Осадки, автохамы и краснобусы: почему Казань застряла в пробках

С 16 января Татарстан, и в частности Казань, буквально завалило снегом. В республике вводили запреты на передвижение на трассах, то закрывали, то открывали аэропорты. В общем, настрадались от снега на год вперед. Но наибольший удар приняли на себя автомобилисты и водители общественного транспорта. Почти каждый день они стояли в десятибалльных пробках. А 23 января карты показали рекордные и доселе неведомые 11 баллов. Редакция KazanFirst вместе с экспертами разбирается, кто виноват, что делать и почему «ловить снег на лету» все еще никто не научился. 

По данным международного издания TomTom, специализирующегося на «пробочной» аналитике, жители Казани стоят в заторах около 75 часов в год. Однако эта статистика актуальна на 2022 год. В 2023/2024 году ни один из городов России не попал в этот рейтинг по понятным причинам.

Водители по традиции обвиняют власти столицы в неудовлетворительной уборке дорог от снега. В ответ на это власти Казани ввели план «Буран», вывели дополнительную технику и вывезли почти 240 тысяч тонн снега, и это при том, что обычно за всю зиму вывозят 650-900 тысяч тонн снега. А мэр Казани Ильсур Метшин так вообще поручил до конца недели расчистить все основные магистрали, по которым ходит общественный транспорт. 

  • – Казань, безусловно, будет продолжать развиваться как мегаполис, будет расти население, город будет расти. И объективно, что Казани точно нужно продолжать развивать систему метрополитена как универсального средства добраться вовремя и с комфортом в необходимое тебе место. В России в последние годы, и Казань не исключение, амплитуда температур постепенно увеличивается – зимой может быть очень снежно и холодно, а летом сухо и жарко. Метро по своей сути не подвержено этим проблемам. Это базис, а к нему надо развивать наземный транспорт, как, например, электробусы. Очень важно развивать систему каршеринга и такси – в определенные моменты человеку должно быть проще воспользоваться ими, чем личным автотранспортом. И большой потенциал в Казани у водного транспорта. Понятно, что в обозримом будущем он не может стать основным, но как субтранспорт, помогающий разгрузить те или иные магистрали, вполне себе имеет место, – предлагает урбанист и основатель CM.International Петр Кудрявцев.

Говоря о повышении качества автомобильных связей, эксперт отмечает необходимость появления более мелкодисперсной сетки дорог. 

  • – Это проблема и Москвы, и других крупных городов в России. Проще говоря, у тебя должно быть больше вариантов добраться из точки А в точку Б. Например, в Москве все пути концентрируются вокруг колец – Бульварного, Садового, Третьего транспортного, МКАДа. Это радиально-кольцевая система, это ее особенности, а сетка работает по-другому. При суперплотности Манхэттена или центральной части Петербурга у тебя есть огромное количество вариантов, как можно добраться туда, куда тебе нужно. Очевидно, что радиально-кольцевая система досталась нам из прошлого – это наше историческое наследие, и данный инструмент не решит проблемы исторических центров наших городов. Мелкодисперсная сетка должна активно вводиться на новых территориях или там, где идут масштабные работы по переустройству больших районов. 

А вот что поистине может решить проблему загрузки центра – это платный въезд. Однако и здесь не все так просто. По мнению Кудрявцева, платный въезд — не панацея, а одно и решений, наравне с платными парковками в центре. Однако эксперт советует подробно и досконально объяснять, куда пойдут собранные на «платных услугах» деньги. 

Наряду с федеральными экспертами KazanFirst опросил тех, кто непосредственно знаком с Казанью, ездит по тем же дорогам, что и мы с вами, и знает ситуацию не в теории, а на практике. В частности, эксперта-градостроителя Дарью Толовёнкову

  • – Невозможно просто ответить на этот вопрос. Задача значительно комплекснее, многомернее, чем просто узкие улицы и неубранный снег. Это абсолютный джек-пот, странно, что мы не поймали его раньше, – считает Толовёнкова.

Со слов эксперта, на состояние дорожно-транспортной системы влияют сразу несколько факторов. Первый – участившиеся из-за изменения климата осадки. С этим столкнулось большинство стран и крупных мировых городов. Климат становится все более резко континентальным. И инфраструктура городов должна быть трансформирована с этим учетом. Города должны быстро охлаждаться и быстро впитывать излишки влаги. Еще один фактор, непосредственно оказывающий влияние на дорожную ситуацию, – автомобилисты, некоторые из которых в период обострения представляют себя общественным транспортом и выезжают на трамвайные пути или вовсе бросают машину на обочине. И это разговор о культуре и уровне навыков вождения в сложных погодных условиях и уважения к другим горожанам.

По мнению Толовёнковой, увеличение числа автомобилей на дорогах – это комплексная проблема.

  • – Это разговор про равноценные альтернативы. И бесшовную логистику общественных маршрутов. Когда нет разрыва между местами пересадок и большими расстояниями от остановок до ключевых точек притяжения горожан. Проще говоря, изменить принцип построения маршрутов с учетом потребностей пассажиров, – уточняет эксперт.

В пример она приводит КФУ,  до которого приходится подниматься с площади Тукая. Однако не все так просто в этом вопросе. Принимать непопулярные меры – это необходимость. Пример – Москва, где создаются огромные логистические транспортные системы, но уменьшается свобода личного транспорта. В европейских городах все еще строже.

Еще один вариант, как можно разгрузить дороги, – создать удобную пешеходную систему внутри кварталов, когда казанец сможет добраться до ближайшего необходимого объекта не садясь за руль.

А вот ждать расширения проезжей части, особенно в центральной части города, точно не стоит – статус исторического поселения не позволяет.

  • – Если говорить о планировочных задачах, то что будет с широкими проспектами вне зимы и снега, например, летом – выжженные просторы. Этим грешили многие новые города в начале прошлого века. Это кончилось плохо. Все пришлось перестраивать. Город – это сложный живой организм, который не может быть перекроен только ради какой-либо одной задачи. Например, в угоду той, о которой мы говорим, – транзитной (из точки А в точку Б). В городе обязательно должны быть зоны для жизни и досуга. И так случилось, что последние всегда входят в конфронтацию, на уровне психологии, с утилитарными функциями. Поэтому города так сложны в управлении и всегда необходимо балансировать между несколькими десятками интересов и просчитывать последствия на десятилетия вперед, – считает Толовёнкова.

Кстати, говоря об уборке снега, собеседница отмечает, что по сравнению со многими другими регионами ситуация по уборке снега далеко не так ужасна и огромное число людей круглые сутки убирают снег с улиц Казани и очень стараются облегчить нам всем перемещение. 

Читайте также: «Это рекордный показатель»: как Казань со снежным апокалипсисом боролась