Малый бизнес РТ со следующего года будет платить по упрощенной системе налогообложения 15% от прибыли, а не 5-10%, как сейчас. На отмену этих льгот обратили внимание в Торгово-промышленной палате Татарстана, где заявили о максимальном росте налога в три раза. Опрошенные KazanFirst предприниматели считают, что в итоге часть бизнеса «либо закроется, либо уйдет в тень». В Госсовете республики говорят о сложностях с наполнением бюджета и что налоговые преференции «не даются на всю жизнь».
Торгово-промышленная палата (ТПП) Татарстана попросила Госсовет продлить до 2027 года действие льготных ставок для малого бизнеса, который работает по упрощенной системе налогообложения (УСН).
В настоящий момент в Татарстане установлена ставка 5% от «доходов, уменьшенных на величину расходов» для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются обрабатывающими производствами, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, а также строительством. Остальные предприниматели платят 10% от прибыли.
— Вышеобозначенные ставки в республике носят временный характер, — предупредил заместитель председателя ТПП Сергей Карпухин. — До настоящего времени они ежегодно продлевались. Действие указанных ставок прекратится с 1 января 2025 года.
Он добавил, что тогда начнет «действовать ставка 15% вместо 5-10% от разницы между доходами и расходами». Напомним, что ставка в 15% установлена на федеральном уровне. Но регионы имеют право снижать ее.
По словам Карпухина, ТПП еще в июле предлагала Госсовету и правительству РТ «в очередной раз продлить действие пониженных ставок», но «положительного решения по настоящему вопросу пока нет».
Нагрузка вырастет минимум на 50%, а максимум — в три раза
Зампред ТПП обратил внимание, что в проекте бюджета Татарстана «заложен резкий рот с доходов от малого бизнеса по УСН».
— Можно предполагать, что бюджет сформирован с учетом уже максимальных ставок, которые предусмотрены Налоговым кодексом, — сказал Карпухин.
Он указал, что в итоге налоговая нагрузка на малый бизнес «вырастет минимум на 50%, а максимум в три раза».
— Максимальный рост налога в три раза будет для малых предприятий, обрабатывающих производств, в сфере производства электроэнергии, газа и воды, а также в строительстве. Как раз в тех отраслях, которые требуют особого внимания и поддержки в современных условиях, — заявил Карпухин.
Он прогнозирует, что это «негативно скажется на малом бизнесе республики».
При этом Сергей Карпухин напомнил, что «ощутимое увеличение налоговой нагрузки» произойдет в том числе из-за изменений на федеральном уровне: введение НДС при «упрощенке» и применение прогрессивной шкалы НДФЛ.
Также на республиканском уровне приняты изменения по налогу на имущество организаций. Малый бизнес, имеющий в собственности офисные, административные, хозяйственные и торговые помещения в объектах с площадью более 1 000 квадратных метров, будет обязан платить налог на имущество от кадастровой стоимости недвижимости.
Напомним, что льготные ставки по УСН предусмотрены законом, который действует в республике еще с 2009 года. В конце мая этого года правительство Татарстана вносило законопроект, которым предлагалось продлить их действие на следующий год «в целях реализации государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в республике». Сумма льготы оценивалась в 3 млрд рублей. Но законопроект так и не был рассмотрен Госсоветом РТ.
В проекте бюджета на 2025 год поступления налога по УСН оцениваются в 22,2 млрд рублей. При этом в первоначальном бюджете на 2024 год сумма закладывалась в 15,9 млрд рублей, но затем была увеличена до 19,9 млрд рублей.
«От налоговой реформы наш бюджет ничего не выиграл»
— Налоговые преференции не могут быть даны на всю жизнь. Ни крупному, ни мелкому бизнесу, — заявил KazanFirst председатель комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин («Единая Россия»).
Он подтвердил, что пока бюджетом предусмотрены поступления с учетом базовых ставок Налогового кодекса, но вопрос продления льгот «рассматривается».
Якунин напомнил, что в ходе налоговой реформы были отменены повышенные ставки 8% и 20%, которые применялись к малым предприятиям с наиболее высокими доходами (от 150 млн рублей). Эти поступления шли в бюджет региона. В то же время предприятия с доходами от 60 млн рублей, даже если они действуют в рамках УСН, обязали платить НДС — он поступает в федеральную казну. Министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин ранее говорил, что бюджет республики из-за этих изменений как раз теряет около 3 млрд рублей.
— Покрывать же их (выпадающие доходы. — Ред.) надо. От налоговой реформы наш бюджет ничего не выиграл, только потерял, — пояснил KazanFirst Якунин.
— Это будет чувствительно для предпринимателей, — считает председатель совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана Фарид Сафин. — С нового года и так возрастет налоговая нагрузка.
По его словам, малый бизнес, как правило, работает на грани рентабельности.
— Предприниматели обеспечивают себя, свои семьи, работников и еще умудряются платить налоги. Каждый процент сильно отражается на их деятельности, — сказал представитель ассоциации.
Сафин прогнозирует, что если льготы так и не продлят, то многие предприниматели «будут приспосабливаться и пытаться возложить лишние затраты на себестоимость продукции», а если «не удастся, то будут либо закрываться, либо уходить в тень».
Гендиректор группы «Далини», депутат Госсовета Руслан Нигматулин («Новые люди») говорит, что льготы предоставлялись, чтобы стимулировать развитие определенных категорий бизнеса.
— Сейчас финансовая нагрузка на них вырастет в совокупности с другими факторами в экономике (дорогие кредиты, проблемы с международными платежами). Надо понимать, что при ухудшении налоговых условий или повышении административного давления рост бизнеса замедляется. Для отраслей, которые мы хотим развивать, должны сохраняться льготные условия, — убежден собеседник.
По его словам, проект бюджета Татарстана на 2025 год «напряженный, дефицитный» и «Минфин ищет источники пополнения доходной части».
«Бьет сильно по бизнесу»
— Бесспорно, такие льготы в данный момент нужно продлевать. В ближайшие года три — однозначно, — заявил KazanFirst директор «Авто-М» Ильнур Магалимов.
По его словам, «бизнес себя очень некомфортно чувствует»: это не только налоговая нагрузка, но и дефицит кадров, рост фондов оплаты труда, а также недоступность кредитов и лизинга.
— Это уже бьет сильно по бизнесу. А если еще и льготы отменят, то это будет в какой-то степени полное фиаско, — заключает Магалимов.
Редакция KazanFirst также обратилась за комментарием к бизнес-омбудсмену Татарстана Фариду Абдулганиеву. В его пресс-службе сказали, что пока обращений на тему изменения УСН от предпринимателей не получали.
— Если увидим, что требуются поправки в законы, мы подключимся по уже отработанной ранее схеме, как в деле с внесением поправок в закон о патентах, — создадим рабочую группу с участием предпринимателей и заинтересованных ведомств, сформируем предложения, которые потом вынесем на обсуждение депутатов Госсовета, — пообещали в аппарате Абдулганиева.
Ну это же понятно было, что бесплатный сыр только в мышеловке, просто надо было немного больше времени дать чтобы понять и раскрутиться. Быстро по щелчку не бывает. Это реальная жизнь
Нужно конечно продлить им льготы ведь ,если отменят ,то многие предприниматели вынуждены будут закрывать свои бизнесы ,либо поднимать себестоимость продукции!