«Если осудят на длительный срок, то лучшие годы моей жизни пройдут в тюрьме»

Суд признал Антона Макарова и Руслана Филина
Суд признал Антона Макарова и Руслана Филина, фигурантов дела о денежных откатах
в 6 миллионов рублей, виновными в мошенничестве. Оба получили срок, но уже
отбыли его, находясь под домашним арестом и в СИЗО.

В Казани Вахитовский районный суд во второй раз вынес приговор по делу об откатах в нефтяном бизнесе республики. Бывшему главному геологу ООО «СНК» Руслану Филину и экс-руководителю проекта ООО «Октябрьское УБР» Антону Макарову выдвинули обвинения по шести эпизодам незаконных вознаграждений: от посредничества до особо крупного коммерческого подкупа. 

Схема откатов

Закрутилось всё ещё весной 2021 года, когда учредитель «ТНГ-Контур» Ирек Нурмехаметов обратился к сотрудникам УЭБ и ПК МВД Татарстана с заявлением о вымогательстве. С его слов, за беспрепятственную приемку работ по скважине №21 представитель заказчика Макаров запросил вознаграждение в 600 тысяч рублей, а еще потребовал исключить из уже составленного акта реально выполненные работы почти на три миллиона рублей. После этого в апреле в ресторане «Аль-Фахир» во время передачи денег был задержан получатель — Антон Макаров. Сам Нурмехаметов отметил, что согласился на данное незаконное требование из-за страха — он переживал за организацию. 

Компания СНК заказывала услуги УБР, а УБР привлекало елабужан из ТНГ. По данным следствия, осенью 2020 года уже на этапе сдачи учредителю объяснили, что надо отдавать по 100 тысяч рублей с каждой скважины, обещая взамен, что проблем с приемкой работ по ним не будет. В течение полугода Нурмехаметов отдавал от 100 тысяч до 2,3 миллиона рублей — всего около шести миллионов рублей. Почти все эти деньги уходили в карман Макарову. 

«Если осудят на длительный срок, то лучшие годы моей жизни пройдут в тюрьме»: Фигуранты по делу о денежных откатах в 6 миллионов в нефтяном бизнесе Татарстана выступили с последним словом

Три первые скважины заказчик принял по заранее оговоренной цене, а вот на последующих трех субподрядчику позволили провести целый комплекс дополнительных работ, вследствие чего возросла и оплата услуг — с пяти до 14 миллионов рублей. Вот только учредителю постоянно напоминали — нужно будет поделиться. 

Также в уголовном деле фигурирует эпизод с переводом Нурмехаметовым 117 тысяч рублей на карту главного геолога СНК Руслана Филина. По версии обвинения, эту сумму геолог запросил за приемку работ по капремонту скважин. 

В ходе расследования опросили свидетелей из разных городов и прослушали аудиозаписи разговоров. Осенью 2022 года районный суд Казани приговорил Макарова к двум годам и 10 месяцам колонии общего режима за мошенничество в особо крупном размере — более 5,3 млн рублей. Второй обвиняемый — Филин получил один год и пять месяцев ограничения свободы за мошенничество с получением 117 тысяч рублей на карту и был освобожден от наказания в связи с его отбытием в период ареста. 

«Если осудят на длительный срок, то лучшие годы моей жизни пройдут в тюрьме»: Фигуранты по делу о денежных откатах в 6 миллионов в нефтяном бизнесе Татарстана выступили с последним словом

Гособвинитель с этим не согласился и подал апелляционную жалобу в Верховный суд Татарстана — слишком мягкое наказание, в приговоре есть ошибка, посчитал он. Судебная коллегия ВС РТ постановила: приговор отменить, дело вернуть на пересмотр в Вахитовский суд в ином составе.   

Снова в суде

И вот в августе 2023 года конвой в очередной раз заводит Макарова в зал суда, на скамье уже сидит Филин, адвокаты. Судья напоминает о возможности произнести последнее слово. Первым выступил экс-руководитель проектов. Макаров был не многословен: он признал вину в мошенничестве в особо крупном размере и попросил прощение.  

— В содеянном раскаиваюсь и приношу извинения свидетелю Нурмехаметову за то, что вводил его в заблуждение, — проговорил он.  

Второй обвиняемый подготовился заранее: в своей речи он объяснил, почему суд должен признать его невиновным, а также отметил свои заслуги. 

 — Я ранее говорил суду, что не имею отношения к делам Макарова, у нас не было никакой группы по предварительному сговору, не было между собой распределенных ролей, — объяснил Филин. 

Также добавил, что познакомился с Макаровым, как и все, в процессе работы и контактировал с ним только по необходимости. Пояснил, что поскольку не относился к руководству СНК, то и влиять на работу и принятие выполненных работ не мог. С его слов, выдвинутое обвинение нелогичное и неверное.  

Далее Филин добавил, что никогда не имел проблем с законом, а на иждивении у него малолетняя дочь и родители-пенсионеры. Мужчина имеет немало грамот, благодарностей и патентов, принимает активное участие в общественной жизни.

— Могу принести пользу обществу и стране, находясь на свободе, а не в изоляции, — сказал бывший главный геолог СНК, попросив справедливого приговора. — Если меня осудят на длительный срок, то лучшие годы моей жизни пройдут в тюрьме. Я не сделал ничего противозаконного, — в завершение произнес Руслан Филин. 

Выслушав обоих, судья назначил перерыв, для вынесения приговора потребовалось четыре часа.  

«Если осудят на длительный срок, то лучшие годы моей жизни пройдут в тюрьме»: Фигуранты по делу о денежных откатах в 6 миллионов в нефтяном бизнесе Татарстана выступили с последним словом

Суд оправдал Макарова по ч.1 ст. 204.1 «Дача взятки должностному лицу» УК РФ из-за отсутствия состава преступления и признал виновным в совершении преступления по ч.4 ст.159 «Мошенничество в особо крупном размере» УК РФ. Экс-руководителя проекта «Октябрьского УБР» приговорили к трем годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима и сразу освободили из-под стражи в зале суда в связи с отбытием наказания.

Оправдал суд и Руслана Филина по двум преступлениям по ст.204 ч. 7 п.п.а,б,г «Вымогательство и получение взятки в крупном размере, совершенные группой лиц по предварительному сговору» УК РФ, по трем преступлениям по ст.204 ч.8 «Получение взятки в крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору» УК РФ из-за отсутствия состава преступления и признал виновным по ч.1 ст.159 «Мошенничество на сумму от 2500 рублей» УК РФ. Ему назначили наказание в виде ограничения свободы в один год пять месяцев и так же отменили, поскольку он его уже отбыл. 

В срок подсудимым зачлось время, проведенное под домашним арестом и в СИЗО.


Читайте также: Каждое третье преступление в Татарстане – дистанционные кражи и мошенничества


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *