Контролеры на охоте: как показала себя бескондукторная система оплаты в Казани

В казанском «Метроэлектротрансе» рассказали
В казанском «Метроэлектротрансе» рассказали, как показала себя бескондукторная
система оплаты проезда за два месяца работы.

48 трамваев и 70 троллейбусов с 17 сентября работают на маршрутах без кондуктора. Это чуть меньше половины всего электротранспорта Казани, однако бескондукторная система показала себя с положительной стороны и в будущем планируется, что все 232 единицы электротранспорта будут курсировать в столице Татарстана без участия кондукторов.

— В целом работой бескондукторной системы мы в компании и пассажиры остались довольны. Увеличилась доля безналичных платежей и достигла 95%. При этом на маршрутах, оборудованных системой, наблюдается незначительное снижение выручки, которая не превышает 7%, — рассказал заместитель гендиректора по эксплуатации МУП «Метроэлектротранс» Алексей Сидоров.

Система бескондукторной оплаты проезда изменила работу контрольно-ревизионного отдела. Если ранее работники в большей степени выявляли нарушения должностной инструкции и финансовой дисциплины со стороны водителя и кондуктора, то сейчас рейды проводятся больше в отношении пассажиров. Кроме того, увеличилась нагрузка на контролеров: до введения бескондукторной системы проверялось 2100-2200 единиц транспорта, а сейчас количество проверок увеличилось.

Снижение выручки и увеличение безналичных платежей: первые итоги бескондукторной системы

— За два месяца контролерами было проведено 4893 проверки, в ходе которых было выявлено 1048 безбилетных пассажиров. К сожалению, в этот период контрольно–ревизионному отделу пришлось 7 раз прибегнуть к остановке движения. По итогу всех проверок «зайцы» оплачивали проезд и продолжали свой путь дальше на электротранспорте, — сказано на сайте Метроэлектротранса. 

Учитывая, что последние два месяца контролерам приходилось больше общаться с пассажирами, рейды проводили с привлечением работников Комитета по транспорту и сотрудников правоохранительных органов. В «Метроэлектротрансе» отметили, что большинство пассажиров ведут себя сознательно и оплачивают поездку без напоминания. Бывает, что люди просто забывают, ведь кондуктора нет и напомнить некому. Такие без лишних разговоров оплачивают, заметив контролера. Но есть и категория «зайцы», они идут на отказ при любых обстоятельствах.

— На самом деле типичный представитель «зайцевых» — это экономически активная категория граждан в возрасте от 26 до 38 лет. Хочется отметить, что звание самых ответственных пассажиров по праву достается людям почтенного возраста и поколению воспитывавшихся в не такие далекие советские времена, — пояснили в «Метроэлектротрансе».

Снижение выручки и увеличение безналичных платежей: первые итоги бескондукторной системы

В целом первый опыт работы бескондукторной системы в Казани можно считать положительным, сравнив первые шаги в этом направлении в других городах. В Перми подобный эксперимент чуть не провалился, в 2021 году в городском департаменте по транспорту заявляли, что расходы на содержание кондукторов равны убыткам от безбилетников. С уходом кондукторов в транспорте стало расти количество «зайцев». В итоге убытки в миллиард как были до введения валидаторов, так и остались после.

В Екатеринбурге бескондукторную систему вводили по трем причинам: острая нехватка кондукторов (дефицит в тысячу сотрудников), рост количества безналичной оплаты и короновирусная инфекция. На эксперимент потратили в районе 22 миллионов рублей, что привело к увеличению количества «зайцев». Именно на такую сумму упала собираемость платежей.

Стоит отметить, что во всех регионах после введения бескондукторной системы перевозчики просили поднять штрафы за безбилетный проезд. В Казани наказание за такое нарушение составляет 300 рублей. В прошлом году руководитель МУП «Метроэлектротранс» Айдар Абдулхаков требовал увеличить штраф до 3,6 тысячи рублей. Однако повышения не произошло. В Перми перевозчики добились своего и депутаты законодательного собрания края одобрили увеличение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте в пять раз — с 500 рублей до 2,5 тысячи рублей.

В Казани бескондукторную систему вводили примерно по тем же причинам, как и в других городах — это нехватка кадров, в связи с чем сбор платы за проезд ложился на плечи водителя. В «Метроэлектротрансе» уверены, новая система решит и уже решает проблему. А освободившихся кондукторов можно переобучить на другие специальности, например, на водителей и развивать стремительно растущий рынок пассажирских перевозок.


Читайте также: В Госкомитете по тарифам РТ предлагают увеличить проезд на общественном транспорте до 42 рублей


Comment section

Добавить комментарий