказались против, 26% — нейтрально, лишь 20% оценили подобную инициативу положительно.

Некоторые из подписчиков высказались в комментариях.

– На учителя начальных классов учат в колледже, и они потом работают в школах, зато я на учителя по физической культуре училась четыре года на бакалавриате, – заявила Валерия. – И моя тетя заканчивала высшее образование, чтоб просто быть воспитателем в садике. Странно, что тогда есть учителя без высшего.

Учителя без высшего образования: крах школьной системы или спасение от кадрового голода?

Пользователь под ником Prime в свою очередь предположил, что «может, зарплату лучше поднять, чтобы не приходилось ерундой заниматься».

Действительно, люди в соцсетях бурно отреагировали на такое заявление министра. Они утверждают, что, при острой нехватке учителей, дефицита проверяющих и чиновников в Минобразования не наблюдается. Часто высказывается мнение, что нагрузка на педагогов запредельная, бумажной работы – горы, ответственность огромная, зарплата – маленькая, а авторитет – на уровне плинтуса. При этом нехватку специалистов хотят нивелировать не решением этих проблем, а набором в школы «недоучек».

Существует также мнение, что общеобразовательная система России и без того деградировала. Причем некоторые пользователи даже прямо утверждают, что это делается целенаправленно, начиная с введения в стране ЕГЭ (к слову, недавно ЛДПР внесла в Госдуму законопроект об упразднении системы ЕГЭ в стране).

Мы решили обсудить с татарстанскими политиками и экспертами, способны ли выпускники колледжей обеспечить достойный уровень подготовки учеников, могут ли сами колледжи подготовить способных на это специалистов, и какие в целом последствия может иметь подобная инициатива в случае, если ее реализуют.

Нужно развивать педагогическое образование

Первый проректор КИУ, депутат Госсовета Татарстана от «Единой России» Игорь Бикеев указал на общепризнанный факт, что сфера школьного образования испытывает серьезный кадровый голод.

– И если министр просвещения РФ сказал, что прорабатывается вопрос о том, чтобы принимать на работу в качестве учителей лиц со средним образованием, то, видимо, к этому есть веские основания. Клонировать людей невозможно, а подготовка специалистов и выход их на «зрелый» педагогический уровень требуют немало времени. Винить кого-то не считаю конструктивным: пусть это делают те, кто имеет необходимые полномочия и владеет всей полнотой информации, – отметил Бикеев.

В то же время, по его мнению, то, как выходить из этой непростой ситуации, обсуждать следует. Как преподаватель и работник системы образования с 25-летним стажем собеседник заявил, что моментального, «по мановению волшебной палочки» решения нет. Впереди большая и кропотливая работа.

– Уже сейчас в школах Татарстана действует 180 педагогических классов, в которых обучается более 3 500 учеников, которые планируют свою профессиональную деятельность в школах. Уверен, что эта мера даст серьезный, но, подчеркиваю, отложенный эффект. Реализуются и другие меры, о которых лучше меня могут сообщить органы управления образованием, – добавил парламентарий.

Актуальными остаются вопросы совершенствования системы оплаты труда педагогов. Бесспорно, нужно повышать престиж профессии, подчеркнул собеседник.

– К сожалению, за годы отношения к образованию как к услуге он поблек. Хотелось бы, чтобы и все родители понимали, что учитель, выполняющий сложнейшие функции по обучению и воспитанию их детей, нуждается в особо уважительном, исключительно бережном отношении. Что он – их союзник, с которым нужно быть в корректном диалоге опять же во благо ребенка, – подчеркнул Бикеев. – Следует понимать, что успешное решение проблемных вопросов образования в значительной мере зависит от совместной деятельности органов власти и гражданского общества: общие задачи решаем, и вклад каждого из нас ценен.

Представитель КПРФ в татарстанском парламенте Николай Атласов считает, что чиновники Минпросвещения идут по самому простому пути – вместо того, чтобы повышать качество образования, они его опускают.

Учителя без высшего образования: крах школьной системы или спасение от кадрового голода?

– По-другому оценить решение Кравцова о допуске к преподаванию в школах с пятого по девятый класс выпускников СПО невозможно. Вместо того, чтобы расширять количество бесплатных мест в вузах на педагогические специальности, повышать престиж профессии учителя, чиновники Минпросвещения идут по пути наименьшего сопротивления. Ни к чему хорошему это не приведет, – убежден собеседник. – У нас зачастую любят смеяться над качеством образования в государственных школах на Западе, мол, учебные программы там примитивные и учителя как преподаватели никакие. Но господин Кравцов фактически ведет к тому, что российская школа через несколько лет будет мало отличаться от государственной американской.

По его мнению, примитивизация школьного образования идет не только через упрощение учебных программ, но также через снижение профессиональных требований к педагогам. Где необходимо облегчать жизнь учителю – это, прежде всего, снижать объемы отчетности и бумажной работы.

– А там никаких подвижек не видно. Поэтому у учителей уйма времени уходит на заполнение никому не нужных бумаг. А вот где действительно необходимо держать высокую планку требований – это в сфере наличия профильного высшего образования. Этим Минпросвещения готово жертвовать в угоду выполнения формальных требований, – рассуждает депутат. – Ведь эта инициатива возникла потому, что в школах не хватает учителей. Но их не хватает потому, что учительский труд, во-первых, не очень хорошо оплачивается, во-вторых, тяжек из-за бюрократической нагрузки. Еще раз отмечу, надо снижать бюрократическую нагрузку и увеличивать количество бесплатных мест на педагогических специальностях. Это реальный путь решения проблемы.

Статус учителя – ниже некуда, скоро работать будут гастарбайтеры

Депутата Госсовета Татарстана от ЛДПР Эдуарда Шарафиева инициатива Минпросвещения настораживает. Со ссылкой на профессиональную оценку главы Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, собеседник отметил две существенные проблемы в предложении министра Сергея Кравцова.

– Во-первых, в программу ЕГЭ включаются разделы предметов, которые изучают в пятых-девятых классах. И возникает проблема, как будут преподавать эти предметы учителя, которые сами ЕГЭ не сдавали. Очевидно же, что это будет низкосортное преподавание, которое приведет к тому, что родители станут нанимать репетиторов не в последних классах, а уже с пятого-девятого класса. У меня складывается такое ощущение, что министр Сергей Кравцов лоббирует интересы тех, кто занимается репетиторством, – поделился Шарафиев.

Он добавил, что это предложение похоже на инициативу в сфере здравоохранения, когда во многих регионах предпочитают решать проблему нехватки кадров завозом специалистов из-за рубежа. К примеру, врачей из Таджикистана, которые зачастую не соответствуют профессиональным требованиям.

Учителя без высшего образования: крах школьной системы или спасение от кадрового голода?

– Формально, вроде, кадровую проблему сняли, но качество такого «лечения» соответствующее. И сейчас с подачи министра Кравцова у нас появятся такие же «таджики» и в сфере образования, – поделился недоумением депутат.

Вторая проблема, на которую обратил внимание Нилов, – это то, что с 5-го по 11-й класс предметы, как правило, преподают одни и те же учителя. Количество классов, часы нагрузки, число предметов дают выработку и, в конечном счете, зарплату.

– Отобрать у педагогов с высшим образованием львиную долю нагрузки и оставить только старшеклассников – не означает ли сократить их доходы и заинтересованность в работе? Так в попытках облегчить работу более опытным специалистам с помощью молодых педагогов со средним образованием школы могут лишиться первых в угоду вторым. И тогда ЕГЭ вообще теряет шанс быть сданным среднестатистическим школьником – готовить его будет просто некому. С этим мнением я полностью согласен, – подчеркнул Шарафиев.

Депутат Госсовета Татарстана от Партии Роста и глава татарстанского отделения партии Руслан Нигматулин полагает, что эта инициатива не решит кадровую проблему в отрасли образования. Это полумера, которая может использоваться как временная.

Учителя без высшего образования: крах школьной системы или спасение от кадрового голода?

– Не буду сейчас углубляться в вопросы качества подготовки педагогов в колледжах – это поле для дискуссии профессионального сообщества. Наверное, можно, как предлагает министр, разработать такой стандарт для колледжей, чтобы учителя-предметники получали достаточную квалификацию. Например, четырехлетнюю программу обучения в колледжах. По сути, это те же четыре года бакалавриата в вузе, – предположил Нигматулин. – Но причина кадровой проблемы в образовании ведь заключается не в том, что педагогическое образование недоступно. Оно как раз-таки одно из самых недорогих. Причина в том, что выпускники вузов не хотят работать в школе и не идут туда. Нам важно этой проблемой заниматься.

Собеседник согласился с мнением, что проблема решается поднятием статуса учителей, престижа профессии. И тут все достаточно очевидно – заработная плата педагогов (от детских садов до школы) должна быть высокой. Тогда в образовании создастся конкурентная среда, туда будут стремиться лучшие из лучших выпускников и проблемы дефицита кадров вообще не будет.

Первый секретарь татарстанского отделения партии «Коммунисты России» депутат Казгордумы Альфред Валиев в свою очередь заявил, что «это уже даже не смешно». Он напомнил, что лет десять назад по телевизору шла юмористическая передача, где в школу на место учителя русского языка взяли «гастарбайтера».

Учителя без высшего образования: крах школьной системы или спасение от кадрового голода?

– Народ смеялся. Но скоро это может стать реальностью и будет уже не до смеха. Налицо все признаки того, что система образования в стране находится в глубочайшем кризисе. Но самое страшное, что те люди, которые до этого довели, даже не понимают этой проблемы и считают это нормой. Проблема не в том, кем заменить учителей, а в том, почему учителей не хватает. Престиж профессии учителя действительно опустили ниже плинтуса. С одной стороны, учителя колоссально перегружены и погрязли в бумажной бюрократии, а с другой — низкий заработок не соответствует выполняемой социально важной работе учителя – учить и воспитывать наших детей. Потому и упало качество образования, превратившееся в бесплатную услугу, которую можно компенсировать посещением репетитора, в роли которых выступают те же учителя после основной своей работы, чтобы хоть как-то увеличить свой заработок, – заявил Валиев.

Вместо того, чтобы набирать кого попало (а ведь и до этого тоже дойдет, уверен собеседник), нужно увеличить зарплаты учителям, а если на это не хватает средств, тогда нужно уменьшить зарплаты тем, кто выдвигает такие «гениальные идеи».

– В то же время нужно заново возрождать престиж профессии учителя, но это очень комплексный вопрос. Кто это будет делать? Те же самые люди, которые до этого довели? Кадры решают все. Поэтому нужно начинать с министров, иначе образование в стране будет разрушено полностью и, как следствие, в школах будут преподавать «гастарбайтеры», а все профессионалы уйдут в коммерцию – в частные школы. Это бомба замедленного действия. А ведь мы говорим о детях. Дети — наше будущее. Какое будущее нам готовят? – задается риторическим вопросом коммунист.

Положительный опыт уже был, но он забыт

Наши собеседники-политологи менее категорично относятся к самой идее наличия в школах учителей без высшего образования, указывая, что подобная практика была в Советском Союзе и назвать ее неудачной было бы ошибкой. Однако эксперты обращают внимание на несколько иные нюансы.

Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ доктор политических наук Андрей Большаков сразу отверг предположение, что российскую систему образования уничтожают целенаправленно, да ещё и изнутри с помощью контрреформ.

– Ее уничтожала та политика государства, которая лет 20-25 проводилась российским правительством под воздействием стран Запада. Она проводилась в РФ в 90-е годы XX века и до 2014 года нового века. Российское среднее образование пытались полностью разрушить, а оценивалось оно до этого гораздо лучше, чем в странах Запада. ЕГЭ, ОГЭ, нищенское существование и перегруз учителей сделали своё дело. А современных педагогов стали учить писать статьи в «скопусах», вместо того, чтобы готовить их к работе в школах с реальными предметами от математики до истории. В результате советское наследие постепенно ушло, а заменить его нечем, – посетовал эксперт.

Учителя без высшего образования: крах школьной системы или спасение от кадрового голода?

Он указал, что молодые учителя в школе не задерживаются, в обществе учителей открыто считают социальными неудачниками. Молодежь идет в педагогические вузы только с целью получения диплома о высшем образовании. В результате советские учителя состарились или умерли, постсоветские разбежались или дают некачественное образование, а педагогическая молодежь до школ практически не доходит. Поэтому сейчас российское правительство предпринимает отчаянные шаги по ее спасению.

– В школы вернули финансирование и воспитание, пытаются повышать престиж учителя. Но пока часто это делается неумело. Учителя без высшего образования в школе были всегда – это учителя младших классов. Это особый уровень. Здесь практики менять не нужно. А заполнение школ учителями без высшего образования – не лучший выход. Лучше проводить длительную политику по повышению статуса учителя в российском обществе. Публично наказывать учеников за их попытки физически воздействовать на учителей. Увеличивать зарплаты, разгружать учителей. Необходимо выстроить систему стимулов, чтобы молодой учитель вернулся в школу. Ведь вернули астрономию и черчение. Пытаются в корне поменять содержание учебников по истории и обществознанию. Учить детей в средней школе должно быть престижно, – убежден Большаков.

Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев признался, что не вполне понимает реакцию людей на предложение Кравцова.

– В советской системе среднего образования, которая была, конечно, далеко не идеальной (что не мешает многим, поверхностно знакомым с этой системой, восхищаться ею и сегодня), работали выпускники педучилищ, и их было не так уж и мало. Работали они преимущественно в младших классах, но не только. А педучилища – это как раз и есть среднее профессиональное образование. Так что никакого удивления и тем более шока у людей, знакомых с советской средней школой изнутри, быть не должно, – полагает профессор.

По этой теме собеседник решил поделиться собственным воспоминанием.

Учителя без высшего образования: крах школьной системы или спасение от кадрового голода?

– На четвертом или пятом курсе Казанского университета, когда дело шло к распределению, появился один чиновник из тогдашнего республиканского министерства образования, – вспоминает собеседник. – Он высказался в том смысле, что вы, студенты университета, ребята, конечно, хорошие, но выпускники пединститута лучше приспособлены к работе в школе. А выпускники Арского педучилища – еще лучше, потому что сразу могут включиться в учебный процесс (без раскачки, как сказали бы сейчас).

По мнению Сергея Сергеева, в какой-то степени он был прав: у выпускников университета, действительно, был шире кругозор, но адаптация к преподаванию в школе, к учебному процессу, к школьной жизни шла дольше и порой тяжелее.

– Это как новорожденный младенец и вылупившийся утенок: детеныш утки сразу может идти за мамой-уткой, может плавать, а человеческое дитя растет долго и должно многому учиться. Конечно, эта аналогия очень грубая: многие выпускники педучилищ советского времени не ограничивались средним профессиональным образованием и учились дальше очно, заочно, становились нормальными специалистами. Такая возможность – получать высшее образование – сохраняется у выпускников заведений среднего профессионального образования и сегодня. И, думаю, если будет принято решение комплектовать учительский корпус за счет лиц со средним профессиональным образованием, она обязательно должна сохраняться, – заявил Сергеев.


Читайте также: Нужно сплотиться вокруг президента: как в Татарстане отреагировали на заявления Пригожина


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *