году по проекту губернатора Сергея Шипова.
В XIX веке объем грузовых и пассажирских перевозок по Волге вырос во много раз. Если до середины XVIII века волжские грузы подвозили к городу по Казанке, то теперь Казанка сильно обмелела, а в Булак можно было войти на лодках только во время половодья. Поэтому грузы от пристани в Бакалде приходилось возить подводами по грунтовой дороге.
Вот что писал об этой дороге казанский виноторговец Кокорев в 1858 году:
«Бывало, если приедешь в Казань ночью, со стороны Нижнего… то и сиди тут до утра… Между городом и слободою (имеется в виду Адмиралтейская слобода. — Авт.) четыре версты, но это пространство и не думай переехать ночью: ямы, овраги с водой, грязь невылазная…»
Строительство Кировской (Адмиралтейской) дамбы была запущено в Казани в 1842 году по проекту губернатора Сергея Шипова.
Все работы велись вручную грабарями (землекопами) с помощью кирки и лопаты. Как писали местные газеты, за эти годы было выкопано, перевезено и уложено 24 тысячи кубических сажен земли, на что потребовалось 83 тысячи дневных рабочих смен.
Дамбу сдали в 1849 году. В том же году по краям дамбы высадили деревья, которые своими корнями скрепили склоны.
Первое время дамба имела небольшую пропускающую способность и вообще была невысокой. Ее заливало во время весеннего половодья. Но земство (дамбу передали в его ведомство) позаботилось о ее укреплении.
По ночам дамба освещалась керосиновыми фонарями, а посередине дамбы была устроена полицейская караулка.
С тех пор дамба неоднократно подсыпалась, расширялась. Самая серьезная реконструкция дамбы произошла в 1956 году во время сооружения инженерной защиты города. Адмиралтейская дамба до сих пор служит горожанам под названием Кировской (так как ведет в Кировский район города).
Comment section