Плановые проверки ушли, а нарушения остались: в Татарстане подвели итоги контрольно-надзорных мероприятий

После введения моратория на плановые проверки количество нарушений со стороны подконтрольных организаций начало неумолимо расти
После введения моратория на плановые проверки количество нарушений со стороны
подконтрольных организаций начало неумолимо расти, заметили в Госкомитете
Татарстана по тарифам. Больше всего злоупотреблений нашли в части переплат за
оказанные услуги организаций.

Надзорную деятельность в 2023 году определило продление моратория на плановые проверки, который ввели в 2022 году. В этом году Госкомитет проводил только внеплановые проверки на основании поступающих материалов из прокуратуры Татарстана и обращений граждан. 

Какие нарушения рассматривал Госкомитет?

Предварительные итоги подвел зампредседателя Госкомитета Татарстана по тарифам Сергей Павлов. Он напомнил, что основанием для проведения внеплановых проверок становятся индикаторы риска. Обновленные индикаторы утвердили в сентябре – они включили в себя показатели инвестиционных программ, существенное изменение статей затрат. Еще один индикатор – случай, когда на 2025 год предприятие подаст заявку, в которой увеличит или уменьшит рост тарифа более чем на 50%. Павлов заметил, что прежние индикаторы были более строгими, сейчас они направлены на отслеживание финансовых результатов предприятий.

Всего в 2023 году провели восемь внеплановых проверок. Но, несмотря на разъяснительную работу, Госкомитет выявляет предприятия, которые осуществляют деятельность без тарифов. В 2023 году по результатам внеплановых проверок выявили два таких предприятия – «Зеленодольский ВКС» и «Эконом Строй Плюс». 

С момента ввода моратория на проведение проверок количество рассмотренных административных дел и вынесенных штрафов, а также сумма этих штрафов сократились с 2021 года в пять раз. Красноречива и динамика профилактических мероприятий – за последние три года их провели больше 500. Профилактические визиты отличаются от проверок тем, что контролеры проводят разъяснительные беседы в регулируемых предприятиях и разъясняют, как избежать нарушений. 

Плановые проверки ушли, а нарушения остались: в Татарстане подвели итоги контрольно-надзорных мероприятий

Большинство нарушений связано с невыполнением стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности. Так, по словам Павлова, ряд мусорных полигонов, на которых хранят ТКО, представили тарифные заявки с заниженными объемами оказанных услуг при сохранении расходов на прежнем уровне. Это ведет к увеличению тарифа.

– Наша реакция на такие действия была серьезной: все полигоны, допустившие подобные нарушения, были оштрафованы, – заявил спикер.

Отдельно Павлов остановился на нарушениях в сфере технического присоединения. Он напомнил, что с 2022 года Госкомитет устанавливает тарифы на подключение самостоятельно, если организация не обращается с соответствующей заявкой. Согласно мониторингу технологическое соединение производится во всех муниципальных районах, а это значит, что оно осуществляется либо бесплатно, либо по незаконным ставкам. Предприятия, которые  применяют свои расчеты, выявляют постоянно. Так, в Арском районе ООО «Водоканал сервис» взимало плату исходя из количества проживающих в индивидуальных домах, что приводит к занижению или увеличению платы за подключение.

Госкомитет Татарстана по тарифам взаимодействует с органами прокуратуры. За девять месяцев 2023 года ведомство направило семь материалов для применения мер прокурорского реагирования (ООО «Нижнекамская ТЭЦ», АО «Татэнерго», АО «Нурлатские тепловые сети», ООО «МБО ЖХ И Б» и три материала – на УК «ПЖКХ») и вынесло пять постановлений по результатам рассмотрения административных дел, возбужденных прокуратурой. ООО УК «Солнечный город», ООО «Газтеплоавтоматика», ООО «Интеграция» работали без установленных тарифов.

Плановые проверки ушли, а нарушения остались: в Татарстане подвели итоги контрольно-надзорных мероприятий

Рассказал Павлов и о делах, возбужденных на основании обращений граждан. Большинство из них – в отношении УК «ПЖКХ» по факту выставления начислений за неоказанные услуги. Так, регоператор взимал плату с жителей населенных пунктов, в которых не было даже дорог и подъездных путей, чтобы устанавливать там контейнерные площадки. 

– Эти населенные пункты не включались в территориальную схему вывоза коммунальных отходов. Мы пришли к выводу, что подобные действия регионального оператора необходимо трактовать как нарушение порядка ценообразования, – сообщил спикер и добавил, что арбитражные суды, несмотря на позицию Госкомитета, встают на сторону регионального оператора. 

Организации необоснованно повышают тарифы

Начальник управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России Алексей Матюхин рассказал об основных проблемах ведомства в 2023 году и задачах на 2024-й. Прокуратура проанализировала тарифное регулирование более 20 предприятий в сфере ЖКХ и выявила необоснованные затраты. В итоге формирования тарифной компании на 2023 год исключили необоснованные затраты на 490 миллионов рублей. 

В 2024 году ведомство планирует провести проверку инвестиционных программ – их с ресурсоснабжающими организациями заключили 45. В 2022 году выявили более 4 тысяч бесхозных объектов, за год их количество сократили до 200. 

– На будущий год также будем проводить работу по проверкам тарифов, законности и установлению затрат, достоверности понесенных, также будем анализировать, все ли оказываются услуги потребителям, на все ли услуги установлены тарифы, третье – проверку инвестпрограммы, – перечислил Матюхин. 

Плановые проверки ушли, а нарушения остались: в Татарстане подвели итоги контрольно-надзорных мероприятий

На введение моратория на контрольно-надзорные мероприятия посетовал начальник управления регионального тарифного регулирования ФАС России Алексей Воронин. Все дело в том, что эти проверки позволяли выявлять необоснованное повышение тарифов. По его словам, снять мораторий для целей осуществления федерального контроля удалось с большим трудом, но из-за экономической обоснованности не удалось снять его для регионального контроля. И по итогам шести месяцев, когда мораторий для ФАС был снят, по России удалось выявить нарушения на сумму 3,5 миллиарда рублей. Эту сумму исключили из тарифов.

Говоря о планах на 2024 год, Воронин заметил, что итогом контрольно-надзорной деятельности должно стать качественное и надежное снабжение потребителя ресурсами. Это влечет за собой привлечение инвестиций и реализацию инвестпрограмм со стороны регулируемых субъектов. 

Более подробно Воронин остановился на тарифном регулировании в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. ФАС взяла два индикатора нарушений – изменение объемных показателей мусора и затраты на транспортировку образуемого мусора. В 23 субъектах России эти два показателя значительно отличались друг от друга.

– Простой пример: если объем мусора вырос на 10%, то транспортные затраты на вывоз мусора в этом же регионе выросли на 20 и более процентов, –  пояснил спикер. 

В эти регионы направят отчеты органов регулирования. По данным Росфинмониторинга, со стороны региональных операторов из России выведено около 12 миллиардов рублей. Возникают сомнения в том, насколько обоснованно повысились тарифы.

Как обманывают потребителей?

Тенденцию на увеличение нарушений после введения моратория на проверки заметил исполняющий обязанности руководителя татарстанского УФАС Андрей Розенталь. Одна из причин – фиктивный уровень взаимодействия между Госкомитетом по тарифам, татарстанским УФАС и прокуратурой. 

Одна из таких сфер, где вопросов возникает особенно много, – это сфера обращения с ТКО. В качестве примера он привел регионального оператора, который не провел торги на транспортировку отходов. Регоператор заключил договор с единственным поставщиком, который подал заявку на участие в аукционе. Этот перевозчик заключал договоры субподряда в отношении большей части территорий, на которых образуются ТКО. При этом стоимость перевозки одного кубометра в рамках договора между регоператором и подрядчиком почти в два раза превышает первоначально установленную. Регионального оператора признали нарушившим закон о защите конкуренции в части создания препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг транспортирования ТКО. 

Плановые проверки ушли, а нарушения остались: в Татарстане подвели итоги контрольно-надзорных мероприятий

Еще один пример нарушения Розенталь привел из сферы водоотведения. Так, индивидуальный предприниматель заключил договор с ресурсоснабжающей организацией об оказании услуг по приему и переработке сточных вод. Но эта организация сама определяла стоимость переработки сточной жидкости. В то же время антимонопольная служба установила, что вместо того, чтобы переработать сточную жидкость, ее сливали в водный объект. Организацию признали нарушившей закон о защите конкуренции в части нарушения ценообразования. 

В заключение председатель Госкомитета Татарстана по тарифам Александр Груничев дал ряд поручений. Во-первых, он подчеркнул, что следует выполнить рекомендации представителей прокуратуры в части усиления контроля над выполнением инвестиционных программ и заключения концессионных соглашений. Во-вторых, он обратил внимание на рекомендации ФАС в части усиления контроля над реализацией программы в рамках утвержденной спецнадбавки Татарстана на приведение в соответствие расходов на транспорт в тарифе на ТКО. 


Читайте также: Использование в недобросовестных целях — так объяснили в Госкомитете по тарифам отсутствие в общем доступе информации


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *