Повторит ли Татарстан аварии на теплосетях как в Подмосковье?

По оценкам разных экспертов, уровень износа теплосетей в Татарстане и Казани варьируется от 30 до 60% и выше, а скорость замены труб остается на уровне «не сломалось — и ладно», не говоря уже о модернизации. KazanFirst вместе с экспертами в отрасли попытался узнать, стоит ли татарстанцам ждать повторения истории с прорывом труб, когда сотни тысяч жителей Подольска и Новосибирска остались без тепла в «аномальные морозы». 

По данным министерства архитектуры, строительства и ЖКХ республики Татарстан, объем теплосетей, требующих замены в регионе, превышает 30%. В свою очередь основной производитель энергии в РТ, компания «Татэнерго», говорит о том, что показатель износа трубопроводов в системе теплоснабжения в четырех районах Татарстана — Казани, Нижнекамске, Заинске и Набережных Челнах превышает или стремится к 50%. Однако стоит заметить, что данные актуальны на конец 2021 года, более свежих компания не публиковала. Редакция KazanFirst отправила официальный запрос для получения актуальной информации, однако на момент публикации ответ получен не был. 

Как пояснили в «Татэнерго», уровень износа сетей высокий — около 60%, при этом хуже всего обстоят дела в Нижнекамске. В других городах присутствия — Казани, Набережных Челнах и Заинске, судя по ответу, — получше, но без конкретики. Интересно, что на сайте «Татэнерго» опубликован отчет за 2020-2021 годы, там отмечается, что уровень износа казанских теплосетей составляет около 45 процентов и тот снизился с 54. То есть определенные работы по восстановлению велись. Однако это единственный положительный показатель. В других городах все прямо наоборот — в Заинске показатель износа за тот же период увеличился с 48 до 53%, а в Набережных Челнах — с 50 до 52%. В «Татэнерго» уверяют, что увеличение уровня износа вызвано нехваткой финансирования. Наихудший результат демонстрировал Нижнекамск — процент износа буквально скакнул с 56 до 68%. Основными причинами роста износа тепловых сетей в «Татэнерго» называли недостаточность финансирования по их замене. В среднем, исходя из отчета, заменяется около 1,7% от общей протяженности, при требуемой замене не менее 4%, и последний показатель позволит только поддержать текущее состояние, но не улучшить его. Исходя из этого можно предположить, что глобально за последние три-четыре года ситуация радикально не улучшилась и осталась той же. 

  • — Ситуация с высоким уровнем износа сетей не улучшается. Для снижения уровня износа тепловых сетей необходима ежегодная замена 4-5% трубопроводов, при том что фактически удается менять не более 2-3%. В последние годы, с ростом цен на услуги и материалы, ситуация усугубляется. В частности, рост цен в 2023 году по отношению к 2022 году на основные позиции материалов для выполнения работ по замене тепловых сетей (трубная продукция, металлопрокат, а также ЖБИ-изделия и бетон) составил до 30%, а удорожание стоимости услуг составило порядка 25%, — оправдались в «Татэнерго». 

Исполнительный директор ассоциации «Региональный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ» Дмитрий Романов уверен, что показатель износа сетей более чем на 50 процентов можно назвать критическим. В качестве варианта улучшения и стабилизации ситуации эксперт предлагает два пути — дождаться летнего повышения тарифов на тепло, в которые входит инвестиционная программа, за счет которой, собственно, и происходит ремонт сетей, или ждать федеральных траншей.

  • — Нужно очень много денег, чтобы отремонтировать все сети. Это миллиарды, и если столько появится — можно будет. Но пока делаешь что-то одно, другое рвется. Поэтому пора точно менять старые трубы на пластиковые, — считает собеседник.

Принципиально с ним согласен эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук. Однако он уверен, что уровень износа труб в общем и целом по стране не 60%, не 50%, а только 40%. К таким выводам можно прийти, если сопоставить данные по дате укладки труб и прогнозируемому началу их коррозии. Однако вместо этого Склянчук предлагает сфокусировать свое внимание на скорости замены труб.

— Более показательны цифры, которые называл Марат Хуснуллин (вице-премьер РФ. — Ред.) — это темпы замены старых труб на новые. Этот показатель достигает 3% от общей протяженности коммунальных сетей. Но чтобы преодолеть процесс физического и морального устаревания коммунальных сетей, необходимо менять как минимум 5% в год, — уверен эксперт. 

Вместе с тем, считает собеседник, ситуация усугубляется несколькими факторами. Первый — неправильная укладка и нарушение правил при технологическом соединении труб между собой. Второе — локальное решение проблем. Например, когда труба лопнула в конкретном месте, то аварийщики ставят муфту (заплатку) на место прорыва, что может привести к повторному прорыву. Вместо этого необходимо полностью менять трубу, на которой произошел этот самый прорыв. Но едва ли не самое страшное — замена старых труб на чуть менее старые, но б/у трубы, которые выдают за новые. Здесь Склянчук предлагает усилить надзор со стороны прокуратуры и внимательно следить и сопоставлять место аварии со временем, когда на этом участке проводился ремонт. 

Однако, со слов эксперта, Татарстан по состоянию тепловых, да и коммунальных сетей в общем находится не в аутсайдерах. Хотя проблемы с аварийностью и существуют. 

  • — Регионы занимаются [решением этой проблемы]. Но есть проблема, когда федеральный центр или Минфин говорит о готовности выделения денег, то оказывается, что нет проектно-сметной документации, данных о фактическом износе, никто не проводил технологическое обследование, не составлял технологические схемы, — уточняет Склянчук. 

Доцент финансового университета при правительстве РФ и главный редактор портала Teplovichok Today Станислав Шубин в разговоре с KazanFirst отметил, что ухудшение ситуации возможно в случае, если на ближайшие десять лет закрыть глаза на проблему. Тогда придется не просто модернизировать сети, а заново и полностью их перекладывать, что выльется в совершенно другие, разительно большие суммы. Поэтому он предлагает не снижать тарифы для населения, а планомерно и регулярно вкладывать в модернизацию существующих сетей. 

  • — В целом Минстрой России говорит о том, что 60% износа теплосетей — это средний показатель [по всей стране]. С другой стороны, есть большие сомнения, понимает ли кто-то действительный уровень износа. Вопрос в том, что действительно ли [уровень износа составляет] 60%, а не 70% или 80%. Прорывы возникают только в том случае, если вы ничего не делаете и у вас большой износ. Это как с машиной: если вы не будете регулярно делать ТО, в какой-то момент вам придется полностью пересобирать движок. Хорошо эксплуатировать дешевле, чем полностью все менять, да и тогда она проживет дольше, — делится Шубин.

С его слов, объем инвестиций во всю сетевую инфраструктуру (в том числе водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и т.д.) оценивается, по разным подсчетам, от 4,6 триллиона рублей (по версии Минстроя РФ) до 8 триллионов рублей (по версии игроков рынка). Стоит отметить, что речь идет об ассигнованиях на все регионы страны. Конкретную сумму по Татарстану Шубин назвать затрудняется.

Генеральный директор компании «ИвТеплоналадка» Александр Зубанов поясняет, что прорывы на сетях, которые все воспринимают как аварии, — не что иное, как катастрофа. Если еще проще, авария — это причины, которые приводят к катастрофе, как, например, то, что произошло в Подольске. Вместе с тем Зубанов призывает говорить о причинах, которые приводят к тем самым катастрофам. Среди них — отсутствие или нехватка компетенций среди ответственных за систему отопления.

  • — Решением проблем я вижу создание карающего органа, чего-то типа чрезвычайной тепловой комиссии, состоящей из грамотных специалистов, наделенных широкими полномочиями. Второе — создать центр повышения компетенций регионального или федерального значения. И третье — возвращаться к советской практике, когда всю страну делили между собой наладочные организации, — предлагает Зубанов. 

К слову, «Татэнерго» видит решение проблемы в создании и реализации целевых программ, которые должны быть запущены со стороны Федерального центра.