подконтрольных организаций начало неумолимо расти, заметили в Госкомитете
Татарстана по тарифам. Больше всего злоупотреблений нашли в части переплат за
оказанные услуги организаций.
Надзорную деятельность в 2023 году определило продление моратория на плановые проверки, который ввели в 2022 году. В этом году Госкомитет проводил только внеплановые проверки на основании поступающих материалов из прокуратуры Татарстана и обращений граждан.
Какие нарушения рассматривал Госкомитет?
Предварительные итоги подвел зампредседателя Госкомитета Татарстана по тарифам Сергей Павлов. Он напомнил, что основанием для проведения внеплановых проверок становятся индикаторы риска. Обновленные индикаторы утвердили в сентябре – они включили в себя показатели инвестиционных программ, существенное изменение статей затрат. Еще один индикатор – случай, когда на 2025 год предприятие подаст заявку, в которой увеличит или уменьшит рост тарифа более чем на 50%. Павлов заметил, что прежние индикаторы были более строгими, сейчас они направлены на отслеживание финансовых результатов предприятий.
Всего в 2023 году провели восемь внеплановых проверок. Но, несмотря на разъяснительную работу, Госкомитет выявляет предприятия, которые осуществляют деятельность без тарифов. В 2023 году по результатам внеплановых проверок выявили два таких предприятия – «Зеленодольский ВКС» и «Эконом Строй Плюс».
С момента ввода моратория на проведение проверок количество рассмотренных административных дел и вынесенных штрафов, а также сумма этих штрафов сократились с 2021 года в пять раз. Красноречива и динамика профилактических мероприятий – за последние три года их провели больше 500. Профилактические визиты отличаются от проверок тем, что контролеры проводят разъяснительные беседы в регулируемых предприятиях и разъясняют, как избежать нарушений.
Большинство нарушений связано с невыполнением стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности. Так, по словам Павлова, ряд мусорных полигонов, на которых хранят ТКО, представили тарифные заявки с заниженными объемами оказанных услуг при сохранении расходов на прежнем уровне. Это ведет к увеличению тарифа.
– Наша реакция на такие действия была серьезной: все полигоны, допустившие подобные нарушения, были оштрафованы, – заявил спикер.
Отдельно Павлов остановился на нарушениях в сфере технического присоединения. Он напомнил, что с 2022 года Госкомитет устанавливает тарифы на подключение самостоятельно, если организация не обращается с соответствующей заявкой. Согласно мониторингу технологическое соединение производится во всех муниципальных районах, а это значит, что оно осуществляется либо бесплатно, либо по незаконным ставкам. Предприятия, которые применяют свои расчеты, выявляют постоянно. Так, в Арском районе ООО «Водоканал сервис» взимало плату исходя из количества проживающих в индивидуальных домах, что приводит к занижению или увеличению платы за подключение.
Госкомитет Татарстана по тарифам взаимодействует с органами прокуратуры. За девять месяцев 2023 года ведомство направило семь материалов для применения мер прокурорского реагирования (ООО «Нижнекамская ТЭЦ», АО «Татэнерго», АО «Нурлатские тепловые сети», ООО «МБО ЖХ И Б» и три материала – на УК «ПЖКХ») и вынесло пять постановлений по результатам рассмотрения административных дел, возбужденных прокуратурой. ООО УК «Солнечный город», ООО «Газтеплоавтоматика», ООО «Интеграция» работали без установленных тарифов.
Рассказал Павлов и о делах, возбужденных на основании обращений граждан. Большинство из них – в отношении УК «ПЖКХ» по факту выставления начислений за неоказанные услуги. Так, регоператор взимал плату с жителей населенных пунктов, в которых не было даже дорог и подъездных путей, чтобы устанавливать там контейнерные площадки.
– Эти населенные пункты не включались в территориальную схему вывоза коммунальных отходов. Мы пришли к выводу, что подобные действия регионального оператора необходимо трактовать как нарушение порядка ценообразования, – сообщил спикер и добавил, что арбитражные суды, несмотря на позицию Госкомитета, встают на сторону регионального оператора.
Организации необоснованно повышают тарифы
Начальник управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России Алексей Матюхин рассказал об основных проблемах ведомства в 2023 году и задачах на 2024-й. Прокуратура проанализировала тарифное регулирование более 20 предприятий в сфере ЖКХ и выявила необоснованные затраты. В итоге формирования тарифной компании на 2023 год исключили необоснованные затраты на 490 миллионов рублей.
В 2024 году ведомство планирует провести проверку инвестиционных программ – их с ресурсоснабжающими организациями заключили 45. В 2022 году выявили более 4 тысяч бесхозных объектов, за год их количество сократили до 200.
– На будущий год также будем проводить работу по проверкам тарифов, законности и установлению затрат, достоверности понесенных, также будем анализировать, все ли оказываются услуги потребителям, на все ли услуги установлены тарифы, третье – проверку инвестпрограммы, – перечислил Матюхин.
На введение моратория на контрольно-надзорные мероприятия посетовал начальник управления регионального тарифного регулирования ФАС России Алексей Воронин. Все дело в том, что эти проверки позволяли выявлять необоснованное повышение тарифов. По его словам, снять мораторий для целей осуществления федерального контроля удалось с большим трудом, но из-за экономической обоснованности не удалось снять его для регионального контроля. И по итогам шести месяцев, когда мораторий для ФАС был снят, по России удалось выявить нарушения на сумму 3,5 миллиарда рублей. Эту сумму исключили из тарифов.
Говоря о планах на 2024 год, Воронин заметил, что итогом контрольно-надзорной деятельности должно стать качественное и надежное снабжение потребителя ресурсами. Это влечет за собой привлечение инвестиций и реализацию инвестпрограмм со стороны регулируемых субъектов.
Более подробно Воронин остановился на тарифном регулировании в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. ФАС взяла два индикатора нарушений – изменение объемных показателей мусора и затраты на транспортировку образуемого мусора. В 23 субъектах России эти два показателя значительно отличались друг от друга.
– Простой пример: если объем мусора вырос на 10%, то транспортные затраты на вывоз мусора в этом же регионе выросли на 20 и более процентов, – пояснил спикер.
В эти регионы направят отчеты органов регулирования. По данным Росфинмониторинга, со стороны региональных операторов из России выведено около 12 миллиардов рублей. Возникают сомнения в том, насколько обоснованно повысились тарифы.
Как обманывают потребителей?
Тенденцию на увеличение нарушений после введения моратория на проверки заметил исполняющий обязанности руководителя татарстанского УФАС Андрей Розенталь. Одна из причин – фиктивный уровень взаимодействия между Госкомитетом по тарифам, татарстанским УФАС и прокуратурой.
Одна из таких сфер, где вопросов возникает особенно много, – это сфера обращения с ТКО. В качестве примера он привел регионального оператора, который не провел торги на транспортировку отходов. Регоператор заключил договор с единственным поставщиком, который подал заявку на участие в аукционе. Этот перевозчик заключал договоры субподряда в отношении большей части территорий, на которых образуются ТКО. При этом стоимость перевозки одного кубометра в рамках договора между регоператором и подрядчиком почти в два раза превышает первоначально установленную. Регионального оператора признали нарушившим закон о защите конкуренции в части создания препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг транспортирования ТКО.
Еще один пример нарушения Розенталь привел из сферы водоотведения. Так, индивидуальный предприниматель заключил договор с ресурсоснабжающей организацией об оказании услуг по приему и переработке сточных вод. Но эта организация сама определяла стоимость переработки сточной жидкости. В то же время антимонопольная служба установила, что вместо того, чтобы переработать сточную жидкость, ее сливали в водный объект. Организацию признали нарушившей закон о защите конкуренции в части нарушения ценообразования.
В заключение председатель Госкомитета Татарстана по тарифам Александр Груничев дал ряд поручений. Во-первых, он подчеркнул, что следует выполнить рекомендации представителей прокуратуры в части усиления контроля над выполнением инвестиционных программ и заключения концессионных соглашений. Во-вторых, он обратил внимание на рекомендации ФАС в части усиления контроля над реализацией программы в рамках утвержденной спецнадбавки Татарстана на приведение в соответствие расходов на транспорт в тарифе на ТКО.
Читайте также: Использование в недобросовестных целях — так объяснили в Госкомитете по тарифам отсутствие в общем доступе информации
Comment section