Депутат Татарстана – мигрантам: Россия – не проходной двор! Право жить в России нужно заслужить!

Теракт в «Крокус Сити Холле», произошедший 22 марта, всколыхнул публичное обсуждение двух резонансных тем – целесообразности отмены моратория на смертную казнь и проблему мигрантов.

Обе темы оказались связанными друг с другом ввиду чрезвычайной жестокости террористов (от их рук погибло не менее 144 человек, в том числе трое детей, а 551 являются пострадавшими), а также по причине того, что исполнители теракта и их пособники оказались мигрантами – выходцами из Таджикистана. Впрочем, уже предварительные результаты расследования показали, что настоящие организаторы сидят в Киеве, а за их спиной могут стоять западные спецслужбы. Президент России Владимир Путин еще 25 марта прямо намекнул на причастность Запада и Украины к организации теракта в «Крокус Сити Холле». Глава государства в тот день заявил: «Этот теракт может быть лишь звеном в целой серии попыток тех, кто с 2014 года воюет с нашей страной руками неонацистского киевского режима». Через несколько дней Россия официально обвинила Украину в организации данного теракта.

Участие в теракте мигрантов спровоцировало усиление антимигрантских настроений в российском обществе. Вопрос ужесточения политики в отношении мигрантов витает в воздухе. Очевидно, что существующая в России система регулирования миграционного потока не позволяет осуществлять должный контроль за мигрантами прежде всего из стран Средней Азии.

В Москве, согласно сообщению Телеграм-канала «Verum Regnum|Наш Regnum», выявили преступное сообщество, которое помогало ставить на учет мигрантов при покровительстве руководителей и должностных лиц ОВМ ОМВД России по району Западное Дегунино г. Москвы. Также в столице проведены рейды по нелегалам в рамках поиска подписчиков экстремистских телеграм-каналов и чатов. В Санкт-Петербурге местные власти провели операцию «Антимигрант», выявляя незаконных мигрантов в общежитиях и сдаваемых внаем квартирах.

Минтруд России направил в Государственную Думу законопроект об ограничении найма трудовых мигрантов, предложив сделать целевой набор работников более организованным. По мнению ведомства, следует ограничить заключение трудовых договоров с мигрантами двумя годами при условии работы у одного работодателя. В пояснительной записке сказано: «Как показывает практика, это достаточный срок для завершения тех проектов, под которые был нанят специалист. Если потребность в работнике сохраняется, работодатель сможет вновь прибегнуть к механизму организованного набора, в том числе в отношении этого сотрудника. Если трудовые отношения с работодателем, который привлекал специалиста, завершены, ему необходимо будет покинуть страну в установленный срок». Также Минтруд РФ предложил создать отдельную компанию, подведомственную государству, которая станет оператором организованного набора трудовых мигрантов, став своеобразным кадровым центром для бизнеса. Предполагается, что такая компания подключится к межведомственному взаимодействию и будет обязана отслеживать нахождение работника в той фирме, под потребности которой он был привлечен.

Свои предложения по ужесточению контроля над мигрантами вносят и политические деятели. С довольно резонансной идеей выступил депутат Государственного Совета Татарстана доброволец СВО Эдуард Шарафиев. В своем Телеграм-канале он предложил решать проблему мигрантов двумя путями. С одной стороны, снижать потребность в рабочей силе через роботизацию производства, о чем говорил Владимир Путин, с другой – организовывать работу мигрантов вахтовым методом по принципу «приехал, отработал и уехал», что корреспондируется с вышеуказанным предложением Минтруда РФ.

Мы воспользовались краткосрочным пребыванием Эдуарда Шарафиева в Казани и задали ему ряд вопросов относительно решения проблемы мигрантов.

– У себя в Телеграм-канале, выдвигая предложение по решению миграционной проблемы, вы отметили, что оно является компромиссным. В чем же проявляется компромисс?

– Компромисс в том, что мое предложение сильно отличается от радикальных требований. У нас многие политики предлагают вообще отказаться от услуг трудовых мигрантов, резко сократив их количество в стране. Такие чувства понятны, но они продиктованы все-таки эмоциями.

Современная экономика России, к сожалению, не может быть полностью самодостаточной с точки зрения воспроизводства трудовых ресурсов. Мы – страна с низкой рождаемостью (я это говорю как отец четверых детей). У нас уже много лет наблюдается дефицит кадров, который резко обострился на фоне СВО. По некоторым оценкам, российской экономике и социальной сфере требуется до 4 миллионов человек, а оборонным предприятиям – до 450 тысяч. Поэтому полностью отрицать потребность в трудовых мигрантах нельзя.

Другое дело, что наша система миграционного контроля давно требует реформы. Я вижу проблему в том, что большое количество мигрантов, среди которых немало нелегалов, из-за слабого контроля вообще не включены в экономическую деятельность. Я имею в виду ту деятельность, которая необходима нашему государству. Вместо того, чтобы работать на стройках и на производстве, они уходят в торговлю, общепит, работают таксистами. В некоторых случаях возникает интересная ситуация: когда в каком-то городе появляется слишком много мигрантов, вокруг них тут же возникает инфраструктура по обслуживанию их интересов. Появляются свои кафе, свои парикмахерские, свои магазины и даже свои притоны, и контролирует все это своя этническая мафия. Для обслуживания всей этой так называемой сферы услуг завозятся уже не гастарбайтеры, работающие на стройках, а мигранты-нелегалы. Либо в эту сферу приходят те трудовые мигранты, которые ушли со строек и производств. Так появляются закрытые этнические криминальные анклавы, слабо контролируемые правоохранительными органами. Именно в такой среде распространяется экстремизм и терроризм. Такого быть не должно.

Поэтому я предлагаю ужесточить режим пребывания трудовых мигрантов в России. Они не должны иметь права свободного трудоустройства. Это означает, что нужно упразднить систему трудовых патентов. Трудовые мигранты должны работать только на конкретного работодателя. Заключение с ним трудового договора у себя на родине должно служить основанием для въезда в нашу страну. Работать трудовые мигранты должны либо вахтовым методом, как работают многие россияне на севере, либо, если они постоянно находятся в России, строго определенный срок – один или два года. При этом компания-работодатель, которая их пригласила, должна нести полную ответственность за трудового мигранта. Закончился срок его работы, мигрант должен обязательно покинуть Россию. Он не должен иметь права, находясь в нашей стране, заключать новый контракт у другого работодателя. Только по прибытии к себе на родину он может вновь наняться к новому работодателю. Если же компания-работодатель по истечении срока трудового контракта заинтересована в сохранении специалиста, ей необходимо согласовывать этот вопрос с профильным ведомством, которое должно давать разрешение на пролонгацию трудового контракта.

– Получается, вы против того, чтобы трудовые мигранты приезжали сюда с семьями. 

– Конечно, против. Когда наши работники – нефтяники, газовики – едут на вахту, на север, они же не везут туда свои семьи. Есть, конечно, те, кто постоянно живет на севере. Но, насколько мне известно, большая часть промысловиков работает там вахтовым методом. Потому что условия жизни там тяжелые и не все люди способны так жить.

Такие же «северные» условия должны существовать и для трудовых мигрантов в России. У тебя есть право заключать срочный договор и работать в нашей стране либо вахтовым методом, либо какой-то определенный срок – пусть два года, как предлагает Минтруд. Но ты не имеешь права завозить в страну свою семью. Ты в России только работаешь, семья должна оставаться на родине.

– Но такой подход считается негуманным.

– Зато он разумный. Гуманизм надо проявлять в первую очередь к россиянам.

Есть определенная категория иностранцев, которым стоит помогать. Я, к примеру, слышал про одного канадца, у которого чуть ли не десять детей, он сейчас пытается обосноваться в Нижегородской области и заняться сельским хозяйством. У себя в Канаде он был фермером. Таким людям стоит помогать, потому что это полезно для нашего села. Есть семья австралийских фермеров, которые обосновались на Алтае. В Приморье приезжают старообрядцы из Южной Америки – несколько семей прибыло. Все они трудолюбивые, законопослушные, занимаются сельским хозяйством. И все они хотят стать россиянами. Такие люди нужны России. А трудовых мигрантов, которые плохо знают русский язык и не хотят его изучать, которые не уважают наших традиций, – таких нужно ограничивать.

Я считаю, что трудовой мигрант, приехавший в Россию работать на стройках или еще где-то, должен заслужить право везти сюда свою семью. Сейчас российское законодательство разрешает детям мигрантов вставать в очередь в детсады и учиться в школах. Это означает, что они занимают места россиян, увеличивая социальную нагрузку на государство. На мой взгляд, такого быть не должно. Если хочешь отдать ребенка в детсад, то только в коммерческий. Что касается школ, то здесь сложнее. Понятно, что государство заинтересовано в том, чтобы дети мигрантов учились в школе. Ведь школа – это институт социализации, через школу детей трудовых мигрантов приучают к русскому языку и российским традициям. Но есть ведь и оборотная сторона медали – у нас острая нехватка учителей. И чем больше детей мигрантов учится в школе, тем выше потребность в учителях. Поэтому нужно ограничивать трудовым мигрантам возможность ввозить в Россию свои семьи.

– Хорошо, как тогда по вашему трудовой мигрант должен заслужить право на семью в России?

– Например, подписав контракт с Минобороны либо с добровольческим батальоном. Если мигрант отслужил определенный срок в Вооруженных силах, скажем, один год, получил удостоверение участника боевых действий, то он должен иметь право в упрощенном режиме получить гражданство России. И тогда у тебя появится право ввезти свою семью. Это один из возможных вариантов.

Поймите правильно: Россия – это не проходной двор! Право жить в России нужно заслужить!


Раскаяться не получится: что ждет оправдавших теракт в «Крокусе»

Comment section

3 КОММЕНТАРИЯ
  1. Это самое разумное предложение .
    В этом есть резон.
    Но хочется скорее увидеть результат.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *