Автосалоны идут под нож: рентабельность дилеров снижается в Татарстане

KazanFirst

До трети автомобильных дилеров России не переживут 2025 год. Виной тому избыток автоцентров на рынке страны, и РТ здесь находится в числе лидеров. Эксперты говорят, что после ухода европейских автопроизводителей дилеры «готовы были взять хоть какие» китайские бренды. И теперь оказались сильно закредитованы.

В начале года автомобильную общественность России потрясло заявление главы ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексея Подщеколдина. В интервью Autonews.ru он сообщил, что многие дилерские центры находятся под угрозой закрытия: в 2023 году 37% дилеров сработали в убыток, а в 2024 году — почти 60%.

— В среднем дилер продает около 100 автомобилей в месяц, при этом необходимо держать запасы на складах — условно 200 машин. Средняя стоимость нового авто сегодня составляет 3,5 млн рублей, то есть дилеру необходимо 700 млн рублей на покупку этих машин. И это помимо затрат на запасные части, расходные материалы и прочие издержки. В большинстве своем дилеры используют кредиты, а при марже в 1,5-2% доходность съедается сильно возросшей ставкой, — заявил Подщеколдин.

Ситуация интересна тем, что по итогам 2024 года объем продаж автомобилей достиг примерно 1,5 млн машин. Рост составил 47%. То есть положение на рынке вовсе не выглядит драматическим. По состоянию на середину января 2024 года в нашей стране насчитывается 3,65 тысячи официальных дилерских центра по продаже и обслуживанию легковых автомобилей, сообщает «Автостат». С того момента их количество еще выросло.

KazanFirst

Эксперты говорят о том, что отечественный автомобильный рынок «перегрет». При объеме продаж 1,5-1,6 млн автомобилей в год число дилерских центров превышает 4 тысячи. Это становится причиной высокой конкуренции и низкой маржинальности бизнеса, отмечает интернет-порталу ixbt.com директор по продажам новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов. Ярким примером в этом отношении может служить ситуация с маркой Chery. 

— У Chery 223 дилерских предприятия. Раньше такого среди иностранных брендов никогда не было, рекорд был разве что у KIA — примерно 198 ДЦ. А сегодня только у Chery в одной Москве 36 дилерских центров, — рассказывает он.

«Наверное, чухнули, что дело прибыльное»

Татарстан здесь находится в числе лидеров. По данным «Автостата», в республике работают 179 автодилеров. По этому показателю она уступает только Москве и Санкт-Петербургу, где действуют 724 и 312 организаций соответственно.

— Конкуренция в Татарстане высока, рынок насыщен игроками и брендами. По ряду брендов количество дилеров, очевидно, является избыточным. Как и в целом по РФ, — заявили KazanFirst в пресс-службе сети автосалонов «ТрансТехСервис». — Рост количества дилеров — объективный показатель, связанный с амбициями большинства новых брендов по росту доли рынка через охват и присутствие во всех регионах. Многие бренды при этом уже ведут намного более сдержанную политику по расширению дилерской сети.

По данным авторитейлера, «главных причин кризиса три: рост ключевой ставки, рост утильсбора, который все дистрибьюторы уже переложили в цену авто, рост стоимости кредитных ресурсов для дилеров, финансирующих оборотный капитал за счет заемных средств».

— Дилеров много выросло за счет Китая, — заметил в разговоре с KazanFirst руководитель татарстанского представительства Федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин.

Он отмечает, что действовавшие до сих пор в республике европейские дилеры переориентировались на продажу китайских автомобилей. По его словам, новых центров в последнее время открывается очень много.

KazanFirst

— У меня был китаец еще из первых, я плевался на него. А сейчас смотрю — это совсем другие машины. Люди стали брать. Наверное, чухнули, что дело прибыльное, — отмечает Хайруллин.

Возможное сокращение дилерских центров отмечают и другие спикеры.

— В 2025 году в Татарстане, как и по всей России, возможно сокращение числа дилерских центров, особенно непопулярных у жителей региона марок. Например, остаться нерентабельными рискуют представители ушедших из РФ брендов, а также китайские марки Kaiyi, SWM и Foton, — сообщили KazanFirst в пресс-службе автомобильного маркетплейса FRESH, работающего в том числе в республике.

По мнению менеджмента компании, в зоне риска находятся автосалоны, которые реализуют автомобили только в кредит, зарабатывая на дополнительных услугах и товарах, на комиссиях со страховок. В компании ожидают роста числа сделок по слиянию и объединению мелких и монобрендовых дилеров с крупными холдингами, а также увеличение количества франчайзи крупнейших представителей авторитейла.

«Любой человек, который торговал сосисками, мог начать привозить автомобили»

Блогер, автор проекта «Лиса Рулит» и владелица одноименного автосалона Елена Лисовская считает, что количество дилеров не увеличилось. По ее словам, если сравнить нынешнюю ситуацию с годами, которые предшествовали уходу европейских автопроизводителей с российского рынка, то можно заключить, что количество игроков осталось прежним. Их нынешние проблемы она видит в другом.

— Есть автоцентры, которым нужны были для работы какие-то бренды и которые готовы были взять хоть какие китайские, зачастую понимая, что это не коммерческая история. Они питают какие-то надежды, у них автоцентр стоит, что-то надо делать, — отметила она в беседе с журналистом KazanFirst. 

Лисовская добавила, что очень немногие китайские бренды дают возможность зарабатывать:

— В основном автоцентры не понимали, что брать. Брали что придется.

В итоге такие компании оказались сильно закредитованы и при высокой ключевой ставке им проще закрыться, чем покрывать убытки, добавляет она.

— Был момент сразу после ухода производителей, когда любой человек, который торговал сосисками, мог начать привозить автомобили откуда-то и зарабатывать на этом деньги. Этот момент давно закончился. Сейчас выживают только те, кто действительно понимает, что такое продавать машины и как на этом зарабатывать. Кто пережил много-много кризисов и понимает, что торговля автомобилями — это не просто взять машину, привезти ее из другой страны и выставить ее на 500 тысяч дороже, — констатирует предприниматель.

Опасности для своего бизнеса в текущей ситуации Лисовская не видит.

— С 21 года я продаю автомобили лично, работаю на торговой площадке и очень хорошо понимаю, как устроен этот бизнес. Благодаря этому я смогла открыть самую крупную площадку параллельного импорта в России. Дилеров я, естественно, не боюсь, потому что мы разным бизнесом с ними занимаемся, — заключила автор проекта «Лиса рулит».

Берут европейцев, маскирующихся под китайцев

Текущая ситуация может привести к увеличению количества слияний и поглощений среди компаний, занимающихся торговлей автомобилями, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

— Выросла конкуренция в сегменте торговли автомобилями, увеличились цены на многие товары и услуги, которые используют торговые компании, все это повлияло на показатели работы компаний, снизило привлекательность данного бизнеса, — констатирует эксперт.

Тем не менее опрошенные KazanFirst спикеры не воспринимают сложившуюся ситуацию как критическую. Они отмечают рост стоимости автомобильного сервиса в 2024 году. Услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей могут позволить остаться автоцентрам на плаву. Еще одной статьей дохода может стать работа с подержанными автомобилями. Большим подспорьем здесь должна стать техническая экспертиза для подбора ликвидных авто. Так, в маркетплейсе FRESH отмечают рост спроса на вторичном рынке автомобилей.

— По итогам трех кварталов прошлого года реализовано на 1,3% больше авто с пробегом по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, — констатируют специалисты организации.

Как результат — компания не только не закрывает действующие автоцентры, но открывает новые. Один из них должен скоро появиться в Казани.

Оценку компании разделяет и Хайруллин.

— Мне кажется, они (дилеры) не будут банкротиться. Они просто перейдут на «вторичку». Рынок «бэушных» автомобилей в принципе растет, а новые машины не очень-то доступны, — замечает член Федерации автомобилистов России.

По его словам, очень многие покупатели сегодня ориентируются на вторичный рынок. Причем брать стараются именно европейцев, даже несмотря на то, что могут быть проблемы и с запасными частями и техническим обслуживанием.

— Судя по тому, что чего-то возвращается к нам под китайскими шильдиками, глядишь, и запчасти, и сервис обернутся назад. Люди берут европейцев, которые маскируются под китайцев, — резюмирует он.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: «Подарков не будет, кто-то должен заплатить»: цены на легковушки в 2025 году продолжат расти

Comment section

2 КОММЕНТАРИЯ
  1. Когда покупаешь Хэндай к примеру, хоть знаешь что можно ожидать, а покупая китайца не понятно что ждать

  2. Китайский автохлам больше трех лет не продержится. Китайцы все плохо делают.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *