Дворы «в розовом цвете»

В Челнах общественники попытались вдохнуть жизнь в обновленные придомовые пространства
В Челнах общественники попытались вдохнуть жизнь в обновленные придомовые
пространства, но вышло как всегда — проект зарегулировали и «засогласовывали».

Программа «Наш двор» способна изменить к лучшему не только планировку, благоустройство и обстановку во дворе, но и саму жизнь жильцов. Если, конечно, они постараются. Момент для этого возникает.

Какой момент? Как во дворе дома 24/06 в Набережных Челнах. Двор огромный, потому что это пятиэтажка на 354 квартиры, которая с трех сторон охватывает огромную территорию. С четвертой стороны вдоль двора тянется девятиэтажный дом 24/08.

В двух домах набирается больше 400 квартир, в которых проживает явно более 1 000 жителей. Все они, так или иначе, «тусуются» в одном дворе. Поэтому жизнь этого двора еще несколько лет назад с вечера до утра была наполнена самым пестрым контингентом. Пьянство на лавочках у подъездов и на детских площадках, выяснения отношений, ссоры, скандалы, драки — полный набор.

В этом году двор благоустроили, а на входах во все подъезды установили видеодомофоны. И двор стих. Видеодомофоны «видят» лавочки, а камеры связаны с полицией. Пьяницы еще не научились «отдыхать» на глазах у стражей порядка, поэтому с лавочек ушли. Но какой-то другой жизнью двор еще не зажил.

Дворы «в розовом цвете»

Это и есть тот момент, когда во двор можно вдохнуть позитивную, содержательную энергию. Трезвую жизнь. Но — было бы кому.

— Проект называется «Как вдохнуть жизнь в благоустроенные дворы?», — рассказывает об очередной своей задумке челнинский общественный активист, руководитель общественных проектов по благоустройству парков и скверов, а теперь и по формированию среды во дворах Роберт Авзалов. — С помощью таких инструментов, как стрит-арт, оформление цветников, организации образовательных и творческих мероприятий силами самих жильцов, наполняем жизнь дворов содержанием. Например, мы взялись за художественное оформление стен помещений трансформаторных подстанций.

Роберт показывает фотографии. Серые, невзрачные кирпичные «будки» во дворах в 32-м и 50-м микрорайонах уже заиграли красками, красивыми рисунками. Совсем другой вид, совсем другое настроение.

Рассказывая о своем проекте, Роберт сказал о простенькой технологии вовлечения жителей в процесс.

— Привлекаем уличных художников, студентов дизайнерских вузов, живущую во дворе молодежь, — пояснил спикер.

Дворы «в розовом цвете»

Должно получаться так. Приходит один профессиональный художник и начинает рисовать. А вместе с ним на отведенном им участке стены кисточками орудуют дети, подростки. Им помогают взрослые жильцы дома. Тут тебе и полезное дело, и мастер-класс, и общение с профессионалами.

Некогда серое кирпичное «чудовище» становится центром позитива, дает заряд жизни. Подростки понимают, что если что-то и разрисовывать, то разрисовывать с пользой, стараться делать это со вкусом. Если усвоят эти простые истины, то портить стены домов и подъездов они не будут.

Оформление цветников под управлением флористов, мастер- классы флористов, профессиональные лектории по развитию коммуникаций между соседями – это еще одна составляющая содержательной жизни. Под часто серым челнинским небом жизнь во дворах заиграет новыми красками. Так получается, так вытекает из слов Авзалова. Хватаю его за язык. Спрашиваю, что на практике — удалось вдохнуть в обновленные дворы новую жизнь?

— Получилось «лишь бы красиво». Трансформаторные подстанции разрисовали, а больше ничего, — обескураживает Роберт. — В прошлом году прошло тестовое оформление подстанций через муниципальное предприятие. Генеральный подрядчик работ по программе «Наш двор». МУП привлек не молодежь двора, а профессиональных художников. Вот и получилось «лишь бы красиво», — объясняет Авзалов.

Дворы «в розовом цвете»

Обращаю его внимание вот на что. Подстанции стоят во дворах. Смотрят на них, живут рядом с ними не сотрудники МУПов. Так почему они, а не, скажем, ТОС, домком, жители решают, что и кем будет нарисовано?

Авзалов объясняет, что плясать приходится «от печки», то есть от средств, от денег. Деньги собирают не жители — их находит исполком города. А раз так, то и начинается: эскизы согласовываются с администрацией, с организацией, обслуживающей трансформаторы. Привлекаются профессиональные художники, работа которых оплачивается. При таком подходе места для детворы, молодежи, общественности вообще не остается.

— Мы проводили опросы общественности о том, как люди относятся к тому, что подстанции будут разрисованы, пытались узнать общественное мнение о том, что должно быть нарисовано, — рассказывает Роберт.

Выяснилось, что мнения в обществе настолько разные, что их лучше не учитывать. Кроме того, вылезли вбитые прошлой жизнью фобии, вроде «дай волю рисовать, так и будут рисовать что угодно и где угодно».

Дворы «в розовом цвете»

И получилось почти по ставшему крылатым изречению «хотели как лучше, а получилось как всегда». Зарегулировали, засогласовывали, а сам проект «кастрировали». Но задумка родилась снизу, это общественная инициатива, а такие инициативы если и реализуются, то всегда с пользой. Подстанции (помимо их производственного назначения) стали дворовыми художественными картинами. Взрослым и детям есть на что посмотреть, кроме пивных бутылок на газонах.

Важно, что проект еще реализуется. Авзалов не теряет настроя привлечь к нему общественность, жителей двора. Для этого и чиновникам, и специалистам ПАД и электросетевой компании стоило бы к делу подойти немного под другим ракурсом. Согласовывайте эскизы, находите деньги, привлекайте профессионалов. Но допустите к оформлению детей, подростков, желающих.

Да, нарисуют, украсят «некачественно», не профессионально, будут «каляки-маляки». Но стены подстанции не рухнут, клумбы не исчезнут. Главное ведь — это новая жизнь, а не только чтоб было красиво. Кстати, и понятие «красиво» здесь относительное. Порой детские рисунки гораздо душевнее шедевров Да Винчи.


Читайте также: «Семьи, браки, разводы, рождаемость – все это не медицинская и даже не социальная проблема»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *