Среди причин убытков крупнейшего автомобильного предприятия страны эксперты называют закредитованность и необходимость обслуживать накопленный долг. Между тем позиция Банка России однозначна — нужно обеспечить возможности для расширения компаниям, способным развиваться без привлечения заимствований. И расширение это будет происходить за счет всех остальных. Несмотря на это, промышленность Татарстана сохраняет боевой настрой.
Чистый убыток КАМАЗа по РСБУ за девять месяцев 2024 года составил 3,8 млрд рублей. Информация об этом содержится в финансовом отчете компании по российской системе бухгалтерского учета (РСБУ), который размещен на сайте предприятия. Общая выручка снизилась с 247,266 млрд рублей за аналогичный период прошлого года до 228,8 млрд рублей в 2024 году. Сокращение составило примерно 18,5 млрд рублей, или 7,5%. Убыток от продаж составил 1,041 млрд рублей, по сравнению с прибылью в 17 млрд рублей в 2023 году.
Среди причин убытка называют снижение валовой прибыли до 15,5 млрд рублей. Для сравнения, по итогам первых девяти месяцев прошлого года компания имела валовую прибыль 31,2 млрд рублей. То есть наблюдается почти двукратное сокращение дохода. Одновременно растут коммерческие и управленческие расходы на 1,3 и на 0,9 млрд рублей соответственно.
Однако в нынешних условиях обращает на себя внимание рост долговой нагрузки КАМАЗа. Из отчетности следует, что общая задолженность компании составляет 445,4 млрд рублей, 165,25 млрд рублей — долгосрочные обязательства и 186,9 млрд рублей — краткосрочные. Сумма процентов к уплате выросла почти вдвое. На конец III квартала год к году она с 9,9 млрд увеличилась до 14,2 млрд рублей. И, по всей видимости, будет расти.
Во-первых, компания продолжает делать заимствования. В этом году промышленной группой было сделано три размещения на суммы 10 млрд, 8 млрд, 5 млрд рублей последовательно. Во-вторых, последние размещения привязаны к ключевой ставке. То есть купонные выплаты увеличатся вместе со ставкой Банка России. Из опубликованного в сети заявления пресс-службы компании следует, что решению о величине займа способствовал повышенный спрос со стороны инвесторов.
«Данный факт свидетельствует о высоком доверии инвесторов к компании и ее руководству, которое проводит выверенную политику развития модельного ряда, модернизации производства и присутствия в ключевых сегментах рынка грузовиков в изменившихся экономических и геополитических условиях», — заявили в пресс-службе КАМАЗа. Тем не менее при сокращении валовой прибыли такая политика вряд ли приведет к увеличению чистой прибыли компании.
Эффект высокой базы
Говоря о трудностях КАМАЗа, директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков перечислил несколько причин снижения выручки.
— В 2023 году компания достигла рекордных показателей благодаря росту спроса и наличию особых условий, создав высокую базу для сравнения, — отмечает эксперт.
По его словам, в 2024 году результаты оказались ниже из-за возвращения к прежним объемам производства и роста производственных затрат. Повышение финансовой нагрузки в том числе связано с производством нового модельного ряда грузовиков К5. Это потребовало повысить степень локализации платформы и, как следствие, увеличило себестоимость готовой продукции.
Повлиял на выручку КАМАЗа и гособоронзаказ. С одной стороны, он гарантирует стабильные объемы. С другой, в сравнении с коммерческими, такие подряды могут иметь меньшую доходность.
— Это особенно заметно в ситуациях, когда гособоронзаказ ограничивает возможности повышения цен, что в условиях роста издержек снижает маржинальность, — отмечает собеседник.
Свою роль сыграла и установленная Центральным Банком ключевая ставка. Она приводит к увеличению затрат на обслуживание долга компании, сообщил KazanFirst Кабаков.
— Растущий долг КАМАЗа оказывает дополнительное давление на финансовые показатели из-за увеличения процентных расходов по кредитам, — указал он.
— На фоне всех остальных КАМАЗ — одно из самых закредитованных предприятий [Татарстана]. Больше него из торгуемых и более-менее известных это только JGROUP (Унистрой), — отметил финансовый эксперт Private Banking в федеральном банке Алмаз Марданшин.
Однако, по его мнению, в убытках компании не стоит видеть большого драматизма. КАМАЗ — это системно значимая компания, значительную долю доходов которой составляют оборонные контракты.
— Я думаю, они смогут пережить высокие ставки за счет поддержки государства, — заявил эксперт.
Стоит отметить, что участие государства в этом вопросе не успокаивает. Так, «Росгеология» (государственный холдинг) допустила дефолт по облигациям. Срок погашения наступал 26 сентября 2024 года, однако компания не сумела погасить выпуск на 6 млрд рублей. За несколько лет до этого спасли от банкротства единственного производителя танков в стране «Уралвагонзавод».
Из-за высокой ключевой ставки многие российские эксперты готовятся к череде дефолтов в 2025 году.
Мы будем делать все, чтобы наши предприятия продолжали развитие
Напомним, ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина заметила, что в РФ есть ряд компаний, которые вообще не имеют процентных расходов. Она указала, что многие сегодня развиваются исключительно за счет собственного капитала. Согласно анализу Банка России на них приходится примерно 1/3 себестоимости экономики. Как правило, это очень эффективные компании с высокой отдачей на капитал.
— Для них, равно как и для компаний с низкой долговой нагрузкой, период высоких ставок — это возможность увеличить свою долю на рынке за счет более закредитованных и менее эффективных компаний, — заключила глава Центробанка. — Это не означает, что менее эффективные и закредитованные должны закрыться. Нынешняя жесткая денежно-кредитная политика способствует перетоку ресурсов к тем компаниям, чья продукция наиболее востребована, где самая сильная отдача на капитал, где ускоренным темпом увеличивается производительность труда.
— Мы внимательно слушали, что говорит Эльвира Набиуллина, ее позиция очень важна. Мы услышали так, что ее не волнует банкротство какой-то части предприятий малого и среднего бизнеса. А те люди, которые высвободятся (дефицит же на рынке труда?), как раз перетекут в те компании, которые успешны, — обратил внимание председатель правления промышленного кластера Татарстана Сергей Майоров. — А что будет, когда начнется такой переток? Малый и средний бизнес если не выживет? Они же как раз являются поддержкой для развития кооперационных отношений с крупным бизнесом. Они наиболее адаптивны к рынку.
По его словам, сейчас промышленные предприятия предпочитают брать кредиты только в том случае, когда нужно быстро перехватиться. Основным источником привлечения финансов остался овердрафт и краткосрочные кредиты, которые используются, чтобы устранить кассовые разрывы. Долгосрочные займы под нынешние проценты российская промышленность не выдерживает.
— Сейчас у нас осталась только одна возможность [сохранить развитие промышленности] — это привлечение федеральных субсидий и льготного финансирования. Мы со своей стороны будем делать все, чтобы все наши предприятия не просто оставались на плаву, но и продолжали развитие, — отметил Майоров.
Он напомнил, что в 2023 году в промышленные предприятия Республики Татарстан было привлечено 79,4 млрд рублей субсидий и льготного финансирования, что на 14% превысило показатели 2022 года. В этом году стоит задача перескочить планку 100 млрд рублей.
— Ни в коем случае мы руки опускать не намерены и рассчитываем сохранить все наши предприятия, — заключил он.
Позиция Банка России однозначно неоднозначная, ставки сделана на компании которые по факту должны развиваться за счет собственных сил и своей накопленной ранее «жировой» прослойкой, без кредитов и без удавок их процентного обслуживания…хм, ну логика своя конечно в этом есть, но с ней готовы горячо спорить мно-о-о-о-огие компании и бизнесмены и у всех как всегда своя правда
С одной стороны КАМАЗ является одним из самых закредитованных предприятий, а с другой стороны компании доверяют, типа КАМАЗ все равно вырулит и справится с вызовами, гособоронзаказ опять же в наличии имеется, хотя он и менее выгоден, а еще увеличили управленческие расходы, это тоже косвенно в плюс идет, мол можем себе позволить, впереди однозначно светлое будущее, а убытки.. ну что убытки, дело то житейское
КАМАЗ явно расчитывает на возможность привлечение федеральных субсидий и льготного финансирования, так он сможет сохранить свои мощности производственные и вообще свое дальнейшее развитие
Прочитала, успокоилась, как сказано в статье, настрой у предприятий боевой, значит будем жить..(у себя в налоговой)
Здравствуйте. Прошу Вас о помощи. Извините, что пишу здесь, больше негде.
Сейчас ищу любую работу, но пока ничего не находится. Готов на любую подрабoтку, а сейчас дома есть абсолютно нечего. 🙁 От голода почти теряю сознаниe. Одолжить просто не у кого. Одoлжите, пожалуйста, на еду рублей 100-200. Хоть на булку хлеба, хоть на килограмм картошки.
Eсли оставите контакты, тo я готов вернуть с первой зарплаты (переведу на карту или номер телефона). В этом случае оставьте свои контакты в личных сообщениях. Я верну 100%!
Пополнитe, пожaлуйстa, номeр тeлeфонa нa любую сумму: 8 (952) 133-65-10 (баланс номера телефона у оператора или по СБП)
Заранее Вам большое человеческое спасибо.
My developer is trying to persuade me to move to .net from PHP. I have always disliked the idea because of the expenses. But he’s tryiong none the less. I’ve been using WordPress on various websites for about a year and am nervous about switching to another platform. I have heard excellent things about blogengine.net. Is there a way I can import all my wordpress content into it? Any help would be really appreciated!