Опасения граждан по поводу цифрового рубля напрасны — государство и банки уже контролируют все расходы, считают эксперты KazanFirst. Новая форма валюты станет доступна летом 2025 года, и в Татарстане хотят использовать ее для оплаты услуг ЖКХ. Сейчас Центробанк вынужден опровергать мифы, что цифровой рубль может «сгореть» и от него нельзя отказаться.
Банк России опубликовал «письмо админа своей бабушке» с разъяснениями, что такое цифровой рубль.
— Не хочешь пользоваться — не открывай цифровой кошелек. За тебя никто это сделать не сможет, — пообещал автор письма в Telegram-канале регулятора.
ЦБ подчеркнул, что цифровой рубль — это только форма валюты, то есть он выпускается в дополнение к уже существующим наличным и безналичным деньгам, сочетая в себе их свойства. Купюры и монеты в кошельке — это наличные деньги, а в банке на вкладе, а также пенсия на карте — безналичные. Наличными можно расплачиваться в магазине или «подарить любимому внуку», сказано в письме. При этом регулятор заверил, что никто дополнительных комиссий не возьмет, а за перевод безналичных денег чаще всего придется платить.
— Цифровой рубль в этом случае будет «работать» как наличные (без комиссий), но в цифровом виде (как безналичные). Платить за переводы в цифровых рублях не нужно. Банк России уже установил нулевой тариф по таким операциям. И без каких-либо ограничений по суммам на переводы. Сколько есть на цифровом кошельке рублей, столько можно будет бесплатно перевести, — объяснил ЦБ выдуманной бабушке.
Это не первый случай, когда регулятор оправдывается за создание новой формы валюты. Так, на прошлой неделе Банк России сообщал об «очередном всплеске мифов о цифровом рубле». По данным ЦБ, основной канал распространения такой информации — рассылка сообщений в мессенджерах и соцсетях. Как правило, авторы этих сообщений, чтобы вызвать доверие читателей и спровоцировать панику, пытаются подкрепить свои тексты якобы различными выдержками из законов или нормативных актов, которые не имеют какого-либо отношения к цифровому рублю либо вырваны из контекста. Эту информацию KazanFirst подтвердили в Нацбанке РТ.

На официальном сайте регулятора опубликованы опровержения некоторых из мифов. Так, приходится сталкиваться с мнениями, что пользователи цифровой валюты станут объектом «тотальной слежки» или «если выключится электричество, цифровые рубли пропадут», а также «у цифровых рублей есть срок годности, и если не успеть их использовать, они сгорят».
Открыть цифровой кошелек (счет цифрового рубля) сможет только сам человек, только при собственном желании и только через мобильное приложение своего банка, подключенного к платформе цифрового рубля, сообщает Банк России. Если человек посчитает, что ему не нужен подобный инструмент, он может просто не открывать счет цифрового рубля.
Информация о расчетах в цифровом рубле будет храниться на платформе Банка России. Регулятор напомнил, что безналичные рубли, то есть деньги на зарплатных и кредитных картах, а также информация о них сегодня точно так же хранятся на счетах в банках. Никакого срока годности у цифровых рублей нет, и сгореть они не могут, точно так же, как и безналичные рубли на счетах в банках.
«В России одна денежная единица — рубль. Его курс по отношению к иностранной валюте формируется вне зависимости от его формы: наличной, безналичной или цифровой», — констатирует ЦБ.
Проект внедрения цифровой валюты начали реализовывать в декабре 2021 года с создания прототипа платформы цифрового рубля. В 2022 году прототип протестировали и разработали дорожную карту по внедрению платформы с учетом результатов тестирования. 2022 год был посвящен разработке законодательства для внедрения цифрового рубля. В августе 2023 года дали старт пилотированию операций с реальными цифровыми рублями с привлечением узкого круга клиентов 13 банков. В настоящий момент в процесс включено не менее 17 банков, около 600 граждан, а также почти 30 торговых и сервисных компаний. Летом 2025 года система будет доступна для всех.
«Деньги на картах и счетах и так под контролем»
По словам финансового эксперта Private Banking Алмаза Марданшина, основной причиной опасений граждан остается «страх перед дополнительным контролем государства за их деньгами». Люди думают, если конвертировать свои фиатные деньги в цифровые, то государство может установить лимит на их использование или снятие.
По словам Марданшина, для этого банкам не нужен цифровой рубль. Деньги, которые хранятся на картах или на счетах, и так под контролем. Фактически цифровой рубль нужен для контроля за юридическими организациями, а также для того, чтобы снизить транзакционные издержки предпринимателям.

— Когда вы оплачиваете покупку безналичным переводом, бизнесмены платят комиссию за использование системы эквайринга, — объясняет эксперт.
По его словам, QR-коды отчасти облегчили финансовую нагрузку на бизнес — при использовании этой системы платежей предприниматели не платят за эквайринг. Цифровой рубль еще облегчит им жизнь. При этом Марданшин выразил сомнение, что регулятор полностью замкнет всю систему на себя.
— Для коммерческих банков доход от эквайринга составляет значительную часть доходов. Терять эту долю бизнеса, наверное, они бы не хотели, — добавляет он.
— Цифровой рубль упростит контроль за финансовыми потоками. В том числе будет препятствовать различным финансовым нарушениям, — согласен председатель правления потребительского общества «Ас Салям» (занимается проектами в сфере исламского банкинга) Ренат Едиханов.
Технология блокчейн, которая реализована в цифровом рубле, позволяет контролировать финансовые потоки. Цифровой рубль обеспечивает исключительную прозрачность доходов, заявлял ранее депутат Госдумы РФ от республики, член парламентского комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.

— Если государство выделяет деньги на строительство школы, их нельзя будет направить на строительство дороги или дома чиновника. В принципе нельзя, потому что это сразу будет видно. Уникальный код рубля не позволит провести его через систему казначейских платежей для расходов на иные цели, нежели строительство школы. Прозрачность увеличится, а с ней и эффективность использования бюджетных ресурсов. Казнокрадства станет существенно меньше, или вообще [это делать станет] в принципе невозможно, — приводит пример депутат.
Использование цифрового рубля позволит значительно повысить контроль над нецелевым использованием средств, заявлял председатель Госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев. На итоговой коллегии госкомитета он предложил перейти на оплату тарифов ЖКХ цифровым рублем. Более того, финансировать цифровой валютой федеральные и региональные программы для развития инфраструктуры ЖКХ.
Бабушке все равно, а стране надо
Гораздо важнее та роль, которую будет играть цифровая валюта в системе международных расчетов. Напомним, ранее президент Академии наук Татарстана и председатель совета Ассоциации содействия цифровому развитию Рифкат Минниханов заявлял, что цифровую валюту вводят многие страны мира.
— Цифровую валюту вводит ряд мировых центробанков. Внедрение цифрового рубля — составная часть общемирового процесса формирования мировой экономики, основанной на грядущем третьем поколении интернета. Среди особенностей цифрового рубля можно отметить потенциал для возможных будущих международных расчетов, — отмечал Минниханов.
— Удобство, надежность и гарантированность того, что деньги дойдут в ВЭД [внешнеэкономической деятельности], если ты их отправил, — это серьезный элемент конкурентоспособности страны как контрагента в целом. То есть не конкретного экспортера-импортера, а именно страны как контрагента для всего остального мира. Деньги должны быть в сохранности, и элемент работы с цифровым рублем даст это конкурентное преимущество стране, с экономическими субъектами которой выгодно и комфортно работать, — сообщил KazanFirst Ренат Едиханов.

По словам эксперта, в процессе внешнеэкономической деятельности всегда есть риск блокировки средств в цепочке корреспондентских счетов, по которым проходит платеж. При расчете тем же цифровым рублем вот этой системы корреспондентских счетов нет. То есть транзакция не может быть заблокирована каким-то политическим решением. Едиханов объяснил, что при международных транзакциях деньги по корсчетам двигаются из страны в страну. Счет российского банка может быть в Казахстане, а казахстанского — в Китае, китайского — в Зимбабве. При этом получателем окажется и вовсе Гренландия.
— Теоретически платеж может быть заблокирован на одном из корсчетов, который был в этой цепочке, потому что так решили где-то. В рамках системы децентрализованного реестра это невозможно, — уверен Едиханов.
Сегодня в мире сложился тренд на протекционизм, который заключается не только во введении различных тарифных и нетарифных ограничений на импорт, но и в платежных отношениях с партнерами по внешней торговле, считает экономист, бывший вице-президент банка «Открытие» Константин Церазов. В авторской колонке на РБК он приводит в пример Индийские системы UPI и RuPay, КНР — UnionPay CIPS и Иранскую — Shetab. Россия в этом отношении не исключение. Сегодня наша страна активно продвигает НСПК «Мир» и Систему передачи финансовых сообщений Банка России СПФС. По мнению эксперта, среди таких решений большое место будет уделяться системам на блокчейне и цифровым активам. Главным фактором конкурентоспособности во внешней торговле он называет удобство расчетов.
Я одна видимо так и не понимаю для чего, зачем он вообще нужен? «Цифровой рубль будет «работать» как наличные (без комиссий), но в цифровом виде (как безналичные).» После этого мне кажется стало всё ещё запутаннее
Цифровой рубль по сути по бОльшей части нужны именно юрлицам, чтобы контролировать их расходы. Вот их должны обязывать переходить на цифровой рубль, чтоб меньше было откатов и посредников, а бабушкам он и не нужен особо!
Цифровой рубль — это просто меченные деньги. Также, как если бы при любой операции с наличными записывали номер каждой купюры и передавали в Центральный банк для учёта.
Движение каждого цифрового рубля можно отследить — в каких руках побывал, от кого и к кому переходил.
Все нечистые на руки крайне против того, чтобы цифровой рубль был внедрен, так как скрыть операции будет невозможно. Отсюда и большое количество заказных вбросов.
Вторые противники — банки. Так как они лишаются «кормовой базы» — цифровой рубль всегда лежит на счете в Центральном банке, а не у коммерческого банка.
Третьи противники — получатели всяких выплат и пособий из бюджета. После того, как они будут выплачиваться целевыми цифровыми рублями, не получится сходить на детское пособие и купить водки. Это будет сразу выявлено.
Вот и подумайте, кому нужен ажиотаж по поводу цифрового рубля.
Для борьбы с коррупцией цифровые деньги самое то. Проследить от кого, кому и откуда элементарно. А кто у нас коррупционеры ? Судя по сми это чиновники ,бизнесмены. Вот целевая аудитория. А у пенсионеров и смартфон не всегда найдется ,в основном кнопочные телефоны. Не бомбите им мозги,оставьте их в покое.