Успеть до 30: масштабное исследование молодых политиков Татарстана

Редакция KazanFirst решила проверить
Редакция KazanFirst решила проверить, много ли людей в возрасте до 30 лет
пробивается во властные структуры республики.

В Татарстане молодежь все активнее вовлекается и проникает в политическую жизнь республики. Правда, чаще всего выделяясь в обособленные структуры, вроде молодежного парламента или совета учащихся. Редакция KazanFirst решила провести масштабное исследование и выяснить: а много ли людей до 30 лет попадает в реальную политику?

О том, как молодежь в принципе приходит в эту сферу, в прямом эфире передачи «Татарстан Онлайн» рассказал министр региона по делам молодежи Ринат Садыков.

— У нас немало примеров, как студенты попадают в политику, начав активно заниматься общественной деятельностью, — отметил глава Минмолодежи республики. — В регионе хорошими темпами развиваются некоммерческие организации, молодежные движения. Они зачастую становятся отправными точками для молодых людей, которые видят себя в государственной молодежной политике.

Успеть до 30: масштабное исследование молодых политиков Татарстана

Собственно, сам господин Садыков прошел схожий путь: во время обучения на втором курсе факультета физики он был избран председателем студсовета, затем вошел в студенческий комитет университета, республиканское движение студенческих трудовых отрядов, а после попал в министерство по делам молодежи. Карьерный путь в политике будущий министр действительно начал рано — в возрасте примерно 22 лет. И довольно быстро возглавил весьма солидное госучреждение: республиканский центр студенческих трудовых отрядов. Затем, не добравшись и до 40-летнего возраста, получил кресло министра.

Ищем молодежь во власти

Редакция KazanFirst решила проверить: много ли в структурах действующей власти молодых и перспективных политиков. Для этого мы изучили более 3 000 человек, в число которых вошли:

  • муниципальные работники исполкомов всех районов Татарстана, а также Казани и Челнов уровня начальника отдела и выше (вплоть до главы района);
  • депутаты муниципальных и районных Советов.

Стоит отметить, что данная выборка — лишь «серединка айсберга» в политических структурах Татарстана. Причин, по которым решено было остановиться именно на этих позициях, несколько.

Политическая «верхушка» не слишком многочисленна. Да и попасть в нее в молодом возрасте практически невозможно. Например, средний возраст депутатов нового созыва Госсовета Татарстана, по данным аналитиков, составил 55 лет. Самому молодому на тот момент было 34 года, а возрастному — 74.

Успеть до 30: масштабное исследование молодых политиков Татарстана

Безусловно, гораздо больше чиновников и депутатов трудятся в политической системе низшего уровня: число муниципальных служащих, специалистов, народных избранников в Советах сельских поселений крайне велико. Но, к сожалению, несмотря на занимаемые посты, назвать их публичными сложно: даже в официальных источниках информация или отсутствует, или представлена крайне скупо.

В данном контексте «серединка айсберга» действительно выглядит «золотой серединой».

Помимо занимаемых постов мы, учитывая направленность исследования, обращали внимание на возраст — он не должен был превышать 30 лет. Стоит сразу оговориться, что и тут важно было опираться на общедоступные открытые источники: кандидат мог не попасть в наш список, если его возраст не удалось обнаружить на официальном сайте района или города или подтвердить иным способом.

Меньше процента: молодежи во власти практически нет

Всего «под микроскопом» в рамках исследования оказалось около 3 000 представителей власти: в среднем 14-18 представителей исполнительных органов и несколько десятков депутатов. Цифры разнятся от территории к территории, так как какие-то вакансии остаются открытыми, а количество народных избранников напрямую зависит от числа избирательных округов.

Тем не менее даже приближенные значения показывают, что молодежи в реальных властных структурах Татарстана, которые непосредственно занимаются вопросами жителей, крайне мало: всего 28 человек, это около одного процента.

Успеть до 30: масштабное исследование молодых политиков Татарстана

При этом стоит отметить, что и тут три четверти молодежи — это депутаты, а не муниципальные служащие. Что вполне объяснимо: получить работу в администрации сложнее, чем стать народным избранником в небольшом сельском поселении, главы которых зачастую входят и в районные Советы.

Всего представителями власти в возрасте до 30 лет отметились 42% территорий: это 17 районов, а также Челны и Казань.

По результатам точечной выборки, можно сказать, что и работа в исполкомах, и деятельность народных избранников — прерогатива возрастных «мужей» и «дам»: средний возраст колеблется, но чаще всего «пляшет» вокруг отметки в 43-45 лет.

Еще одно наблюдение — «молодая» политика по-прежнему остается преимущественно мужской: почти 80% депутатов и чиновников, попавших в список, — представители сильного пола.

Успеть до 30: масштабное исследование молодых политиков Татарстана

Самыми «молодыми» по результатам исследования оказались Менделеевский, Тюлячинский и Азнакаевский районы. У каждого в список попало по три представителя. Однако выделяется тут Менделеевский район, где два человека до 30 лет — именно работники муниципалитета, а не депутаты. Также молодые муниципальные работники есть в Челнах, Пестречинском, Альметьевском и Алексеевском районах.

По два «молодых» у Мамадышского и Альметьевского районов, а также у Казани. Тут ситуация противоположная: все, за исключением одного альметьевца, депутаты. А в лидерах в этом плане Азнакаевский район — тут аж три депутата в возрасте до 30 лет.

Средний возраст молодых — немолодой

Если говорить о персоналиях, то большинство участников «списка до 30» практически не появляются в информационном поле. А официальная информация о них ограничивается ФИО, датой рождением и местом работы.

Возраст у большинства тоже пограничный: 25% уже отметили 30-летие, практически две трети старше 28 лет. К слову, именно 28 лет — средний возраст политиков, попавших в итоговый список исследования.

1/0

Самым молодым оказался ответственный заместитель руководителя исполнительного комитета за взаимодействие с инвесторами, начальник отдела территориального развития Тюлячинского района Булат Гайнутдинов. На официальной странице его возраст не указан. Однако в архиве Тюлячинской средней общеобразовательной школы можно найти отчет с датой рождения молодого человека — полного тезки чиновника. Если допустить, что в документе именно Гайнутдинов, то на момент проведения исследования ему всего 26 лет, а в 2011-м году он еще учился в седьмом классе.

Еще один примечательный персонаж, которому на момент исследования 27 лет, — это заместитель руководителя исполкома Пестречинского района, уроженец Узбекистана Дамир Байгильдин. В 2016-м году он окончил Вестминстерский университет, в 2017-м и 2018-м — КФУ по юриспруденции и госуправлению соответственно. Начинал Байгильдин как индивидуальный предприниматель, но затем как-то с ходу попал в помощники депутата Госсовета Татарстана.

В СМИ, однако, Байгильдин «знаменит» не за счет своего образования. В 2021-м году он оказался под следствием по подозрению в мошенничестве: выиграл грант от государства в 1,4 миллиона рублей на покупку овец. Но якобы никаких животных не приобретал, а лишь отчитался, предоставив не совсем достоверные документы. В ходе расследования всплыла и еще более занимательная информация: братишка Байгильдина живет в Лондоне и владеет 12 земельными участками в Пестричинском районе, права на которые у него неожиданно возникли в период, когда Байгильдин-старший занимал пост замруководителя исполкома. Закончилось дело, вероятно, ничем: Байгильдин до сих пор занимает свой пост.

Успеть до 30: масштабное исследование молодых политиков Татарстана

Еще из видных фигур — депутат Казгордумы Динара Халимдарова, помощник депутата Госдумы Юрия Синельщикова. Халимдарова — одна из немногих молодых политиков, представляющих не партию власти, а КПРФ. Карьерный путь прошла весьма стандартный (общественная организация во время учебы в КФУ, кадровый резерв, помощник депутата Госсовета, затем депутат Зеленодольского района и, наконец, Казань).

Но запомнилась моментом, когда мэр Казани Ильсур Метшин отчитал девушку за критику выступления главного архитектора. А чуть раньше, в возрасте еще 21-го года, она «засветилась» в конфликте с лидером татарстанских коммунистов Хафизом Миргалимовым, который якобы заломил девушке руку до закрытого перелома руки и бил об шкаф. Сама Халимдарова какое-то время выполняла функции пресс-секретаря региональной ячейки КПРФ. В интернете можно найти информацию о том, что сейчас она является специалистом отдела организационно-партийной и кадровой работы в республиканском отделении партии. Но на официальном сайте коммунистов подтверждения этим данным не обнаружено.

Успеть до 30: масштабное исследование молодых политиков Татарстана

Карьера некоторых депутатов, однако, весьма отличается от привычного пути в политику через партии и общественные организации. Например, Динар Миннеханов после окончания Лениногорского политехнического колледжа два года работал водителем в компании «Азнакаевский икмэк». А затем был избран главой Масягутовского сельского поселения и в качестве депутата вошел в Совет Азнакаевского района. На момент проведения исследования молодому человеку исполнилось 27 лет.

Некоторые молодые политики в силу возраста и занимаемого поста сразу наталкивают на мысли и о блестящей карьере, и о рискованном (если не сказать вызывающем вопросы) назначении. Например, начальник управления экономики и промышленности Альметьевского района — должность весьма ответственная, учитывая, что на этой же территории функционирует крупнейший налогоплательщик в масштабах всей России — компания «Татнефть». Однако кресло, хотя с приставкой и.о., занимает еще с 2022 года Аяз Ямалетдинов, которому сейчас всего 30 лет.

В резюме у чиновника нет ученых степеней или званий, отсутствуют государственные награды. Английский — читает и переводит со словарем. В 2015 году окончил Альметьевский государственный нефтяной институт (бакалаврская программа). В 2017-м, уже как магистр, окончил Казанский государственный энергетический университет. Во время учебы на полставки работал лаборантом, затем — машинистом зерновых погрузочно-разгрузочных машин на Ютазинском элеваторе. Затем очень быстро дорос с подсобного рабочего до инженера-технолога в компании «ППН Сервис» («дочка» группы компаний ООО УК «Шешмаойл», занимается подготовкой и транспортировкой нефти).

В 2018-м, то есть на 24 году, был назначен начальником отдела транспорта и дорожного хозяйства в исполкоме Альметьевского района. А в 2022-м получил уже нынешнее кресло главы управления.

Успеть до 30: масштабное исследование молодых политиков Татарстана

Возглавить управление, связанной с экономикой и промышленностью, в районе, где базируется одна из крупнейших мировых компаний, в возрасте до 30 — безусловно, карьерный успех. Особенно для чиновника, который совсем недавно работал машинистом и не говорит свободно на английском.

Хотя, вполне возможно, что склонность к политике передается по наследству. Надо полагать, что в селе Ютуза (откуда родом политик) не так много Ямалетдиновых с идентичными ФИО. Отец Аяза — Анис. Интересно, что директором Ютазинской СОШ, депутатом Совета Ютазинского сельского поселения является Анис Ямалетдинов. Из других его постов — должность председателя территориального отделения республиканского общественного движения «Татарстан — Новый век».

Молодых и перспективных — мало

Отвечая на главный вопрос, поставленный в начале исследования, можно сделать весьма печальный вывод — уже работающих в системе действующей власти в той или иной роли молодых политиков в Татарстане немного. И сфера эта так же, как и многие другие, со временем может испытать серьезный дефицит кадров ввиду того, что подготовленных преемников, готовых подхватить «политический флаг», просто не будет.

Пожалуй, борьба за специалистов, например, в том же Закамье, уже ведется. В чиновники часто приходят работники других специальностей (образование, социальные отрасли, общественные организации), а хорошие кадры нередко меняют прописку. Тот же Радмир Беляев долгое время работал в Челнах, а затем возглавил Менделеевский район, где собрал достаточно молодую команду, стянув спецов с соседних территорий.

Успеть до 30: масштабное исследование молодых политиков Татарстана

И если в крупных районах и городах еще какая-то привлекательность для молодых чиновников есть, так как работа здесь может стать ступенькой успешной карьеры, то сельскохозяйственная глубинка вряд ли кажется столь же престижным направлением.

Молодых депутатов, желающих работать на благо территории и жителей, которых они представляют, значительно больше, чем муниципальных сотрудников. Но обладают ли они действительной властью и могут ли построить политическую карьеру, начав с этой позиции, — большой вопрос. Все-таки народный избранник обладает лишь одним голосом и вряд ли может что-то противопоставить большинству. Хотя, безусловно, на местах такой депутат может оказаться весьма полезным жителям.


Читайте также: Казань – город для автомобилистов: урбанист — активист откровенно о наболевшем


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *