«Есть запрос – мы должны реагировать»: как изменился рынок доставки еды Казани

Каких-то пять лет назад доставка блюд из ресторанов и продуктов из магазинов развивалась только в крупных городах. Сегодня для многих это привычная часть жизни. Рассуждаем вместе с экспертами
Каких-то пять лет назад доставка блюд из ресторанов и продуктов из магазинов
развивалась только в крупных городах. Сегодня для многих это привычная часть
жизни. Рассуждаем вместе с экспертами, какой путь развития прошел рынок доставки
готовых блюд и продуктов в Казани и куда он движется сейчас.

До пандемийного года, который стал драйвером роста онлайн-услуг, по оценкам аналитиков Nielsen, 42% россиян раз в месяц и чаще пользовались доставкой еды, а 80% прибегали к ней хотя бы раз в жизни, вспомнил CEO Broniboy Александр Авдеев. В Казани, по словам участников местного рынка общепита, цифры были схожи с общероссийскими. И в целом ситуация с доставкой еды выглядела так же, как и в других городах России: рынок уверенно рос в основном за счет двух крупных сервисов. 

– В 2019 году еду в Казани доставляли преимущественно «Яндекс.Еда» и Delivery Club: на них приходилось около 90% всех заказов. Остальное распределялось между собственными сервисами заведений — в основном сетей фастфуда. Потенциальный конкурент «большой двойки», локальный сервис Restoratti, умер еще в 2016 году. Также часть заказов с 2018 года выполнял сервис iGooods, но он занимался исключительно продуктами из гипермаркетов. А с конца 2019 года ему конкуренцию составлял «СберМаркет». И были игроки с широким профилем, не привязанные к продуктам и еде: например, Dostavista, готовая привезти что угодно, – рассказал Авдеев.

«Есть запрос – мы должны реагировать»: Как изменился рынок доставки еды Казани

Он добавил, что ежедневно в будни сервисы доставки развозили 5 000 заказов, а в выходные – в 2 раза больше и что эти объемы почти равномерно делились между «Яндекс.Еда» и Delivery Club. А в целом на Казань приходилось около 2-3% всех онлайн-заказов еды в России.

Эксперт считает, что портрет потребителя доставки еды в Казани не отличался от других российских городов: это люди 20-35 лет, которые стремятся экономить свое время. В основном они заказывали пиццу, роллы и бургеры, но интересовались также домашней едой, итальянской, грузинской, греческой и китайской кухнями.

Пандемия: новые игроки и новые сервисы

Самоизоляция, ограничения на работу разных учреждений, страх людей за свое здоровье и соответствующие меры предосторожности повлекли за собой стремительный подъем онлайн-услуг в 2020 году, напомнил Авдеев. В марте, когда был пик неопределенности и ограничений, рынок доставки продуктов и товаров первой необходимости по всей России вырос в 20 раз, в Казани — в 18 раз.

– Его общая динамика везде была примерно одинаковой: сначала ажиотажный спрос, курьеры не справлялись с заказами, компании были вынуждены расширять штат. Потом, летом, по мере снятия ограничений доставка стала менее востребована, однако она все еще оставалась «в тренде». И после летних отпусков число заказов снова стало расти, – рассуждал эксперт.

У «Сбермаркета» за 2020 год аудитория в Казани увеличилась и заказов стало в 8,5 раза больше, хотя средний чек упал, что было ожидаемо для кризисного времени. Также сервис расширил список партнеров: стал работать с METRO, «Лентой», «Бахетле». А у iGooods, по внутренним оценкам компании, за 2020 год в три-четыре раза вырос оборот, а аудитория – в три раза: во время самоизоляции каждый день регистрировалось 200 новых пользователей сервиса. К зиме эта цифра упала до пяти-семи человек в день. С учетом того, что ни у кого не было понимания, когда закончится пандемия, как долго будут вводиться новые ограничения, сможет ли бизнес — в том числе ретейл и фастфуд — спокойно работать, рынок доставки был вынужден развиваться. Оказалось, что на нем очень много свободного места, поэтому стали появляться новые игроки.

Осенью 2020 года в Казань зашел «Самокат», который раньше работал только в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. В первый месяц жители воспользовались им 40 тысяч раз. Особенность этого сервиса — доставка за 15-30 минут. Скорость достигается за счет того, что «Самокат» работает с дарксторами, а не классическими магазинами: этим он выделялся среди уже привычных для Казани «Яндекс.Еды» и Delivery Club. Потому вместе с «Самокатом» в Казани стало расти количество дарксторов: магазинов с холодильниками и без торговых залов для покупателей. 

«Есть запрос – мы должны реагировать»: Как изменился рынок доставки еды Казани

Таким образом, в 2020 году в Казани собралось уже пять крупных игроков рынка доставки еды и продуктов: «Яндекс.Еда», Delivery Club, «Самокат», «Сбермаркет» и iGooods. Первые два сервиса продолжили лидировать в работе с ресторанами и кафе, остальные фокусировались на продуктах. У iGooods в 2020 году было 10% заказов из гипермаркетов, а распределение заказов у остальных участников рынка неизвестно. В 2021 году к этому списку присоединился и Broniboy.

Время экспресс-доставки

Одним из трендов пандемийного времени в Казани стала экспресс-доставка. Авдеев напомнил, что в апреле 2021 года появилась «Яндекс.Лавка». Если «Самокат» возил еду за 15-30 минут, то «Лавка» еще сильнее сократила время ожидания — до 10-15 минут. А следом, в мае 2021 года, X5 Retail Group запустила экспресс-доставку из магазинов сети — «Пятерочка» и «Перекресток» —  и ближайших кафе с ресторанами: через собственный сервис «Около».

В III квартале 2021 года экспресс-доставку в Казани запустил «ВкусВилл». К концу года сервис выполнил более 282 тысяч заказов и поставил новый суточный рекорд: 1 571 заказ. На онлайн пришлась половина товарооборота сети.

Экспресс-доставка, по оценкам самих участников рынка, в Казани очень востребована – у «Самоката» за январь-май 2021 года продажи выросли на 33%. В целом же по итогам 2021 года Татарстан (в исследованиях не выделяют Казань: только регионы) занял 3-е место после Москвы с Московской областью и Санкт-Петербурга с Ленинградской областью по количеству заказов онлайн-доставки продуктов.

«Есть запрос – мы должны реагировать»: Как изменился рынок доставки еды Казани

По мнению Авдеева, глобально сегодняшний рынок доставки еды и продуктов в Казани ничем не отличается от общероссийского или, например, от рынка Москвы. Сейчас в Казани активно присутствуют все федеральные игроки, а также стали развиваться многие местные компании, которые делают фокус в первую очередь на блюда национальной кухни. 

– При этом и федеральные сервисы стремятся больше взаимодействовать с местными производителями: в «Яндекс.Лавке» таких продавцов – около половины от общего количества. Упор на свое, локальное – один из трендов доставки еды в Татарстане в целом, – подчеркнул эксперт.

Другой тренд, который выделяют игроки рынка, – ускорение доставки: и не только в Казани, но и в регионах. Даже после снятия пандемийных ограничений спрос на экспресс-услугу не упал. У «ВкусВилла» количество заказов по этой модели в феврале 2023 года оказалось в 4,8 раза больше, чем в феврале 2022 года: 2 809 заказов против 585. При этом вырос средний чек, несмотря на кризисное время. Общий же объем онлайн-заказов у «ВкусВилла» в Казани за год вырос в три раза.

Доставка из дарк-китчен — фаворит офисных работников

Авдеев выделил еще один казанский тренд – дарк китчен. Здесь развиваются в основном местные проекты, и у них большой спрос: годовой оборот лидеров отрасли может доходить до сотен миллионов рублей. Заказывают из дарк китчен жители Казани преимущественно японскую или итальянскую кухню: роллы и пиццу. Доставка из дарк китчен очень популярна у офисных сотрудников: от них, по словам эксперта, поступает каждый второй заказ. Другая половина клиентов – работающие из дома мужчины и женщины с детьми, которым некогда готовить. 

Заказы из дарк китчен идут в основном через агрегаторов, а также через супермаркеты (полка с готовой едой). Свои каналы онлайн-продаж у многих игроков в этой нише есть, но они развиты слабо, поэтому и трафик через них маленький. 

Крупные федеральные игроки видят в казанском рынке доставки большой потенциал, уверен эксперт, — это подтверждают новые проекты с их стороны. Под конец 2022 года в Казани появилась круглосуточная доставка продуктов и готовой еды – через «Яндекс.Маркет». Заказы развозят курьеры «Лавки» и водители «Яндекс Go» из дарксторов. Ассортимент и условия доставки такие же, как днем.

Казань — город с еще не выработанным ресурсом

Аналитики BusinesStat считают, что столичный рынок доставки еды и продуктов «созрел», поэтому сейчас темпы роста в регионах будут выше, чем в Москве. Там еще есть потенциал к развитию, есть свободное место — даже несмотря на то, что федеральные игроки дошли практически до каждого крупного города России. 

– Для Казани это тоже актуально — здесь в ближайшее время продолжится активный рост рынка доставки, потолок пока не достигнут, до него очень далеко. Казань – город-миллионник с огромным не выработанным ресурсом, и мы ожидаем у него темпы развития рынка доставки выше общероссийских, – поделился Авдеев.

Эксперт не исключает, что на рынке еще появятся новые игроки: место для них есть. Существующие продолжат расширять штат, хотя уже сейчас видно, что курьеров очень много: улицы Казани буквально пестрят яркими цветами – оранжевым, желтым, зеленым, розовым.

Авдеев не исключил, что и сами магазины и рестораны будут стремиться к другим моделям доставки, помимо сотрудничества с агрегаторами. Последнему способствует то, что вопреки тренду на доставку через единые платформы жители Казани все еще предпочитают заказывать напрямую из любимых мест. Хотя молодое цифровизованное поколение, активно двигающее все аспекты жизни в сторону ускорения, предпочитает экономить время, поэтому его выбор – агрегаторы.

«Есть запрос – мы должны реагировать»: Как изменился рынок доставки еды Казани

Существующие в Казани сервисы доставки могут в ближайшее время расширить спектр услуг, считает эксперт, что уже сделал «Сбермаркет». Те, кто раньше фокусировался только на условных продуктах, начнут заключать партнерства с ресторанами, непродовольственными магазинами. К этому подталкивает и потребность аудитории в доставке всего, как минимум в сегменте постоянного использования, и сложная экономическая ситуация, когда бизнес особенно заинтересован в увеличении прибыли. Расширение перечня партнеров — это потенциальное расширение аудитории, а с ней появится и рост продаж.

– Если резюмировать, общая динамика рынка доставки еды и продуктов в Казани такая же, как в других крупных городах России. Последние три года здесь появляется больше крупных федеральных игроков и локальных сервисов, растет спрос на услугу, повышается ее проникновение. И в ближайшей перспективе картина останется прежней: темпы роста рынка будут выше среднего, потому еще есть куда расти, а существующие сервисы будут стремиться покрыть еще больше запросов потребителей и расширять свои предложения, – заключил эксперт.

Рынок занимают дарксторы

В пресс-службе «ВкусВилла» так же заметили тренд на развитие дарксторов – их в Татарстане у магазина два. Дарксторы, в которых собираются онлайн-заказы, позволяют размещать и хранить в идеальных условиях десятки тысяч необходимых товаров. Поэтому и ассортимент в них значительно шире, чем в физических магазинах.

– В то время как площадь обычных магазинов «ВкусВилл» в среднем составляет около 200 квадратных метров, то площадь дарксторов — от 800 до 2 000 квадратных метро. На сегодняшний день в «темных магазинах» представлено более 13 000 товаров, включая дополнительный ассортимент сервисов (кафе, мясные и рыбные витрины, «ВкусВилл Айс»), товары от популярных брендов и товары партнеров. Среднее время сборки заказа — шесть минут, – заметили специалисты пресс-службы.

«Есть запрос – мы должны реагировать»: Как изменился рынок доставки еды Казани

Если сравнивать год к году два периода, июль 2022 года и июль 2023 года, то во «ВкусВилле» в Татарстане наблюдается рост числа заказов в день на 53%. В 2022 году ежедневно курьеры доставляли около 1 397 заказов жителям Татарстана, а в 2023 году в этом же периоде уже 2 138 заказов. Интересно, что в этом регионе самым популярным днем для онлайн-заказов стала среда. 

– С 2020 года в компании действует проект «Региональная полка», направленный на развитие базы местных производителей для прямых поставок в торговые точки и формирование отдельного ассортимента для региональных магазинов. В частности, региональная полка работает и в Татарстане. Поэтапно работа с региональным поставщиком происходит по такой схеме: поверхностный аудит, тесты продукта, лабораторные исследования, очный аудит производства. Цель «ВкусВилла» в работе с производителем – помочь наладить все процессы и выстроить долгосрочное сотрудничество, – рассказали в пресс-службе.

Татарстан был первым регионом, в котором запустили «Полку». Из продуктов там представлены чак-чак, манты, джиганатх и другие блюда национальной кухни.

Упор на локальность

В пресс-службе «Яндекс Маркета» нам рассказали, что для покупателей из Казани важно находить в доставке знакомые и любимые продукты, поэтому на региональных рынках они всегда фокусируются на продукции локальных поставщиков. Доля товаров локальных производителей на Маркете 15 достигает 80%. Для казанских поставщиков сотрудничество с сервисом — это возможность наладить новый стабильный и эффективный канал сбыта. 

«Есть запрос – мы должны реагировать»: Как изменился рынок доставки еды Казани

Быстрее других растет сегмент готовой еды. На готовые блюда приходится больше 20% оборота от всех продаж на Маркете 15 в стране. Большую долю готовой еды из ассортимента сервиса выпускают локальные производители в разных регионах России.

– Проникновение e-com в регионах, особенно в таких больших городах, как Казань, стабильно растет. Выбирая, где заказать продукты, покупатели все чаще отдают предпочтение сервисам экспресс-доставки. Развитая сеть дарксторов (небольших складов) в Казани помогает нам привозить заказы от 10 минут, – заметили в пресс-службе «Яндекс Маркета». 

Люди ценят экономию времени и комфорт

Руководитель маркетинга «Пятерочка Доставка» Денис Нуждин сообщил, что количество ежемесячных заказов еды из магазинов сети выросло в четыре раза за последний год. Это доказывает стабильный рост востребованности сервиса в Татарстане. Количество уникальных пользователей с момента запуска сервиса в 2020 году увеличилось в 52 раза.

По словам специалиста, наибольшую долю пользователей в Казани занимают взрослые в возрасте 30–40 лет, семьи с детьми и люди в возрасте 41–58 лет.

– Принципиально рынок доставки в Казани схож с другими регионами. Однако небольшие различия все же есть: местные пользователи более лояльны, активнее откликаются на акции и предложения, – поделился Нуждин.

Доставка продуктов для многих стала важной составляющей комфорта, потому что она экономит время на походы в магазин, избавляет от необходимости нести тяжелые пакеты, добавил эксперт. Привыкая к удобству, люди не готовы отказываться от него, например, на даче. Еще одним драйвером спроса становится экономия денег. 

– Это несомненный тренд в потребительском поведении последнего времени – люди ищут возможности купить выгоднее. Например, мы предлагаем покупателям дополнительные промокоды, оптимизируем скорость доставки, – сказал Нуждин.

Рестораны подстраиваются под любителей доставки

Генеральный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана Галина Шарафутдинова подтвердила, что тенденция на рост рынка доставки блюд из ресторанов продолжится. По прогнозам Ассоциации, спрос на доставку останется устойчивым еще ближайшие пять лет.  

– Это было вызвано тем, что люди экономят время и не все могут посетить кафе и рестораны. Кому-то проще заказать завтрак, обед или ужин непосредственно домой, – сообщила собеседница.  

По мнению Шарафутдиновой, тренд на развитие дарк китчен и дарксторов так же будет продолжаться – она не видит предпосылок к сокращению рынка.  

Рестораны все чаще стали разрабатывать возможность доставки. Некоторые предприятия не продавали блюда на вынос, потому что до того, как заказ доедет до гостя, он потеряет «товарный» вид. Но гости, лояльные заведению, хотели бы заказывать любимые блюда домой. И рестораны начинают создавать меню, при котором блюдо доедет до гостя в первоначальном виде.

«Есть запрос – мы должны реагировать»: Как изменился рынок доставки еды Казани

– Наша главная задача – это удовлетворение запросов потребителей. Есть запрос – мы должны реагировать. Некоторые рестораны не занимаются ни японской, ни итальянской кухней, которая очень популярна в доставке, но, тем не менее, вводят в меню  доставки популярные блюда этой кухни, – добавила она. 

Шарафутдинова не считает, что казанский рынок доставки отличается чем-то особенным или задает тренды. Тот же тренд на доставку блюд здорового питания, где есть пакетные предложения на неделю или на месяц, Казань переняла у Москвы и Санкт-Петербурга. 

– Наша индустрия в этом плане не является пионером, но зато мы качественные последователи. У рынка доставки в Казани есть дальнейший потенциал к росту. Сегодня популярны дарк китчен, появляются помещения без зала для гостей, где формируют меню и готовят профессиональные повара. И они работают только на доставку. Этот бизнес на стадии развития и будет наращивать свое присутствие на рынке, – сказала эксперт.

Развитие рынка определит покупательная способность клиентов

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов  сомневается, что на рынок будут заходить новые игроки, потому что вложения в бизнес доставки еды окупаются очень медленно, в среднем пять-шесть лет. Этими услугами пользуются люди со средним достатком, поэтому развитие рынка будет зависеть от покупательной способности населения.

– Потенциал есть, сюда подключаются и маркетплейсы, к примеру, KazanExpress food. Поэтому рынок доставки в Казани будет зависеть от целевой аудитории – людей, чье время стоит дорого, большая часть из них айтишники и люди, которые работают удаленно, – заметил собеседник.

Немаловажен и «психологический» фактор, ведь людям важно потрогать и увидеть вещь перед покупкой, особенно когда дело касается овощей и фруктов.


Читайте также: В правительстве Татарстана придумали способ, как завлечь инвесторов в пустующие промпарки


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *