«Это как сдавать экзамен по алгебре, не зная, что дважды два — четыре»: из ЕГЭ убрали Пушкина и Лермонтова?

Из демоверсии кодификатора ЕГЭ по литературе убрали великих русских классиков. Педагоги в шоке. Филологи возмущены. Выпускники не понимают
Из демоверсии кодификатора ЕГЭ по литературе убрали великих русских классиков.
Педагоги в шоке. Филологи возмущены. Выпускники не понимают, как теперь быть.
Вместе с экспертами разбираемся, почему так получилось.

На днях в сфере образования произошёл чуть ли не самый настоящий скандал — из списка книг по подготовке к ЕГЭ по литературе убрали Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Фонвизина, Грибоедова и Жуковского. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал демоверсию экзамена в 2024 году, в которой не оказалось авторов «Мертвых душ» и «Капитанской дочки». Зато появились новые имена, причем зарубежные, например, Умберто Эко, Джордж Оруэлл, Франц Кафка, Чарльз Диккенс, Джером Сэлинджер, Эрнест Хемингуэй и другие. Никто не спорит, что это великие имена, но на фоне всеобщей патриотизации «отмена» Александра Сергеевича и других вызвала недовольство.  

Диверсия против русской культуры 

Естественно, все попросили объяснений. В Рособрнадзоре заявили, что ЕГЭ охватывает пласт литературы, который школьники изучают в 10-11-х классах. То, что изучали ранее, в том числе и Пушкина с Лермонтовым, сдали в ходе ОГЭ. Однако такое объяснение не удовлетворило педагогов, так как далеко не все сдают литературу в 9-м классе. Кроме того, во многих вузах проводят внутренние испытания — список литературы там совпадает со старым кодификатором ЕГЭ. То, что убрали некоторых классиков, может привести к еще большей нагрузке выпускника. 

Всполошились не только преподаватели, но даже Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Так, орган направил запрос министру просвещения Сергею Кравцову с просьбой разобраться, почему из перечня книг убрали отечественных классиков. 

«Под красивыми лозунгами о патриотичности и любви к культуре эту культуру давят с самоуверенной улыбкой»

«Прошу вас…направить в адрес комитета разъяснения о формировании списка литературы по программе подготовки к ЕГЭ», — говорится в запросе. 

Директор ФИПИ Оксана Решетникова вслед за Рособрнадзором попыталась объяснить ситуацию. 

— Документы, которые были опубликованы в пятницу, публикуются традиционно в конце августа для общественно-профессионального обсуждения. Они не носят статус утвержденных. Они не говорят, что будет так и никак иначе. На обсуждение мы рассчитывали, но обсуждение началось с эмоционального всплеска, — сказала она. 

Однако педагогов и филологов беспокоит не то, как дети будут сдавать экзамен, а факт того, что из списка пропали настолько великие поэты и писатели, те, без которых невозможно представить русскую литературу. 

— Это как сдавать экзамен по алгебре, не зная, что дважды два — четыре, — привел пример доцент СПбГУ Николай Карпов. — Для них, видимо, это нормально. Считаю, что это не только вопиющая некомпетентность и непрофессионализм, но самая настоящая диверсия против русской культуры. 

Виктория Алексеева, эксперт по ЕГЭ и создатель курсов по подготовке к экзаменам по литературе, так же недовольна изменениями. 

— Очень мало кто сдавал и ОГЭ, и ЕГЭ. ОГЭ многие сдавали именно как подготовку к ЕГЭ. Этого теперь делать не надо, мотивации сдавать ЕГЭ нет. Так как проверяется лишний материал, зачем учить лишнее? Большинство сдающих ЕГЭ впервые прочитали «Слово о полку Игореве» и «Песнь про купца…» именно в 11-м классе, как и очень многие другие тексты. Теперь это читать не надо. Да, для сопоставления пригодится. Но что же это за уродство — читать великое, чтобы можно было материал сопоставить! — отметила эксперт. — Большинство читает, чтобы сдать. А там уж и понравиться может, и привлечь, и увлечь. Сейчас этого не будет. 

По словам Алексеевой, теперь школьники не будут читать по своей воле. 

— Идеалисты в белом пальто, которые могут кричать: как это «читать ради сдать», очень далеки от современных учеников, — подчеркнула она.

Эксперт ЕГЭ также считает, что проблема не в подготовке, так как преподавателям стало даже проще. 

— Проблема в другом: мы уходим от нашей культуры, вокруг все направлено на унификацию, снижение критичности и творческого подхода, развития нравственности. Да, «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» воспитывают, развивают, лечат. Сто процентов. Я не карась-идеалист, я практик с очень большим опытом. Под красивыми лозунгами о патриотичности и любви к культуре эту культуру давят с самоуверенной улыбкой, показывая логичность принятых решений. Я понимаю эту логику, и очень больно на сердце, — подытожила Виктория Алексеева. 

«Под красивыми лозунгами о патриотичности и любви к культуре эту культуру давят с самоуверенной улыбкой»

Анастасия Каледа, тоже эксперт ЕГЭ, солидарна с коллегой. 

— Существует ФГОС, на который и ориентируются в ФИПИ. И там есть изучение зарубежной литературы, которая все в большем объёме появляется на ЕГЭ. И вроде бы здорово, что ученики читают зарубежных классиков, но получилось так, что это происходит ценой исключения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, — прокомментировала она. 

Цена ошибки стала выше 

А что же делать в итоге ученикам? Читать или не читать? Каледа уверена, что читать нужно. 

— Произведения исключенных из кодификатора ЕГЭ авторов читать все равно придется — в заданиях на сопоставление номер 5 и 10 и в большом сочинении нрмер 11 есть вопросы по ним. Например, в задании номер 5 новой демоверсии ученику надо привести произведение, где представлен образ купца и сравнить его с Диким из «Грозы» Островского. Конечно же, сразу нужно вспомнить поэму Лермонтова. Но в кодификаторе «Песни о купце Калашникове нет». Можно, конечно, вспомнить купца из «Войны и мира», но это второстепенный персонаж, он не всплывает в памяти первым. То есть если ученик хочет написать эти задания, ему надо знать тексты классиков XIX века даже при их отсутствии в кодификаторе, — пояснила эксперт.

«Под красивыми лозунгами о патриотичности и любви к культуре эту культуру давят с самоуверенной улыбкой»

То же самое касается и лирики. Составители ЕГЭ прямо требуют обратиться к поэзии первой половины XIX века (как раз исключенные Пушкин, Лермонтов). Без знания этих стихотворений выпускник не сможет ответить на вопрос. 

«Под красивыми лозунгами о патриотичности и любви к культуре эту культуру давят с самоуверенной улыбкой»

— Фактически получается, что ученики должны знать два кодификатора — для ОГЭ и для ЕГЭ, — акцентировала Каледа. 

Виктория Алексеева заметила, что усложнили и задания: убрали одно тестовое задание, ужесточили критерии по орфографии, пунктуации и грамматике в большом сочинении, грамматика теперь будет проверяться во всех работах, за сочинения 4 и 9 можно получить максимум четыре балла, а не шесть. 

— Как сказала моя коллега, «в критериях по проверке закрутили гайки: знают, где дети больше всего ошибок делают», — подметила спикер. 

— Шесть тестовых вопросов, пять сочинений. В 2023 году первичных баллов было 53, теперь 48. То есть цена ошибки еще выше, стобалльников и 90+ в этом году будет сильно меньше — это факт. Мне видится прямая связь с тем, что количество бюджетных мест сокращается, — предположила Алексеева. 

Тем временем в академических кругах начались разговоры, что в ФИПИ все же пересмотрят столь опрометчивое решение. Как бы там ни было, остается надеяться, что будущие поколения сохранят в себе память о великих русских классиках. 


Автор материала: Ралина Гараева


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *