Алкоголь запрещен, наркотики – нет: Татарстан запустит исламский банкинг, но в законе есть нюансы

С 1 сентября в четырех регионах России
С 1 сентября в четырех регионах России, включая РТ, начнется эксперимент по
обкатке финансовых технологий по канонам шариата. Несмотря на то, что эту идею
одобрил Владимир Путин, в соответствующем законе есть «шероховатости», которые
нужно исправить, и на это есть только два года.

С 1 сентября в четырех регионах России – Татарстан, Башкортостан, Дагестан и Чечня — начнется эксперимент по внедрению технологий исламского банкинга. Соответствующий законопроект разработали в Госдуме с участием татарстанских парламентариев, и его уже подписал президент страны Владимир Путин. Его действие продлится два года, до 1 сентября 2025-го. Нюансы финансовой системы по канонам шариата обсудили в Академии наук Татарстана накануне на конференции, организованной Татарским центром академической науки.

Президент Академии наук Татарстана Рифкат Минниханов заявил, что исламский банкинг – это глобальный инструмент, который работает более чем в 130 странах мира. По мнению спикера, это поможет привлечь в страну больше иностранных инвестиций. Эксперимент нужен еще и потому, что «ожидания не всегда совпадают с реальностью».

– Республика с исламскими странами развивает отношения с 2008 года, – отметил Минниханов.

Алкоголь запрещен, наркотики – нет: Татарстан запустит исламский банкинг, но в законе есть нюансы

По его мнению, одна из основных проблем – это недостаток информации о возможностях и инструментах исламского банкинга, а также сложности с организацией соответствующего обучения, хотя некоторые проекты в этой сфере уже работают. Спикер считает, что надо повышать осведомленность населения о преимуществах исламских финансов.

– Необходимо также развивать соответствующую законодательную базу, которая будет регулировать исламские финансы. Нужно разработать соответствующую систему налогообложения, и без государства у нас тут ничего не получается, — говорит Минниханов.

Он напомнил, что исламской ипотеке мешала невозможность использовать материнский капитал, но в рамках эксперимента это станет возможно.

– Мы считаем, что есть такие сферы деятельности, которые непривлекательны для банков. Это связано частично с сельским хозяйством, малым и средним бизнесом. Но сегодня на этом рынке появляются технологии исламских финансов, – отметил он.

Глава Академии наук РТ подчеркнул, что самое главное – это социальное измерение вопросов исламских финансов. Это направление стремится к включению в эту систему всего населения, а не только крупных игроков.

– Эти инструменты предлагают инновационные решения для борьбы с бедностью и социальным неравенством, инструменты благотворительности, – сказал спикер. – Это может быть особенно актуально для нашей страны. К сожалению, социальное неравенство у нас существует. Мы должны с этим жить. В исламском мире, я считаю, это решается намного проще.

Минниханов поделился мнением, что через несколько лет работа с такими финансовыми инструментами выйдет на тот уровень, «о котором мы даже не мечтали». Это вдвойне важно в нынешних условиях, учитывая СВО и появление цифрового рубля.

Закон разрабатывался тяжело

Депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов, который участвовал в разработке законопроекта об эксперименте, напомнил, что еще 14 лет на KazanSummit поднимал этот вопрос. Он рассказал, как представитель Банка России на тот момент разгромил эту идею и заявил, что регулятор будет выступать категорически против. Однако спустя годы, после многочисленных обсуждений и обращения к Путину, удалось создать рабочую группу и начать обсуждать такую перспективу.

Алкоголь запрещен, наркотики – нет: Татарстан запустит исламский банкинг, но в законе есть нюансы

По его словам, принятие закона об исламском банкинге в России является результатом компромисса.

– Закон подписан президентом и 1 сентября вступит в силу, – напомнил депутат. – Очень тяжело шел закон. Наша цель была сделать закон прямого действия. Мы очень долго работали, согласовывали, отдельно стоял вопрос об эксперименте. То, что сейчас происходит, открывает большие возможности.

По его словам, еще на этапе второго чтения удалось внедрить норму об исламской ипотеке и в перспективе предстоит внести изменения в Федеральный закон о банковской деятельности и Гражданский кодекс России. По его мнению, внедрение нового инструмента позволит влиться в финансовые потоки исламских стран. Пока в Казани действует первый офис Сбербанка, который работает по правилам шариата. Причем результаты работы этого отделения ясно показывают, что у людей есть большой спрос.

Фаррахов отметил, что за последующие два года предстоит доказать, что этот механизм востребован. По итогам эксперимента придется либо прекратить его, либо рекомендовать новые законодательные совершенствования.

– Впереди, наверное, встанет вопрос внесения изменений в Гражданский кодекс. Мы должны подготовить конкретный отчет для того, чтобы исламский банкинг со всеми преимуществами заработал в России, – сказал парламентарий.

Недостатки законопроекта 

Доцент кафедры гражданского права КФУ, руководитель международной школы исламского бизнеса, экономики и права Ильсур Салихов отметил, что Татарстану неспроста досталась эта привилегия — у него уже есть хорошая база.

– Мы должны понимать, что РТ выгодно отличает развитая инфраструктура исламского бизнеса, который показывает серьезную динамику и большой запрос, – отметил спикер. – Нужно сделать бизнес более простым и понятным для наших предпринимателей-мусульман, в России. У них есть реальный запрос на соответствующую инфраструктуру. Это те самые люди, которые сегодня ждут этих инструментов.

По мнению Салихова, это эпохальное событие, мощный рывок. Однако он обратил внимание, что в законе о проведении этого эксперимента есть «шероховатости».

– Сам документ получился как результат многочисленных компромиссов, это выстраданный документ. За этот период мы должны посвятить себя тому, чтобы нивелировать существующие шероховатости, – отметил Салихов. – Нам не удалось избежать подмены понятий. Мы смущенно называем этот банкинг «партнерским». Я понимаю, что использовать слово «исламский» просто было бы нереально.

По его словам, те компании, которые будут выбраны, не могут вести бизнес, связанный с оружием, алкоголем. Но невозможно охватить законом все те ограничения, которые предусмотрены шариатом.

– Допустим, порнография и наркотики не вошли в этот список, – обратил внимание спикер, также добавив, что в законе нет ни одной ссылки на шариат. – Формальное, буквальное толкование позволяет осуществлять эту деятельность.

Алкоголь запрещен, наркотики – нет: Татарстан запустит исламский банкинг, но в законе есть нюансы

Кроме того, одна из ключевых проблем – нужно исключить «монетизацию» ислама. По словам Салихова, когда бизнес пытается стать исламским, он сразу думает о дополнительной наценке.

– Но исламская экономика совсем не про это, а больше про социальную ответственность, – сказал спикер.

Также он посетовал, что из закона выпало понятие шариатского аудита и экспертизы, подчеркнув, что если не будет инструментов и технологий контроля, то говорить о развитии невозможно.

Дорожная карта на два года

Исполнительный директор Татарского центра содействия развитию академической науки Ринат Сабирзянов отметил, что Россия нуждается в новых инструментах экономического развития и одним из них может стать исламский банкинг.

– Он поможет России влиться в финансовые потоки исламских стран, увеличить вливания в экономику и в конечном итоге повысит благосостояние граждан, – сказал спикер. – Но это возможно, только если внедрение исламского банкинга будет сопровождаться внесением изменений в законодательстве.

Замминистра экономики Татарстана Юлай Минуллин рассказал, что сейчас начинается работа в части подготовки дорожной карты на два года, чтобы республика доказала, что закон востребованный, что получены высокие результаты, чтобы закон вступил в силу на территории всей РФ.

– Предстоит большая работа. Мы открыты ко всем участникам и экспертам, чтобы они прорабатывали все проблемы и дискуссионные моменты, чтобы вырабатывать правильные решения, – отметил Минуллин. 


Читайте также: «Кредит – это хорошо, но есть социальные проекты»: предприниматели РТ попросили улучшить меры поддержки


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *