Казань поворачивается к реке: сколько лет закладывают на полную реновацию речпорта

О новых стратегиях развития Портовой и сроках реализации самого масштабного проекта реновации в столице – в материале KazanFirst.
О новых стратегиях развития Портовой и сроках реализации самого масштабного
проекта реновации в столице – в материале KazanFirst.

Развитие Казани в сторону Волги — давняя мечта города. Пока на территории речпорта все еще царствуют гаражи, старые склады и заброшенные предприятия, но первые шаги в масштабной застройке уже касаются Портовой. Подробнее о нынешней и будущей жизни на берегу поговорили в формате дискуссии в рамках программы «Городские модераторы, организованной совместно с «КамаСтройИнвест».

«Волга к нам пришла, а мы к ней сидели задом»

Сама территория речного порта – бывшая промышленная площадка. На данный момент там хранятся сыпучие материалы, а также активно идут погрузочные и разгрузочные работы. Уже несколько лет городские власти ломают голову над тем, как активизировать Портовую, находящуюся всего в 10 минутах от центра столицы, и наконец пришли к выводу – среда должна быть общедоступной и многофункциональной, а значит, в будущем обязана пополниться выставочными пространствами, музеями, библиотеками и элеватором, на который, по заявлению главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной, особые планы. Какие именно, спикер утаила и пообещала рассказать в следующий раз.

Казань поворачивается к реке: сколько лет закладывают на полную реновацию речпорта

— Мы прекрасно понимаем, особенно архитекторы и градостроители, что у этого места огромный потенциал. Там более 12 километров набережной, практически вся территория выходит на воду, а Казань пока что не очень активно работает с ней. Ни Казанка, ни Волга не вовлечены активно в нашу жизнь. Это тот момент, который нужно доработать, — признала Тухватуллина. – Это территория, над которой мы тщательно думаем. Надеюсь, что она будет первой зоной, в которой заложат все основные принципы самодостаточной и гармоничной среды, благодаря чему сюда потянется и взрослое, и молодое поколение.

До чего абсурдна ситуация, заметил гендиректор архитектурной мастерской «Старая Казань» Павел Тиняев. Казань – один из крупнейших волжских городов. И уникален он тем, что здесь нет ни одной волжской набережной. Обратным может похвастаться даже самый маленький город Ярославской области Мышкин с населением чуть больше 5,5 тысячи человек. Испокон веков через нас пролегал Великий Волжский путь, так к чему такая несправедливость?

Казань поворачивается к реке: сколько лет закладывают на полную реновацию речпорта

— Оказывается, все было просто. Казань не была городом на Волге. Казань была городом на Казанке, а до Волги было семь верст. И многие приезжающие к нам путешественники писали, что были исключительно в Адмиралтейской слободе, где как раз и была волжская жизнь. Там пахло Волгой, были речники и судостроители. Но прошли годы, случилось рубежное событие для реки, когда построили полный каскад всех волжских водохранилищ. Та река, которая не была в Казани, взяла и пришла практически под стены Кремля. Мы стали иметь мощный промышленный пояс, который отделял город от Волги. Потом шла сама река, а затем уже и городские территории, отделенные железной дорогой, – рассказал эксперт Института развития города. – В общем, Волга к нам пришла, а мы к ней сидели задом. Но, как я и говорил, вода камень точит. Казань все-таки медленно, но верно начинает поворачиваться к реке. Пока что боком.

По мнению управляющего партнера проекта «Даль» Николая Медведенко, с освоением прибрежных территорий Казань вполне способна забрать бренд города на Волге. Точнее, даже не забрать, а создать, поскольку сегодня ни один населенный пункт серьезно не включает реку в свое позиционирование. Если раньше Волга выполняла больше логистическую функцию, то теперь способна браться за другие – научно-познавательную, рекреационную и культурную. Почему бы не создать Музей Волги? Конкурентов нет, убежден Медведенко.

Казань поворачивается к реке: сколько лет закладывают на полную реновацию речпорта

— Вы можете первыми перехватить эту повестку, сделать и сказать, что Казань – это город, где можно познать Волгу. Эта река занимает большое место в нашей идентичности. Но с этим не работали ни в Советском Союзе, ни сейчас, — подметил спикер.

Первая жизнь и отмена соревнований яхтсменов

Интересную мысль высказал главный архитектор «Проектной группы 8» Никита Карюк, отметив, что в истории больших городов выход к воде не считался чем-то значимым, что лишний раз подтверждает – Казань формирует данный тренд. И все же спикер убежден, что пространство у воды – это самое ценное, что может быть хоть у деревушки, хоть у мегаполиса.

Казань поворачивается к реке: сколько лет закладывают на полную реновацию речпорта

— При этом когда мы занимаемся благоустройством городов и встречаемся с реками, часто они выглядят очень уставшими или вообще заброшенными. Города только начинают ими заниматься. Мне раньше за это было очень обидно. Я думал: «Ну что за дураки?» Если изучить этот вопрос глубже, то можно узнать, что даже такой крутой архитектор, как Ле Корбюзье, проектируя свои дома, делал парадные выходы в сторону от воды, а на воду выводил какие-то окна уборщиц и горничных. Река буквально 100 лет назад в Европе была грязной артерией, куда сливались отходы. За короткий период в несколько поколений мы приходим к тому, что вода начинает нас интересовать, — добавил архитектор.

Выход к воде в Казани сегодня необходим и спортсменам. Председатель правления Федерации парусного спорта Татарстана Альберт Садыков признался, что из-за этой проблемы в прошлом году столица не смогла принять несколько масштабных соревнований.

Казань поворачивается к реке: сколько лет закладывают на полную реновацию речпорта

— К сожалению, на данный момент у нас нет ни одного официально зарегистрированного спортивного объекта, кроме гребного канала. Мы не можем проводить крупные соревнования, что могло бы привлечь и туризм, и дальнейшее развитие нашего вида спорта. Если город повернется к реке, это прекрасно. Люди начнут видеть, что у нас есть вода. То, что у нас в республике существует парусный спорт, знают, наверное, 10% населения, не больше. Мы видим, что на каждой картинке какого-нибудь архитектурного проекта рисуют паруса, только в реальности их там нет. Негде хранить лодки, негде проводить соревнования. Мы не соответствуем тем регламентам, которые существуют, — сетует вице-президент Всероссийской ФПС.

Один из ключевых игроков, взявшихся за формирование нового облика Портовой, – строительная компания «КамаСтройИнвест». Ее коммерческий директор Михаил Петров поделился, что территория прежде всего привлекает застройщиков близостью к центру. На сегодняшний день Портовая уже сделала глоток свежего воздуха – на территории появился жилой комплекс комфорт-класса «Живи». Теперь, спустя несколько лет, застройщик перешел к новому ЖК «Риваят», но уже бизнес-класса с галерейным типом домов. По задумке компании в будущем жилые здания также обогатятся множеством коммерческих помещений, которые помогут месту стать новой точкой притяжения в городе.

Казань поворачивается к реке: сколько лет закладывают на полную реновацию речпорта

— Когда мы реализовывали улицу Столбова, нам тоже никто особо не верил. Она была достаточно депрессивной. А теперь это полноценное общественное пространство, — добавил Петров.

Такая масштабная территория, как Портовая, требует огромных ресурсов, подхватила Тухватуллина. Неимоверных усилий стоило даже просто наконец запустить эту работу. На полную застройку главный архитектор Казани закладывает 12 лет.


Читайте также: «Чтобы территория заработала, надо завозить туда жизнь»: в Госсовете РТ обсудили проблемы развития «Новой Портовой» и казанских рынков


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *