«Мы становимся свидетелями оживления Волги»: как в Татарстане возрождают речные пассажирские перевозки

В республике стартовали первые регулярные межрегиональные рейсы из Казани в Ульяновск
В республике стартовали первые регулярные межрегиональные рейсы из Казани в
Ульяновск, новоиспеченная компания «Флот Республики Татарстан» закупает новые
суда и модернизирует инфраструктуру, а пассажиропоток на речном транспорте вырос
на 95 процентов — эти и другие вопросы обсудили на пресс-конференции о развитии
водного транспорта в акватории рек Волга и Кама.

Региональные речные перевозки стали горячей темой обсуждения для правительства республики – после совещания Госдумы России по вопросам речного судоходства президент страны Владимир Путин дал ряд поручений, направленных на возрождение межрегионального речного сообщения. Татарстан находится на пересечении трех больших рек – Волга, Вятка и Кама, поэтому для республики эти задачи особенно актуальны.

Межрегиональные рейсы Казань — Ульяновск станут регулярными

Министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов напомнил, что в республике насчитывается более 1 057 километров речных путей, есть около 10 социальных рейсов и туристических маршрутов. Работу по перевозке пассажиров ведут три компании – АО «Татфлот», «Производственное объединение нерудных материалов «Набережные Челны» и недавно созданная компания АО «Флот Республики Татарстан». 

Ханифов сообщил, что 18 августа состоялся первый экскурсионный рейс в Ульяновск с 50 пассажирами из Казани. Раис Татарстана Рустам Минниханов и губернатор Ульяновской области Алексей Русских достигли совместных договоренностей о субсидировании поездок на водном транспорте. Регулярные рейсы по туристическому маршруту запустят 25 августа. Глава Миндортранса подчеркнул, что старт этого проекта стал большим шагом в развитии межрегиональных перевозок, – ранее, в 2022 году, такие рейсы действовали между Казанью и Чебоксарами.

– С пятницы, с легкой руки, я думаю, мы будем этот пробный маршрут ставить на постоянную основу, – сообщил Ханифов.

«Мы становимся свидетелями оживления Волги»: Как в Татарстане возрождают речные пассажирские перевозки

На субсидирование межрегиональных речных рейсов потребуется 30 миллионов рублей дотаций – сумму равномерно разделят между двумя регионами.

— Только ульяновский наш рейс потребует примерно 30 млн дотаций на год, на следующий год, который мы разделим пополам, паритетно с Ульяновской областью, и будем дотировать по крайней мере первый год, пока будет нарабатываться пассажиропоток, – рассказал он.

Упомянул спикер и о дальнейших планах министерства. Всего республика выделила два миллиарда рублей на развитие речного транспорта. На них закупили два «Метеора» стоимостью 1,1 миллиарда рублей – «Михаил Девятаев» и «Муса Джалиль». Также республика закупила два судна ледового класса А-217 вместимостью 176 пассажиров — они могут ходить по битому льду толщиной до 30 сантиметров.

– Навигацию со следующего года, в 2024 году, попробуем запустить пораньше, возможно, на социальных рейсах. Сегодня они пока работают на коммерческой основе, – сказал Ханифов.

Кроме того, Татарстан работает над реализацией федеральной программы «Великий Волжский путь», в рамках которой появятся межрегиональные маршруты по Волге от Астрахани до Ярославля. Здесь Миндортранс разрабатывает туристические маршруты вверх по Каме. Ханифов подчеркнул – помимо речной инфраструктуры развивается дорожный и железнодорожный транспорт. 

– Пассажир вправе выбирать, каким образом добраться до точки назначения. Но все-таки река имеет свои особенности: она притягивает людей, здесь можно и отдохнуть, и насладиться природой наших рек, это совсем другой эффект от того, когда ты едешь это же время по железной дороге или в автобусе, – заметил спикер.

Речной транспорт Татарстана провозит почти 500 тысяч пассажиров ежегодно

Миндортранс продолжает мониторить ситуацию по восстановлению пассажиропотока. Большой интерес проявляют руководители других регионов. Ханифов напомнил о подписанном соглашении о развитии речных перевозок между пятью поволжскими регионами – Татарстаном, Ульяновской и Самарской областями, Чувашской Республикой и Марий Эл. Очередную встречу по организации речного сообщения с представителями Миндортранса, на этот раз Удмуртской Республики, проведут 2 сентября. 

«Мы становимся свидетелями оживления Волги»: Как в Татарстане возрождают речные пассажирские перевозки

В заключение своего доклада Ханифов сообщил, что пассажиропоток на речном транспорте в республике вырос на 95%. 

— Наша задача была довести количество пассажиров до 330 тысяч в год. Мы на сегодня имеем до 500 тысяч, до полумиллиона пассажиров. Направление это пока идет положительно. И мы увеличили пассажиропоток по сравнению с прошлым годом на эту дату на 95%. Это очень неплохая цифра. Почти удвоение пассажиров, — рассказал он.

Ханифов добавил, что с учетом работы, которая проводится в республике по строительству судов и обновлению инфраструктуры, развитию туристической отрасли и созданию региональной компании «Флот Республики Татарстан», цели в 500 тысяч пассажиров в год удастся достигнуть.

«Флот РТ» займется развитием пассажироперевозок

Напомним, что ранее за пассажирские перевозки на речном транспорте отвечал «Татфлот», но после многочисленных жалоб татарстанцев и гостей республики пассажирские перевозки решили доверить другому татарстанскому оператору. В 2023 году эти полномочия перешли АО «Флот РТ», которое и займется развитием этого направления. Все суда, бывшие во владении «Татфлота», так же перейдут на баланс новой компании. 

«Флот Республики Татарстан» планирует провести не менее девяти рейсов между Казанью и Ульяновском – до 10 сентября они будут действовать по пятницам, субботам и воскресеньям, сообщил генеральный директор компании Роман Лизалин. Дальнейшее расписание составят исходя из того, какой спрос покажут грядущие две недели.

– Планируем эту работу на регулярной основе, у нас будут регулярные рейсы на наших новых «Метеорах». Они очень подходят для дальних расстояний, потому что очень комфортные. Это направление для нас является одним из приоритетных, – подчеркнул Лизалин. 

«Мы становимся свидетелями оживления Волги»: Как в Татарстане возрождают речные пассажирские перевозки

Но основным направлением компании будут социальные перевозки. Помимо модернизации инфраструктуры компания планирует расширить парк новых судов. Благодаря поддержке республики только за 2023 год «Флот РТ» приобрел четыре новых судна. 

Еще одно направление компании – развитие туризма. Эту задачу поделили на две составляющие: внутренний туризм для жителей республики и внешний туризм. Внутренний туризм, по мнению Лизалина, обладает большим потенциалом – он востребован.

– Одно из водоизмещающих судов сегодня стоит на регулярных маршрутах Казань — Свияжск, мы получаем положительные отзывы от наших гостей. В то же время мы проводим работу над ошибками, которые уже сейчас появляются. Обратная связь очень важна, и мы будем стараться прислушиваться к каждому мнению и реализовать это на практике, – сказал Лизалин.

Для реализации целей внешнего туризма «Флот РТ» планирует реконструировать судно – теплоход проекта 305. На нем будут проводить межрегиональные круизы, которых еще не было в Татарстане из-за отсутствия единого оператора. 

Количество туристов, прибывающих по реке, выросло втрое

Руководство республики вкладывает средства в строительство новых судов и обновление инфраструктуры. Это сказывается на количестве туристов, которые воспользовались речными перевозками в татарстанских туристических центрах. За семь месяцев 2023 года рост посещаемости туристических центров произошел на 15-18% по сравнению с предыдущим годом – такие данные озвучил председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов. 

Однако гораздо любопытнее динамика по количеству туристов, прибывающих в Татарстан речным транспортом: их в этом году стало втрое больше. Глава Госкомитета ведомства добавил, что ниша речных перевозок только начала заполняться, так как общее число туристов, прибывающих в республику по реке, небольшое.

– Абсолютные цифры небольшие. Да, произошел трехкратный рост, но количество людей даже не составляет сотни тысяч. В Татарстан в прошлом году прибыло 3,9 миллиона человек, в этом году мы перешагнем за цифру в 4 миллиона, но доставка туристов по воде имеет еще очень большую емкость, – заметил Иванов.

Спикер сообщил, что на рынок речных перевозок пришли частные игроки, что благоприятно сказалось на спросе, так как туристам и жителям Казани можно выбрать удобное время и место отправления. 

«Мы становимся свидетелями оживления Волги»: Как в Татарстане возрождают речные пассажирские перевозки

– Есть теплоходы, которые обслуживаются и эксплуатируются туристическими компаниями, — у них есть отправления от речного порта и центра семьи «Казан». И жителям, и гостям республики гораздо удобнее этим пользоваться благодаря разному расписанию, – рассказал он.

Глава госкомитета Татарстана по туризму возлагает надежды на развитие компании «Флот РТ», потому что она закупает новые современные суда, которые позволяют не только покрывать внутренние потребности республики, но и выстраивать межрегиональные маршруты. 

Он также поделился впечатлениями от поездки на рейсе Казань – Свияжск, прошедшей 18 августа. 

– Это отдельное путешествие, когда мы видим реку, берега, просторы. Очень надеемся, что количество судов будет расти и сеть межрегиональных маршрутов увеличится, – сказал Иванов.

Спикер уверен, что новый туристический продукт будет востребован, – в прошлом году из Чебоксар в Казань ходили аналогичные рейсы на судне «Валдай» вместимостью 45 человек. По словам Иванова, весь прошлый сезон и в этом году оно ходит практически со стопроцентной загрузкой. 

Еще одна тенденция – туроператоры начали формировать туристические пакеты, включающие в себя межрегиональные поездки. 

– Жители Чувашии приезжают в Татарстан, проводят в Казани одну или две ночи и возвращаются обратно в Чебоксары. То же самое для жителей Татарстана, – пояснил спикер.

Субсидирование таких маршрутов, по словам Иванова, не считается расходной частью бюджета, поскольку регион таким образом получает туристов, которые снимают гостиницы, питаются в местных ресторанах, посещают музеи и покупают сувениры. Таким образом, экономический эффект перекрывает расходы региона на дотации.

«Мы становимся свидетелями оживления Волги»: Как в Татарстане возрождают речные пассажирские перевозки

Новой страницей в истории татарстанского туризма станет старт программы «Великий Волжский путь» – она позволит жителям всей страны приезжать в любой из приволжских регионов и путешествовать между ними на скоростном водном транспорте. 

– Мы становимся свидетелями оживления Волги, вовлечения в полноценный туристический оборот, в полноценную жизнь не только для транспортных и круизных судов, но и для людей, живущих на нашей территории, – резюмировал Иванов. 

Речные перевозки могут стимулировать товарооборот между странами

Заместитель министра промышленности и торговли Татарстана Герман Лернер рассказал о развитии международного транспортного коридора «Север — Юг», который призван обеспечить сообщение между Россией и странами Каспийского бассейна через Иран. Реализация этого проекта позволит увеличить товарооборот со странами, задействованными в проекте, развить межрегиональную кооперацию промышленных предприятий в целях совместного производства и организовать поставки продукции, вошедшей в список критического импорта.

Спикер напомнил, что национальный проект «Международная кооперация и экспорт» ставит задачу нарастить несырьевой и неэнергетический экспорт на 70% к 2030 году. Для этого Татарстан активно взаимодействует со странами прикаспийского бассейна – Ираном, Азербайджаном, Туркменистаном, Казахстаном. 

– Участие в данном проекте поспособствует увеличению экспорта продукции татарстанских предприятий, товарооборота со странами Каспийского бассейна и третьими странами. Мы загрузим логистические центры, расположенные в Республике Татарстан, будем развивать межрегиональную кооперацию промышленных предприятий в целях совместного производства экспортоориентированной продукции, организацию поставок продукции списка критического импорта через страны Каспийского бассейна, а также судоходство по рекам Волга и Кама, – подчеркнул Лернер.

«Мы становимся свидетелями оживления Волги»: Как в Татарстане возрождают речные пассажирские перевозки

Ханифов добавил, что за последние два года в Татарстане произошло удвоение объема грузоперевозок – до 2021 года в республике возили около 70 миллионов тонн груза в год, включая автомобильные и железнодорожные перевозки, а в настоящее время эта цифра достигла 126-130 миллионов тонн. 

– Конечно, это большая нагрузка на автодороги, этот вопрос решается строительством крупных федеральных проектов – М-12  и М-7, но в то же время мы видим, с какими большими трудностями реализуется поток по железной дороге. В Нижнекамске мы подошли к порогу в 16 миллионов тонн груза. Разумеется, емкость и возможности не безграничны, и тут как раз речные перевозки сыграют свою роль, перспективы очень большие, – рассуждал глава Миндортранса.

Он добавил, что речные перевозки всегда считались самым дешевым способом транспортировки груза. Он дешевле железнодорожного на 25%.

«Мы становимся свидетелями оживления Волги»: Как в Татарстане возрождают речные пассажирские перевозки

Отвечая на вопрос журналиста, когда ждать реновацию казанского речного порта, Ханифов обратил внимание, что первоочередная задача Миндортранса – сохранение плавсостава, безопасная организация пассажирских перевозок, ремонт дебаркадеров и причалов. Обустройство городского причала – задача номер два, однако нужно дождаться, когда все движимое и недвижимое имущество «Татфлота» перейдет на баланс компании «Флот РТ». А произойдет это не раньше следующего года.


Читайте также: «Кто быстро среагировал на ситуацию, захватил много ниш»: в Казани обсудили инвестиции и проблемы промышленников


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *