Есть регионы, где за наводку на пьяных платят, у нас пока нет: ГИБДД Казани о телеграм-боте

Командир полка столичной ДПС рассказал о создании телеграм-бота, в который казанцы присылают нарушения ПДД водителями, и об эффективности его работы.

Телеграм-канал Казанской ДПС появился еще в 2018-2019 годах, но тогда ресурс особой популярностью не пользовался. По словам командира полка столичной патрульной службы Михаила Савина, несколько лет назад в дежурную часть ГИБДД по городу поступало совсем не много сообщений от бдительных граждан о нетрезвых водителях. Такая информация тихо отрабатывалась, но прогресса особого не было. Вопрос дополнительного канала связи с каждым годом становился актуальнее. Нужно было придумать что-то современное, с уклоном на анонимность.

— У нас ведь в обществе как принято: те, кто сообщает или сотрудничает с полицией, — их называют стукачами. Никто не хочет светиться, поэтому такой канал связи, как телеграм-бот, я считаю оптимальным для некоторых граждан, современным в какой-то мере. Ну и другой момент: пока человек дозвонится по телефону, пока сообщит, а здесь написал текст, и все. Кроме того, мы очень бережно относимся к тайне переписки, — сказал журналисту KazanFirst Михаил Савин.

В полную силу бот заработал лишь в прошлом году, и теперь можно подбить первые результаты. За 2023 год в телеграм-бот поступило 143 сообщения, в ходе отработки информации инспекторам удалось оформить 44 административных материала. И это учитывая, что поток информации от горожан в дежурную часть по телефону не прекратился. Но в ГИБДД рассказали, что не гонятся за статистикой. Да, прирост активности есть, однако носит он скорее стабилизированный характер.

— Бот создан прежде всего в целях воспитательного характера и профилактики. Мне нравится инициатива в Пермском крае. Если человек обращается в дежурную часть и полицейские отрабатывают информацию, доводя до составления материала, положено вознаграждение. Через руководство края были выделены денежные средства в районе 5 тысяч рублей — это хороший толчок, чтобы человека заинтересовать. Это говорит о том, что не только полиция заинтересована, но и органы исполнительной власти вовлечены в повышение безопасности региона, — продолжил Савин.

Система поощрения в ГИБДД Казани тоже есть. Конечно, не деньгами, но кое-чем полицейские могут отблагодарить бдительных горожан. 

— Мы работаем совместно с ГБУ БДД, у них в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» есть определенный бюджет. Я пишу им письмо обычно, что есть хорошие задержания, люди оказывают помощь. Они выделяют тематическую продукцию: термосы, наборы, ручки, различные бонусы. Мы от ГИБДД в свою очередь дополняем своими презентами, — добавил командир полка.

Еще бот служит в противовес Телеграм-каналам, что деанонят места несения службы инспекторов. На сегодняшний день в мессенджерах и соцсетях большое количество ресурсов, рассказывающих, где стоят сотрудники в конкретный момент. В полиции знают об этом, в какой-то мере такая информация может способствовать тому, чтобы избежать встречи, если с документами не все в порядке или водитель находится в нетрезвом состоянии. Но и к этому в ГИБДД готовы и разработали целый спектр тактических решений. Например, патруль не стоит на одном пятачке больше определенного времени, а постоянно меняет место. И это всего лишь одна из используемых мер.

Но как же происходит передача информации о нарушении? Может ли информатор рассчитывать на анонимность? И как фильтруются поступающие сообщения? Михаил Савин отвечает определенно: слить личные данные участника бота невозможно. Оператор бота — специально подобранный сотрудник полиции, помимо этого общение в мессенджере происходит не напрямую с инспектором — экипаж получает информацию о нарушителе от дежурного.

— Происходит это так: один из участников нашего канала сообщает в бот, что видит, как нетрезвый водитель садится в автомобиль и начинает движение. Передает приметы, марку и госномер машины, просит принять меры реагирования. Наш оператор в свою очередь сообщает личному составу, и важно, что ответственный экипаж уже через оператора поддерживает связь непосредственно с участником Телеграм-канала, — объяснил командир полка.

Конечно, сообщения от граждан приходится фильтровать. Бывает, что люди пытаются обратить внимание инспекторов на водителя из чувства личной мести. Например, рассказал Михаил Савин, можно видеть информацию следующего характера:

«По улице Ноксинский спуск, со стороны поселка Вознесенское, двигается автомобиль сузуки красного цвета, в салоне находится ребенок без детского удерживающего устройства».

— Мы такую информацию берем в работу, конечно, но без фанатизма, мы ведь понимаем, что кто-то сообщает это специально. Мы не хотим быть каким-то оружием в личных междоусобицах, — подчеркнул Савин.

В ГИБДД обращают внимание, что в первую очередь телеграм-бот создан для передачи информации о грубых нарушениях, влияющих на безопасность дорожного движения. Это управление транспортом в нетрезвом состоянии, проезд перекрестков на красный свет и движение по встречной полосе. Если брать преступления, то это перевозка запрещенных наркотических средств или оружия. Первый год работы бота можно назвать успешным — люди активно подписываются на канал ДПС Казани, а там можно найти не только канал связи, но и полезные новости относительно безопасности дорожного движения.


Читайте также: Из-за потепления временно закрыта ледовая переправа через Каму

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.