«Цены регулируются хаотично и непонятно»: казанцы пожаловались на дорогое такси, но не перестали им пользоваться

По словам пользователей соцсетей
По словам пользователей соцсетей, цена за километр в часы пик доходит до 50
рублей. Водители, впрочем, не заметили падения спроса, да и зарабатывать от
этого удорожания больше не стали. Разбирались вместе с игроками рынка, почему
поездки резко подорожали и почему люди не перестанут пользоваться услугами
такси.

Казанцы пожаловались на рост цен на такси – в соцсетях стали часто появляться комментарии о завышенных тарифах в «Яндекс.Такси». В июне KazanFirst рассказывал, что стоимость может вырасти из-за вступления в силу нового закона о такси, согласно которому водители должны иметь разрешение на работу, справку об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории В, справку об отсутствии судимости и договор с агрегатором. Кроме того, водители должны проходить медицинское освидетельствование перед выходом в рейс. 

Водители не заметили оттока спроса

По словам собеседников KazanFirst, рост цен связан прежде всего с удорожанием автомобилей и их обслуживания. Водители такси рассказали, что тарифы устанавливают агрегаторы и минимальный тариф не включает в себя расходы перевозчика. 

– Цена на поездку формируется по принципу рынка: пока едут за 500 рублей, будет цена 500 рублей. Как только пассажиропоток падает, соответственно, падает цена, – пояснил водитель такси Марат Ахметзянов. 

Формирование цен полностью отдано агрегаторам — сейчас этим занимается Служба заказа легкового такси. По словам таксиста, схема формирования цены очень хитрая: фактически один пассажир платит за другого пассажира в «повышенном спросе», когда пассажир едет без «повышенного спроса».

– А система регулирует, чтобы водитель много не заработал, распределяя выгодные заказы и невыгодные. Делая так, чтобы средний заработок водителей был чуть выше среднего по городу, – пояснил Ахметзянов.

Он также добавил, что рост цен на поездки не отражается на заработках водителей. Все скидки и бонусы, предоставляемые сервисом заказа такси, компенсируются за счет перевозчика. Так, к примеру, пользователи «Яндекс.Плюс» получают бонусы за поездку в размере 10%. Комиссия сервиса составляет 19-27%, а комиссия от таксопарка — 2%. Таким образом, до 50% стоимости поездки не доходят до водителя.

— Пассажир видит высокую цену, но это не значит, что водитель получит все эти деньги. До 50% может быть комиссия и бонусы, которые не дойдут до водителя, – пояснил таксист.

«Цены регулируются очень хаотично и непонятно»: казанцы пожаловались на дорогое такси, но не перестали им пользоваться

Он также сообщил, что в сфере перевозок произошел отток водителей. Иностранным гражданам становится невыгодно работать с текущим курсом доллара, а повышение зарплат персональным водителям заставляет таксистов менять место работы. 

– Аренда автомобилей выросла, а на рынок заходит китайский автопром, на который не поставить газовое оборудование. К примеру, аренда китайского автомобиля стоит от 2 700 рублей, плюс топливо 2 000. На старые «Солярисы» аренда от 2 000 рублей, при том, что технически они будут в плачевном состоянии. До начала СВО аренда нового «Соляриса» была от 1 200 рублей, – рассказал Ахметзянов.

Несмотря на дороговизну поездок, таксисты не заметили оттока клиентов из-за высоких цен. По словам собеседников KazanFirst, люди не стали пользоваться услугами реже, однако работать стало менее выгодно из-за удорожания автомобилей и их обслуживания. Кроме того, влияние оказал принятый закон о такси, который упоминался выше.

– Цены регулируются очень хаотично, и непонятно, от чего именно такое ценообразование. Люди не стали меньше пользоваться такси, – сообщил водитель «Яндекс.Такси» Артем Иванов.

В сезон и цены выше

Автомобилист рассказал, что агрегатор заблокировал некоторых водителей из-за отсутствия лицензии на осуществление пассажирских перевозок. Однако большинства таксистов это не коснулось, так как приложение блокировало отдельных пользователей. Также некоторым водителям снизили приоритет — после каждого выполненного заказа наступает невидимая блокировка и новые заказы не приходят в течение 10-20 минут. 

– На заработок влияет лишь сезонность этой профессии. Лето – самое прибыльное время года, зима – наоборот, – рассказал Иванов. 

KazanFirst направил запрос в пресс-службу Яндекс.Go, где перечислили причины роста повышения цен в сентябре. На это влияет начавшийся учебный год, окончание отпускного летнего сезона, а также и погодные условия — например, во время дождя желающих уехать на такси может быть значительно больше, чем свободных машин, и это отражается на стоимости. 

«Чтобы привлечь на линию больше водителей, в сервисе периодически действует повышающий коэффициент. Это временная мера, которая позволяет уехать на такси тем, кому это нужно срочно», – пояснили в пресс-службе сервиса. 

«Цены регулируются очень хаотично и непонятно»: казанцы пожаловались на дорогое такси, но не перестали им пользоваться

Как рассказали представители Яндекс.Go, помимо обычных факторов, из-за которых появляется повышающий коэффициент (таких, как плохая погода или час пик), в последние месяцы появились и новые. Во-первых, это драматический рост цен на автомобили и их обслуживание. Во-вторых, нехватка водителей, которые переходят на другие, более прибыльные работы. В-третьих, возросшие требования к таксистам, которые предъявляет новый закон о такси: по данным Яндекс.Go, часть водителей еще в процессе получения необходимых документов и подготовки к нововведениям. Влияние на повышенный спрос оказывают и перекрытия дорог в городе. 

KazanFirst провел опрос в соцсетях, попросив подписчиков рассказать, заставил ли рост цен реже пользоваться услугами такси. 30% ответили, что смирились с высокими ценами, ведь за удобство приходится платить. 52% стали тщательнее задумываться об оправданности трат на такси, 6% ответили, что знают дешевые сервисы, а 12% вообще не пользуются услугами агрегаторов.

В комментариях читатели рассказали, что, помимо монополиста «Яндекса», существуют более дешевые службы вызова такси, такие как «Максим», TUDA и «Поехали». Однако дождаться машины в них не так-то просто, а в часы пик и вовсе невозможно. 

«Быстрее пешком дойдете», – написал комментарий пользователь под ником  Suhamor.

Такси продолжит дорожать, но альтернатива есть

Руководитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов привел еще несколько факторов в пользу удорожания поездок в такси. В первую очередь это курс доллара, так как от него напрямую зависят все процессы, связанные с автомобилями. К этому добавилось еще повышение сбора за утилизацию. И все эти факторы, по словам эксперта, ложатся на плечи конечного потребителя. 

Еще один фактор связан с новым законом – теперь водители не могут работать в общественном транспорте больше 12 часов. Это тоже сказывается на стоимости, ведь если раньше водители работали сутками, то сейчас они, отработав 12 часов, должны идти отдыхать. Это приводит к уменьшению машин на линии и, следовательно, к увеличению спроса. 

Золотов считает, что цена на поездки в такси не была бы такой высокой, если бы агрегаторы контролировал муниципалитет, а не бизнес. У такси нет фиксированного тарифа – цена за поездку зависит от загруженности дорог, погоды и района. Также агрегатор забирает большой процент дохода водителя в качестве комиссии. Люди, которые пытаются работать с агрегатором, не могут заработать денег, потому что порядка половины агрегатор забирает себе. 

– Агрегатором должен быть муниципалитет каждого региона, они должны управлять этим общественным транспортом, – сказал эксперт. 

Золотов подчеркнул: если общественный транспорт априори не может быть прибыльным, то такси — это альтернатива. Люди, которые хотят добраться до нужного пункта быстрее, должны быть готовы заплатить больше, ведь они платят за свой комфорт. Многие люди привыкли пользоваться такси, так как это удобнее, чем содержать собственный автомобиль, который сложно припарковать в центре города и дорого обслуживать. Кроме того, на такси можно быстрее вырваться из пробок, ведь для них есть поблажка – автобусные полосы, которыми они могут пользоваться, сокращая время в пути. 

«Цены регулируются очень хаотично и непонятно»: казанцы пожаловались на дорогое такси, но не перестали им пользоваться

– Но из-за того, что цены выросли, появилось большое количество нелегалов, которые работают как когда-то «бомбилы». Они стоят на автовокзалах, железнодорожных вокзалах и аэропортах и предлагают свои услуги в разы дешевле за фиксированную ставку. Если человек может в течение 10 секунд понять, сколько ему нужно платить, то эти нелегалы называют конкретную цену, за которую готовы отвезти человека. Плюс никто не берет во внимание такую услугу, как трансфер, когда частные компании предлагают свои автомобили для того, чтобы отвозить людей от точки А в точку Б. Также появляются приложения, где сами пассажиры могут указать место, куда им нужно доехать, и стоимость поездки. А водители просматривают заказы и берут их, если их устраивает цена. Никто не контролирует этих людей и не проверяет у них лицензию, – рассуждает Золотов.

Рост цен на поездки эксперт считает закономерным, ведь проезд в общественном транспорте тоже дорожает. То же самое с такси: если будет повышение, например, в 10 раз, тогда люди схватятся за голову и спрос упадет. Но когда это идет системно и небольшими суммами и каждая поездка будет обходиться на 20 рублей дороже, пассажиры не будут этого ощущать, считает собеседник.

– Но со временем цена вырастет еще на 20 рублей. И через один-два года, поездка будет стоить не 200 рублей, а 300-350. За это время люди забудут старую цену и привыкнут к тому, что есть, – сказал автомобилист.

Золотов уверен, что спрос на такси не упадет, потому что машин стало меньше и востребованность их услуг, наоборот, должна вырасти. Водители собирают заказы от таксистов и таксопарков, которые работали нелегально и потеряли доступ к агрегаторам. 

– Если бы сам парк увеличился и самих водителей стало больше, то предложение бы увеличилось. Люди не обращают на это внимание и думают, что если выросла цена, то выросла и стоимость услуг. Но это вовсе не так, – сказал эксперт. 

«Такси — это не социальный проект» 

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов также заметил, что молодые люди предпочитают такси или каршеринг покупке автомобиля.

– Это удобно – в центре нет бесплатных парковок, не нужно искать место, где ставить машину, ее не нужно обслуживать, – перечислил собеседник.

По мнению Галямова, услуги нелегальных таксистов не будут пользоваться спросом. Люди уже отвыкли голосовать на дорогах в ожидании, что кто-то из водителей остановится. К тому же в перевозках преобладает фактор доверия – опасно садиться к кому-то в машину, не зная, куда тебя могут увезти, особенно когда пассажир — молодая девушка или ребенок. 

«Цены регулируются очень хаотично и непонятно»: казанцы пожаловались на дорогое такси, но не перестали им пользоваться

– Я не сяду к нелегальному перевозчику потому, что он может завысить заранее оговоренную цену, заехать куда-то по пути или взять еще пассажиров, – поделился мнением эксперт.

Галямов уверен, что такси не может стоить дешево, потому что это не общественный транспорт и не социальный проект. Клиентов у перевозчиков меньше не станет, поскольку люди привыкли к удобству и комфорту. 


Читайте также: Цена за такси в РТ в августе выросла на 10 процентов


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *