Фарид Абдулганиев о e-commerce: Покупать меньше мы не станем, но хотелось бы покупать татарстанское

По состоянию на июль в республике насчитывается 53
По состоянию на июль в республике насчитывается 53,8 тысячи предпринимателей,
которые продают свои товары через маркетплейсы, и потенциал роста электронной
торговли еще не исчерпан. О том, как продавать наклейки с цитатами рэперов на
KazanExpress и как разобраться в 90-страничных договорах оферты с Ozon,
рассказали во время прямого эфира с бизнес-омбудсменом.

По итогам 2022 года количество татарстанских продавцов на маркетплейсах удвоилось и достигло 45 тысяч человек. 4,7 тысячи из них – самозанятые. Об этом во время эфира «Татарстан Онлайн» — о развитии электронной торговли — сообщил уполномоченный при раисе Татарстана по защите прав предпринимателей, помощник раиса Татарстана Фарид Абдулганиев.

– Татарстан по итогам прошлого года, безусловно, сделал серьезный рывок по количеству предпринимателей, которые используют электронную торговлю для реализации своих товаров, – заметил он.

Бизнес-омбудсмен рассказал, что на начало 2022 года количество предпринимателей, использующих электронные каналы торговли, достигло 7% от общего числа, но на конец года показатель превысил 11%. При этом на показатели уже не влияет эффект самоизоляции – цифры говорят о том, что электронная торговля продолжает развиваться.

Фарид Абдулганиев о развитии электронной торговли в Татарстане: Покупать меньше мы не станем. Но хотелось бы покупать татарстанское

Доля татарстанских селлеров в Приволжском федеральном округе за год увеличилась с 22,4 до 27,5%, а в общероссийском масштабе — с 2,5 до 3,3%.

Итоги первого полугодия 2023 года еще более впечатляющие – количество продавцов на маркетплейсах выросло на 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 53,8 тысячи человек. Доля предпринимателей и самозанятых республики, реализующих товары через каналы электронной торговли, от общего числа зарегистрированных ИП и самозанятых достигла 13%.

Развитию электронной торговли способствовала республиканская программа

Спикер подчеркнул, что показатели растут благодаря принятой в 2020 году в республике программе развития электронной торговли. Программа включала в себя перечень мероприятий по обучению предпринимателей, глав районов, самозанятых, а также открытие пунктов выдачи не только в крупных городах, но и в отдаленных районах. За прошлый год количество ПВЗ выросло на 41,5%, число объектов инфраструктуры — на 44,5%, а количество созданных рабочих мест — на 22%.

– Работа по обучению и вовлечению предпринимателей себя многократно окупает. Традиционно Татарстан и торговля – это очень близко, это на генетическом или на историческом уровне. Мы должны это использовать как наше конкурентное преимущество. Тут «выстреливает» и локация — то что мы находимся в центре европейской части России. Приволжский федеральный округ по электронной торговле незначительно уступает Центральному федеральному округу, куда входит столица и Московская область, поэтому у нас есть все предпосылки, чтобы выделить это  в отдельный сегмент, которому по поручению раиса Республики Татарстан уделяется должное внимание, – заметил бизнес-омбудсмен.

Фарид Абдулганиев о развитии электронной торговли в Татарстане: Покупать меньше мы не станем. Но хотелось бы покупать татарстанское

По мнению Абдулганиева, у рынка электронной торговли есть потенциал для дальнейшего роста. Но важно, чтобы на маркетплейсах были представлены не только товары из Китая, но и продукция местных производителей. С этой целью республика старается вовлекать предпринимательское сообщество в работу на электронных площадках.

Но при этом следует помнить – выйти на маркетплейсы не так просто, как кажется.

– При кажущейся простоте конкуренция жесткая, но правила игры знают далеко не все. Разобравшись с правилами игры на маркетплейсе, еще можно сделать то, что мы называем «захватить свою долю на рынке», – заметил спикер.

Татарстану еще есть к чему стремиться – в республике процент от общего объема торговли по каналам e-commerce составляет 13%. В мире этот показатель превышает 20%, а в среднем по России – 12,5%. У Татарстана есть все шансы достигнуть общемировых тенденций, уверен Абдулганиев. По данным аналитического агентства Data Insight, на протяжении нескольких последующих лет рост электронной торговли будет достигать 20-30%.

— Представьте на мгновение, что мы затормозим этот процесс в Республике Татарстан. Покупать меньше мы не станем. Но хотелось бы покупать татарстанское, — сказал бизнес-омбудсмен.

«Маркетплейс – это дорогой бизнес»

Потенциал рынка видит и генеральный директор одного из самых быстрорастущих маркетплейсов KazanExpress Линар Хуснуллин. Маркетплейс работает в 120 городах России, кроме Дальнего Востока, Москвы и Санкт-Петербурга. Хуснуллин сообщил, что в 2019-2020 годах у маркетплейса было больше заказов, чем у его основных конкурентов. Конкурентные преимущества, которые есть у маркетплейса в виде быстрой доставки и низких цен, нужно было масштабировать на всю страну.

– Но так как маркетплейс – это очень дорогой бизнес, нужны склады и большие инвестиции, а последние несколько лет из-за того, что у нас были международные инвесторы, которые в России больше не работают, были не самые сладкие времена. Но мы справились, вышли из этой ситуации только сильнее и сейчас смотрим с позитивом вперед, – вспомнил спикер.

Фарид Абдулганиев о развитии электронной торговли в Татарстане: Покупать меньше мы не станем. Но хотелось бы покупать татарстанское

Планы гендиректор KazanExpress оценивает позитивно – компания хочет выйти на рынок Москвы и Санкт-Петербурга и открыть новый склад. По словам Хуснуллина, до 2022 года продажи на маркетплейсе росли в среднем на 600% в год, в 2022 году выросли лишь на 230%, но эти темпы все равно выше, чем у конкурентов.

Хуснуллин также вспомнил, что для того, чтобы выйти в прибыль, маркетплейсу понадобилось два года. Это вызвано тем, что бизнес требует больших инвестиций в инфраструктуру и медленно окупается. Лишь в последние два года бизнес стал приносить чистый доход, и теперь компания планирует открытие еще нескольких тысяч пунктов выдачи.

О мошенниках и стикерах с цитатами рэперов

Отвечая на вопрос участника прямого эфира, Хуснуллин подчеркнул, что продавать на KazanExpress можно только товары собственного производства.

– Перепродавать товары нельзя, это закон, – подчеркнул спикер.

Успешно продаваться на маркетплейсе может что угодно. Например, Хуснуллина удивили многомиллионные продажи стикеров со словами из песен молодых рэп-исполнителей.

– Люди просто печатают в типографии наклейки для ноутбука, телефона или машины. Такие наклейки с фразами популярных у молодежи звезд наши партнеры продают на миллионы рублей. Себестоимость наклейки очень низкая, а продают ее за сто рублей. На чем только люди не зарабатывают с точки зрения продавцов! – поделился гендиректор KazanExpress.

Фарид Абдулганиев о развитии электронной торговли в Татарстане: Покупать меньше мы не станем. Но хотелось бы покупать татарстанское

Прозвучал вопрос о том, как не нарваться на мошенников, которые обещают научить быстрому заработку на маркетплейсах. Хуснуллин согласился, что одним из самых популярных способов мошенничества стала СМС-рассылка о поиске сотрудников на крупнейшие маркетплейсы, причем предлагают космические суммы в качестве зарплаты. Далее жертве приходит ссылка на оплату курса обучения, которая оказывается фишинговой.

– Нужно использовать только официальные каналы, убеждаться, что вы переписываетесь с самой компанией – проверить имейл, сайт и домен. Минимальные требования безопасности. Очень часто шарлатаны, так называемые инфоцыгане, которые сами ничего не заработали, сидят и думают: «Чем я буду заниматься? Давай-ка я буду учить людей, как продавать товары». И начинают за это брать большие деньги, обещают обеспечить продажи или поделиться уникальной методикой. Но золотых гор не бывает, честные деньги зарабатываются сложно. Нужно много работать, изучать, повышать свое образование, получать маркетинговые знания. Не верьте, если вам предлагают легкие деньги. Если бы это было так легко, то зачем тогда им вы нужны? Этот вопрос всегда нужно себе задавать, – предупредил основатель маркетплейса.

Фарид Абдулганиев о развитии электронной торговли в Татарстане: Покупать меньше мы не станем. Но хотелось бы покупать татарстанское

Следующие вопросы, которые стоит задать себе, прежде чем отдавать кому-то свои деньги: какая у него репутация? Чего он добился? И если он богатый и успешный, зачем он учит других людей, создавая себе конкурентов?

Обучением работе на маркетплейсах профессионально занимается центр электронной торговли (ЦЭТ) «Маркетплейс. Легко». При организации действует экспертный совет, куда входят представители игроков рынка. Среди них Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СДЭК, Avito, eBay, dpd, Почта России, AliExpress, Boxberry и другие представители рынка. При этом предпринимателям из Татарстана ЦЭТ оказывает услуги на безвозмездной основе.

Проблемы предпринимателей и обучающие марафоны

Исполнительный директор ЦЭТ Инесса Яруллина вспомнила, с чего начиналась деятельность организации. На встрече раиса Татарстана Рустама Минниханова с предпринимательским сообществом один из бизнесменов пожаловался, что на маркетплейсы сложно выходить неподготовленному человеку. Договор оферты с Ozon занимал 90 страниц – без помощи юристов в документах невозможно было разобраться. Так появился Центр электронной торговли, где предприниматели смогли получить консультативную и образовательную поддержку.

После начала работать ЦЭТ — специалисты стали разбираться, что мешает предпринимателям начать продажи. Оказалось, что многие снимали свой товар на камеру смартфона.

— Да, свой товар можно красиво снять и на телефон, но все-таки в интернете нужно постараться вызвать некую эмоцию у покупателя, чтобы он захотел купить этот товар. На базе Центра электронной торговли мы создали продакшен-студию, куда предприниматели могут приехать и отфотографировать свой товар. В рамках оказания услуг мы делаем бесплатные карточки товара, — рассказала Яруллина.

Фарид Абдулганиев о развитии электронной торговли в Татарстане: Покупать меньше мы не станем. Но хотелось бы покупать татарстанское

В 2022 году в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» ЦЭТ совместно с центром «Мой бизнес» провел четыре обучающих форума-марафона под названием «Маркетплейс. От идеи до продажи». В мероприятии приняли участие более 1 700 человек, более 1 200 начали продажи на маркетплейсах. Обучение представляло собой видеоуроки и подробный конспект, который участник марафона получал в Telegram.

Помимо выхода на площадки центр провел обучение на должность «менеджер маркетплейсов». По словам Абдулганиева, 100% обученных трудоустроились.

Однако с увеличением продавцов на маркетплейсах увеличилась и конкуренция – теперь попасть в топ уже не так просто, как раньше. По этой причине ЦЭТ разработал программу по продвижению продукции на электронных площадках. В рамках марафона участники познакомятся с личным кабинетом продавца, узнают, как составить карточку товара, освоят рекламные инструменты, SEO-оптимизацию, а также научатся, как разработать стратегию продвижения на основе анализа конкурентов. Обучение стартует 14 августа, подать заявку можно через платформу «МСП.РФ».

Во время эфира у спикера поинтересовались, предусмотрены ли какие-то преференции для предпринимателей и самозанятых из Татарстана. Яруллина напомнила– для жителей республики услуги ЦЭТ бесплатны. Аналогичные услуги на коммерческом рынке стоят от 5 тысяч за создание личного кабинета и до 100 тысяч за проведение по всем этапам до старта продаж.

Яруллина анонсировала проведение марафонов в городах Татарстана помимо столицы, их список обещали сообщить позднее.

Фарид Абдулганиев о развитии электронной торговли в Татарстане: Покупать меньше мы не станем. Но хотелось бы покупать татарстанское

Во время встречи упомянули бондовую зону, которую весной этого года запустили на территории склада «Почты России» в Лаишевском районе. Бондовые склады – площадки внутри страны, где импортный товар можно хранить до трех лет под таможенным контролем, но без растаможивания, уплаты НДС, акцизов и таможенных пошлин, без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения до приобретения покупателем. Подробно об этом проекте мы рассказывали в одном из наших материалов.

В настоящий момент бондовую зону используют в экспериментальном режиме, и уже сейчас всплывают некоторые «баги» такого механизма.

— Процесс [отладки] будет еще долгий, но то, что она появилась, — это большой плюс, — заметил Абдулганиев. 


Читайте также: «Есть запрос – мы должны реагировать»: как изменился рынок доставки еды Казани


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *